Биография ЧЕРКАСОВА Николая Константиновича
27.07.1903, Петербург - 14.09.1966, Ленинград.
Детство
Николай Черкасов родился в Петербурге, в семье железнодорожного служащего Константина Александровича Черкасова. Роды были трудными, и врачам пришлось воспользоваться специальными щипцами, отчего у него на всю жизнь остались над висками две маленькие вмятинки. Мама - Анна Андриановна - в своем первенце души не чаяла, постоянно оберегая его от всяких напастей.
В 1909 году семья Черкасовых, к тому времени пополнившаяся еще одним сыном - Костей, переехала в просторную четырехкомнатную квартиру одного из домов в Десятой роте (10-я Красноармейская улица). Отсюда Коля в 1912 году и пошел учиться в гимназию №10. Одноклассники относились к Коле с уважением: он никогда никого не задирал, но если его обижали, то спуску никому не давал.
Первый спектакль, который Николай увидел в своей жизни, был "Руслан и Людмила" в Мариинском театре. Тогда он еще учился в начальных классах гимназии. По словам самого Черкасова, впечатление у него осталось волшебное. Однако о театре, как о профессии, он тогда и не помышлял.
Летом 1917 года его внезапно захватила музыка. Интерес к ней у мальчика был настолько огромный, что он в одиночку посещал концерты графа Шереметьева, ходил на утренники в филармонию и даже ездил в Павловск, где обычно выступали знаменитые музыканты. Его кумиром был Федор Иванович Шаляпин.
Балет
В 1919 году Черкасов окончил Петроградскую трудовую школу и вместе с несколькими друзьями подал заявление в Военно-медицинскую академию. Но в душе он сомневался в выборе. Однажды он стал свидетелем того, как трамвай переехал прохожего. Брызнувшая на тротуар кровь вызвала в юноше такой ужас, что он сразу понял: ни о какой медицине не может быть и речи.
Летом этого же года он поступает в студию мимистов, руководимую А.Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета.
Именно здесь юный Николай Черкасов познакомился с великим басом Федором Шаляпиным, причем весьма своеобразно. На премьере оперы "Вражья сила" Федор Иванович пел главную партию. Черкасов просочился на балкон зрительного зала и принялся смешить гримасами публику. Зрители громко смеялись. На следующий день Шаляпин вызвал комедианта в кабинет. "Покажите-ка мне, чем вы вчера развлекали народ!" - попросил он Черкасова. А потом долго хохотал, увидев, что тот вытворяет. Затем нахмурился: "Спасибо, конечно. Только вот что, давайте условимся: вы мне, пожалуйста, не мешайте, а я вам не буду!"
С 1920 года Черкасов начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановках театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств. При росте почти два метра молодой артист исполнял характерные роли: Злого гения в "Лебедином озере", брамина в "Баядерке" и др.
Чарли Чаплин, Пат и Паташон
Осенью 1923 года Николай подал заявления одновременно в Институт сценических искусств и Институт экранного искусства. Талантливого юношу приняли в оба заведения.
Учась в Институте сценических искусств, Николай как-то случайно посмотрел в кинотеатре фильм о приключениях комиков Пата и Паташона. Вместе с Б.Чирковым и П.Березовым они решают создать свой собственный эстрадный номер. Так в 1925 году в их исполнении появился пародийный танец "Чарли Чаплин, Пат и Паташон", в котором Черкасов исполнял роль долговязого Пата.
Летом следующего года студенческая бригада ИСИ гастролировала по Средней Азии, и самым удачным номером был именно "Чарли Чаплин, Пат и Паташон". Этот же номер способствовал зачислению Черкасова в 1926 году в Ленинградский ТЮЗ.
В ТЮЗе Черкасов играл и драматические роли, так, например, в спектакле "Дон Кихот" он с большим успехом исполнял главную роль. Однако основным амплуа молодого актера по-прежнему считалась комедийная роль Пата.
