Биография Бельмондо Жана Поля
Бельмондо (Belmondo) Жан Поль (р. 9 апреля 1933), французский актер. Снимался в фильмах: «На последнем дыхании», «Чочара», «Человек из Рио», «Чудовище», «Великолепный», «Профессионал» «Баловень судьбы» и др.
* * *
Бельмондо (Belmondo) Жан Поль (р. 9 апреля 1933, Париж), французский актер.
Родился в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен, в семье известного скульптора. Актерскому мастерству учился в Консерватории драматического искусства, но остался недовольным системой обучения, считал ее устаревшей, ибо там учили играть только классику. Играл в разных театральных антрепризах и перед камерой впервые предстал, снимаясь в фильме о Мольере и его пьесах.
Настоящий дебют в кино состоялся в 1957 в картине «Воскресенье. Мы будем воровать». Бельмондо уже был достаточно уверенным в себе актером, когда его познакомили с новичком в кинематографе режиссером Жан-Люком Годаром и актер не без колебаний согласился сняться в его короткометражке «Шарлотта и ее хахаль». Бельмондо и не предполагал, что роль в годаровской картине «На последнем дыхании» (1960) войдет в историю кино, а сам фильм будет объявлен манифестом «новой волны». Мишель Пуакар с его бравадой, развязностью, но ранимый, человечный и исповедующий своеобразный кодекс чести, отвечал настроениям молодого поколения с его нежеланием жить по законам отцов. Детективная история — Мишель похищает автомобиль, а затем убивает преследующего его полицейского — превратилась на экране в экзистенциальную драму. (Через много лет, в 1997 в рекламе «Мартини» был повторен характерный жест Бельмондо в этой роли, как он проводил большим пальцем по губе — знак безусловной и неувядаемой «культовости» фильма ). На рубеже 1950-1960-х гг. Бельмондо много снимался, в том числе за границей — в Италии, потом в США, но второй особенно значимой ролью опять становится персонаж Годара в картине «Безумный Пьеро» (1965). Бельмондо играл человека загадочного — бандита, сотрудничавшего с Сопротивлением и погибшего из-за вероломства женщины (как и Мишель Пуакар). В 1970-е гг. Бельмондо — в зените славы — снимается в боевиках и комедиях, обнаруживая незаурядный дар перевоплощения («Великолепный», 1973), «Чудовище» (1976), «Маргинал» (1983). Как настоящему лицедею ему нравится развлекать публику, демонстрировать свои атлетические возможности (практически все трюки он выполнял сам), но он получает удовольствие и от интеллектуального кино. В 1974 Бельмондо исполнил в фильме Алена Рене «Ставиский» заглавную роль русского авантюриста, изобретателя «финансовой пирамиды», человека, любившего и умевшего пожить, чья афера привела в 1930-е гг. к падению французского правительства. Критики писали, что Ставиский — второе «я» Бельмондо — «большой ребенок с дурными манерами», покоряющий сердца бесконечным обаянием. Бельмондо смолоду не был красавцем — перебитый нос (след занятий боксом), вывороченные губы. Итальянцы даже дали ему прозвище Урод. Но обаяние действительно делает его неотразимым, а с годами его облик умного и талантливого человека приобретает благородный шарм. Поэтому бандиты и жулики (вроде марсельского гангстера в «Борсалино», 1970, Роберто Ла Рокка в одноименном фильме, французского Робин Гуда Картуша или главного героя «Нежного подонка») делаются у него привлекательными, а уж люди положительные («Человек из Рио», 1964, «Профессионал», 1981) и вовсе. Особую страницу в жизни и творчестве Бельмондо занимают отношения с другом-соперником Аленом Делоном, с которым они дружили в юности, снимались вместе в фильме «Борсалино», но поссорились, не поделив славы, а в 1997 вновь встретились на съемочной площадке у Патриса Леконта, снимающего ленту «Полшанса», где французы сталкиваются с русской мафией. У Бельмондо не сложились отношения с Каннским кинофестивалем, он ни разу не удостоился его призов, но у него есть другая почетная награда — Орден Почетного легиона. Режиссер Жан-Пьер Мельвиль, поставивший с Бельмондо фильмы «Леон Морен, священник», «Стукач» и др., назвал его самым большим открытием кинематографа после Жерара Филипа.
Подробно прочитать о нем можно в книге А. Брагинского «Жан-Поль Бельмондо», вышедшей в 1997.