Биография Адоскина Анатолия Михайловича
Родился 23.11.1927, Москва.
Детство и юность
Детство Анатолия Адоскина прошло во дворе дома, в котором жили артисты МХАТа, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Мальчишкой он посещал театр, мечтал как и его друзья стать оперным певцом. "Я копил тайком от мамы на хлеб и давал его театральному капельдинеру, чтобы попасть на спектакль. Но оказалось, что певцу надо изучать еще и драматическое искусство. Мы пошли в театральный кружок" - вспоминает Анатолий Михайлович.
Надо сказать, что родители его увлечение театром осуждали. Вернувшись с фронта отец отвел Анатолия в автотранспортный техникум, где тот проучился один год. В 1943 году он его бросил. Однако признаться в этом дома пятнадцатилетний Анатолий не мог, потому что терялась рабочая карточка. Он не знал, что делать, а время шло, надо было где-то взять карточку.
В это время Вахтанговский театр объявил о наборе студентов. Анатолий пришел туда и выяснил, что уже все закончено. Тогда Адоскин пошел к руководителю курса Захаве и заявил: "Я очень талантливый. Возьмите меня". Он настолько удивился, что пригласил мальчика войти в дом. Попросил сделать этюд, послушал и написал записку: "Принять". Так Адоскин поступил на курс, где учились Ульянов, Борисова. Но проучившись три дня, Анатолий ушел. Объясняет свое решение он так: "Понимаете, я был абсолютный максималист. Увидел на уроке по движению, как ребята несерьезно себя ведут, подсмеиваются над девочками, и решил, что это пошлость, что к искусству так легкомысленно относиться нельзя".
Тогда же в 1943 году Адоскин был принят в драматическую студию Театра имени Моссовета под руководством Юрия Завадского, которую окончил в 1948 году.
Театр
С 1948 года Адоскин работал в театре им. Моссовета. В 1961 он покинул театр, как сам признается по идейным соображениям. "Я уходил от официозного репертуара, в котором задыхался. Надо было что-то делать" - говорит актер. В 1961-65 Адоскин работал в театре "Современник", в 1965-68 - в театре им. Ленинского комсомола.
В 1968 году главного режиссера Ленкома Анатолия Васильевича Эфроса уволили из театра, и Адоскин решил вернуться в Театр Моссовета. С тех пор, с 1968 года Анатолий Михайлович - ведущий актёр академического театра им. Моссовета. Играет во множестве спектаклей самых разных жанров, стилей и направлений.
На телевидении и радио выступал с авторскими передачами, посвященными творчеству русских поэтов и писателей: "Что мой Кюхля", "Мой первый друг" (Ив. Пущин), "Мой милый Саша" (Ал. Одоевский), "О, Дельвиг мой", "В. А. Жуковский", "Жил поэт Баратынский", "Последний день Лицея", "Наш доброжелатель Козьма Прутков", "Чудотворец Батюшков", "Дайте, дайте мне Раневскую".
Много лет преподает в Школе-студии МХАТ.
Кино
В кино Анатолий Адоскин с 1955 года, дебютировал у Владимира Венгерова в фильме "Два капитана" (Валя Жуков).
За это время им было сыграно более трех десятков ролей. В основном Адоскин снимался в ролях второго плана, самыми заметными из которых являются Дементьев в "Девчатах" и Сидоров в комедии "Семь стариков и одна девушка".
Герои Адоскина - мягкие, интеллигентные люди, чаще всего неспособные на подлость и агрессию. Нередко выступает в комедийных ролях, но в основном предпочитает философскую драму. Среди фильмов с его участием: "Наши соседи" (Размыслович), "Часы остановились в полночь" (Бушман), "Любовью надо дорожить" (Костя), "Человек ниоткуда" (Миша), "Чёрная чайка" (Антонио), "Операция "ТРЕСТ"" (Радкевич), "Поздний ребёнок" (дядя Лёня), "Преждевременный человек" (Наум), "Сибирский дед" (Рогов), "Прыжок с крыши" (Любешкин), "Женщины шутят всерьёз" (учитель математики), "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда" (Аттерсон), "На ножах" (начальник жандармского управления).
В 2002 году он был выдвинут на соискание национальной премии в области кинематографа "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" за работу в картине А.Кончаловского "Дом дураков". В этой ленте актёр сыграл больного, маниакально отказывающегося от пищи и твердящего слова мусульманской молитвы. Героиня пытается накормить его яблоком, и он вдруг спрашивает её по-русски: "Что ты видишь?" Бедная дурачка отвечает: "Яблоко". "А я вижу народы, - говорит седой, измождённый старик с окровавленным ухом. - Они любят и воюют, и глядят в небо в надежде увидеть моё лицо. Как же я могу их съесть?"
Последние работы
Многолетней, талантливой работой Анатолий Михайлович заслужил уважение в театре. Однако долгое время он все же считался хорошим актером именно на вторые роли. (Хотя время от времени получал и первые). Наконец в 2002 на сцене Театра им. Моссовета режиссером Борисом Щедриным был поставлен спектакль "Комики" по пьесе Нила Саймона. Главные роли сыграли Анатолий Адоскин и Борис Иванов. Пьеса дает повод посмеяться, пустить слезу, тяжко задуматься над неизбежным трагизмом жизни - и все это в одном флаконе! История о двух стариках, вышедших в тираж комиках впечатляет и вместе с тем трогает. Спектакль показал, что старейшие актеры театра Моссовета по-прежнему в хорошей форме. К несчастью в 2002 году партнер Анатолия Адоскина по спектаклю Борис Иванов умер.
Другие роли, сыгранные в 2002-2003 годах Анатолием Михайловичем на сцене театра Моссовета: Понтий Пилат ("Иисус Христос - суперзвезда"), Фон Штратт ("Белая гвардия"), Нобер де Варен ("Милый друг"), Принц Арагонский ("Венецианский купец"), Фирс ("Вишневый сад").
Звания
Народный артист России.
Замечательный, тонкий, интеллигентный актёр. И, кажется, его дарование раскрылось не полностью. Жаль...