Первые роли в кино
В 1927 году Черкасов окончил институт. На тот же год приходится и его дебют в кино. Это была немая картина "Поэт и царь", в которой молодой актер сыграл парикмахера Шарля. Как признается сам Черкасов, впервые увидев себя на экране, он ужаснулся своей худобе и высокому росту. Тогда он даже подумал, что на этом кино для него закрыто. Но уже в следующем году он был вновь приглашен на съемки.
Следующими его работами в кино стали роли в картинах "Его превосходительство", "Мой сын" и "Луна слева". В фильме "Мой сын" Черкасов вновь играл все того же долговязого Пата.
Чтобы не стать заложником этого образа, Черкасов в 1929 году принял предложение перейти из ТЮЗа в Ленинградский театр "Мюзик-холл".
Женитьба
Летом 1929 года Николай Черкасов познакомился с юной актрисой Ниной Николаевной Вейтбрехт. Вскоре они сыграли свадьбу. А весной 1931 года у них родилась дочка.
В 1930 году Черкасов перешел из Ленинградского в Московский мюзик-холл, но и там задержался недолго. В 1931 году он поступает на работу в только что созданный театр "Комедия". Свой выбор он объяснял тем, что лишь этот театр нигде не гастролировал, а молодому отцу это было крайне необходимо.
Кроме работы в театре, Черкасов довольно успешно снимался в немом кино. Летом 1932 года он удачно сыграл роль постового милиционера в первом звуковом фильме "Встречный".
В 1934 году Черкасов поступил в труппу Ленинградского академического театра имени А.С. Пушкина. Этот приход многими тогда был воспринят с недоумением: зачем нам нужен актер-эксцентрик. Действительно первая его роль в этом театре в комедии "Чужой ребенок" была лишена всякой драматургии и строилась на одной эксцентрике. Однако уже во втором спектакле - "Вершины счастья" - молодой актер удачно сыграл роль серьезного сыщика Айка Ауэрбаха. Скептики притихли.
Первые большие успехи в кино
Настоящая слава пришла к Черкасову благодаря кино. В 1934 году он снялся в молодежной комедии Александра Зархи и Иосифа Хейфица "Горячие денечки". Вместе с Яниной Жеймо они создали комическую пару, сопровождающую романтическую пару основных героев Николая Симонова и Татьяны Окуневской. Черкасов и Жеймо великолепно продемонстрировали свои таланты: их пара, разбитная крошка Кика и смиренный верзила Колька Лошак, придают всему фильму интонацию эстрадно-циркового розыгрыша, приглушая некоторое резонерство сюжета, что и было задумано молодыми авторами фильма.
Год спустя режиссер Владимир Вайншток предложил ему сыграть профессора Паганеля в "Детях капитана Гранта" (фильм снимался в августе 1935 - апреле 1936 года). Успех этого фильма был настолько огромен, что после него посыпались предложения от многих режиссеров. Причем роли предлагались непохожие одна на другую.
В 1936 году Черкасов начал сниматься одновременно в роли царевича Алексея в исторической ленте Владимира Петрова "Петр Первый" и профессора Полежаева в исторической драме Александра Зархи и Иосифа Хейфица "Депутат Балтики".
В оба фильма актер попал отнюдь не просто. В первом случае он сам заявился к Владимиру Петрову и заявил: "Роман Толстого знаю наизусть и готов сыграть в фильме роль самого Петра!" Дерзость актера понравилась режиссеру, и он попросил гримера загримировать его. Однако Петр Первый из Черкасова явно не получался. Актер расстроился, и тогда режиссер внезапно предложил ему роль царевича Алексея. После недолгих колебаний Черкасов согласился.
С ролью во втором фильме тоже помогла случайность. Снимаясь в "Петре Первом", Черкасов захаживал в павильон, где Александр Зархи работал над фильмом "Беспокойная старость" (первое название фильма "Депутат Балтики"). Напомним, что с Зархи Черкасов был знаком еще с картины "Горячие денечки". Неожиданно режиссер предложил актеру почитать сценарий: "Может, подыщешь для себя какую-нибудь роль". Черкасов хотел было отказаться, ведь он был по горло загружен в "Петре", но затем согласился.
Прочитав сценарий, 34-летний актер вдруг загорелся ролью пожилого профессора Полежаева. "Да какой из тебя старик?" - удивился Зархи. Но Черкасов обладал удивительной способностью убеждать людей. И Зархи сломался. С ролью Черкасов справился блестяще. Чудаковатость и старческая рассеянность персонажа не отменяли романтической пафосности в трактовке героя-интеллигента, который с искренним восторгом принимает идею революционного обновления мира. Продемонстрировав в этом фильме способность к яркому возрастному перевоплощению, Черкасов одновременно доказал, что готов перейти от внешней театрализации к внутреннему постижению неоднозначных характеров реальных исторических личностей.
Премьера "Депутата Балтики" состоялась 1 января 1937 года в Ленинградском Доме кино и вызвала бурю восторга. Заключительная речь профессора Полежаева утонула в аплодисментах публики. Ни один советский фильм еще не удостаивался таких оваций. В том же году на Международной выставке в Париже фильм был удостоен "Гран-при". А сам актер был удостоен звания заслуженного артиста РСФР.
Предвоенное кино
После успешных ролей в "Депутате Балтики" и "Петре Первом" Николай Черкасов продолжил в кино ряд реальных исторических персонажей.
В 1938 году Черкасов начал сниматься в главной роли в фильме Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". Причем предложение великого мастера застало актера врасплох. Одной из причин было то, что Черкасов в душе боялся режиссера, поскольку был наслышан, что тот нередко подавляет индивидуальность актера. После первой встречи с Эйзенштейном он понял, что им трудно будет работать вместе. Их взгляды на образ Александра Невского расходились. Однако режиссер оказался настойчив и уговорил Черкасова продолжить работу. В итоге, образ Александра Невского вышел былинно-возвышенным.
Не все знают, что в первоначальной версии фильма Александр Невский погибал, отравленный при дворе татаро-монгольского хана. Причем яд ему втерли свои же, русские. Однако после просмотра фильма с таким финалом Сталин лично распорядился выкинуть этот эпизод, так как он не соответствовал "великому патриотическому произведению". 1 декабря 1938 года фильм вышел на экраны
Спустя три месяца вышел еще один фильм с участием Николая Черкасова - "Ленин в 1918 году", в котором он сыграл Максима Горького.
За свои работы Николай Черкасов был удостоен орденов Ленина и Трудового Красного знамени, а в 1941 году за роль Александра Невского - Сталинской премии.
Депутат
Черкасов очень верил в Советскую власть. В 1938 году он подал заявление в партию и вскоре стал депутатом Верховного Совета РСФСР. Причем этот пост он не просто занимал, а действительно старался помогать людям. Много лет спустя он посчитал, сколько человек принял. Оказалось - 2565. Но часто даже самые близкие люди не знали о его добрых делах.
Однажды во время депутатского приема к Николаю Константиновичу ворвалась женщина с тремя малышами. Водрузила детей на стол и заявила, что ей негде и не на что жить, а потому детей она оставит прямо в кабинете. Черкасов посадил семейство в свою черную "Волгу" и поехал по чиновникам. И пока не устроил мамашу с детишками, дело это не оставил.
Георгий Товстоногов писал, что если можно было бы собрать в одно место всех, кому когда-нибудь в трудную минуту жизни помог Николай Константинович, пришлось бы арендовать стадион.
Годы войны
Летом 1939 года в семье Черкасовых умерла новорожденная дочь. В начале 1941 года у них появился сын, которого назвали Андреем. А затем началась война, которая отняла у них старшую дочь. В 1942 году она погибла в Ленинградской блокаде вместе с дедушкой - тестем Черкасова.
В первые месяцы войны Черкасов вместе с Театром им. Пушкина был эвакуирован в Новосибирск. Там он создал концертную агитбригаду и отправился с концертами на корабли Балтийского флота и в осажденный Ленинград.
В апреле 1943 года актера вызвали в Алма-Ату для съемок в фильме "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна. На экраны картина вышла в январе 1945 года (параллельно Черкасов исполнил ее и в спектакле "Иван Грозный - великий государь"). Роль Ивана Грозного стала лучшей работой актера в кино. Здесь были сведены воедино многие пристрастия актера - от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая или же, напротив, диссидентская трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна. Для обоих Иван Грозный - центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него - к постижению исторической действительности, причем в перспективе ее развития.
Послевоенное время
После войны на волне успеха первой серии "Ивана Грозного", съемочный коллектив приступил к работе над второй серией картины. Однако судьба этой части фильма оказалась печальной. Еще в процессе работы над ней у Черкасова и Эйзенштейна появились существенные разногласия. По мнению актера, во второй части Иван Грозный начал превращаться в человека нерешительного, слабохарактерного, безвольного. Такое же мнение выразил по этому поводу и Сталин, который 25 февраля 1947 года принял в Кремле Эйзенштейна и Черкасова. Эта беседа протекала в форме "дружественной" критики, однако на судьбе фильма это отразилось печально: фильм положили на полку, где он пролежал 11 лет.
В 1946 году Николай Черкасов был приглашен Григорием Александровым на роль кинорежиссера Громова в комедию "Весна". Далеко не все знают, что сниматься в этой картине Николай Константинович не хотел. И лишь когда сама Любовь Орлова, пригласив Черкасова на дачу, встала перед ним на колени, актер согласился.
В этом фильме, играя кинорежиссера Громова, Черкасов в какой-то степени по-дружески пародировал своего давнего друга Сергея Эйзенштейна - чудаковатого, но безумно талантливого режиссера.
Именно во время этих съемок актер чуть не погиб. В тот роковой день он сидел за рулем автомобиля, в котором, кроме него, находились еще двое: Любовь Орлова и Григорий Александров. На одном из поворотов машину занесло, и она врезалась в дерево. Александров сломал ключицу, Черкасову выбило несколько зубов и сильно повредило лицо. Орлова не пострадала. Из-за этой аварии Черкасову пришлось отказаться от главной роли доктора Петрова в фильме "Во имя жизни" и сняться в эпизоде - в роли сторожа Лукича.
На рубеже 40-50-х годов (когда на 16 советских киностудиях снималось всего 10-15 картин в год) Черкасов без дела не оставался. Правда, и фильмы, в которых он снимался, ничего выдающегося собой не представляли. Это были историко-биографические картины, в которых актер был вынужден изображать во многом однотипные персоны русской культуры и науки: Горького ("Академик Иван Павлов", 1949), Попова ("Александр Попов", 1949), Стасова ("Мусоргский", 1950, "Римский-Корсаков", 1953), Маяковского ("Они знали Маяковского", 1955). Кроме того, он снялся в эпизодических ролях в картинах: "Белинский" и "Жуковский".
Загруженность Черкасова в кино в те годы была высокой, но в Театре имени А.С. Пушкина новых ролей у него не было. Он играл только в четырех спектаклях: "Великий Государь", "Жизнь в цвету", "Борис Годунов" и "Ревизор". На большее у него просто не было ни времени, ни сил. Ведь актер занимался еще и общественной деятельностью как член Советского комитета защиты мира. В этом качестве он объездил чуть ли не полмира.
Конец 50-х
В марте 1956 года Черкасов снялся в главной роли в фильме Григория Козинцева "Дон Кихот". Эта роль много для него значила. Во-первых, вот уже несколько лет он не играл главных ролей в кино, во-вторых, еще в бытность свою актером ТЮЗа (в 1933 году) он играл Дон Кихота.
Для съемок фильма в Коктебеле была построена шестнадцатиметровая ветряная мельница. Дублером Черкасова был каскадер Васильев, которому предстояло вертеться на крыле этой мельницы. Но Васильева в решающий момент на площадке не оказалось. Пришлось самому Николаю Константиновичу в нескольких дублях зависать вниз головой. Отметим, что актеру в это время было уже 53 года.
Фильм вышел на экраны весной 1957 года и имел большой успех. Черкасову вновь удалось совместить любовь к пластике и характерности с возвышенным представлением героя-идеалиста, упрямо воспринимающего действительность лишь с точки зрения мечты.
Заслуги Черкасова были отмечены на международном кинофестивале в канадском городе Статфорде: за исполнение роли Дон Кихота ему была присуждена премия как лучшему актеру.
Не забывал Черкасов и про театр. В 1957 году он начал репетировать роль Хлудова в спектакле "Бег" по пьесе М. Булгакова. Премьера состоялась год спустя.
"Все остается людям"
Своего рода идеализм как самоотверженность в научной работе является внутренним свойством одного из последних героев, сыгранных Черкасовым в 1959 году в спектакле "Все остается людям" - ученый Федор Дронов, сопротивляясь тяжелой болезни, изо всех сил продолжает трудиться.
В 1962 году кинорежиссер Георгий Натансон решил перенести эту пьесу на экран.
Он вспоминает: "Мне очень понравилась пьеса Самуила Алешина - философская, умная. После "Шумного дня" я решил взяться за нее. Алешин предложил поставить картину на "Ленфильме". Я стал подбирать актеров и в первую очередь обратился к Черкасову. Он тогда не снимался уже пять лет и очень обрадовался моему предложению.
Худсовет "Ленфильма" кинопробы одобрил: и Попова, и Быстрицкую, и Пилявскую. Про Черкасова же сказали, что он "творческий труп". Как можно так говорить об этом великом актере! Да, он театральный актер, может, я не смог его сдержать на пробах... Но его не утвердили. Тогда я обратился к Товстоногову, он был последней инстанцией в Ленинграде, и тот позвонил в обком, и уже оттуда настояли на кандидатуре Черкасова.
Мы снимали очень легко, весело. Черкасов всегда шутил, рассказывал истории. И ни разу не капризничал. А ведь тогда он был сильно болен, мы не знали об этом. У него была эмфизема легкого, доктора запрещали ему курить, он стрелял сигареты и покуривал в ладошку... Никакого преимущества у Черкасова перед другими актерами не было, со всеми он был в добрых отношениях. Необыкновенно нежно относился к Пилявской, к Быстрицкой, которая даже немного трепетала. И это после своей всенародной славы "Тихого Дона"! Помню, на съемку пришел Кеша Смоктуновский, в это время он играл Гамлета у Козинцева и рассказывал о своих жестких спорах с режиссером, чего не было у меня с Черкасовым. Вероятно, мне счастливо удается создать атмосферу из-за моей огромной любви к актерам".
За эту работу Николай Константинович был удостоен Ленинской премии.
Последние годы
В начале 60-х здоровье Николая Константиновича заметно ухудшилось. У него обострилась хроническая эмфизема легких, пошаливало сердце. С 1964 года актер ежегодно вынужден был ложиться в больницу. Этим не преминули воспользоваться недоброжелатели.
В июне 1964 года, после того как ему была присуждена Ленинская премия за роль в фильме "Все остается людям", актер был уволен из театра. Вот как это произошло. В театр пришло распоряжение сократить актерские кадры. И тогда директор театра решил "сократить" в первую очередь жен актеров, и Нина Черкасова была в их числе. А когда Черкасов пытался ее защитить, говорил, что она всю жизнь в Александринке, директор ответил, что ему надо кого-то сокращать. Тогда Черкасов сказал, чтобы сократили его, написал заявление, и его уволили. Для Черкасова это стало большим ударом. Он снова слег.
Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актер не сдавался. В 1965 году он съездил в загранкомандировку в Лондон. В мае 1966 года нашел в себе силы провести отчетно-выборную конференцию Ленинградского отделения ВТО. Однако здоровье катастрофически ухудшалось. В августе 1966 года он вновь лег в больницу, из которой уже не вышел.
Его хотели похоронить на Литераторских мостках в лавре, там, где похоронены все великие актеры, но ленинградские власти отказали. Тогда жена послала телеграмму Косыгину, и тот приказал разрешить. В последний путь актера провожали тысячи ленинградцев.
27 июля 1970 года имя Черкасова было присвоено одной из улиц в новом районе Ленинграда. В марте 1975 года в некрополе Александро-Невской лавры был открыт памятник работы скульптора М.К. Аникушина.
Заключение
Режиссер Георгий Натансон так отозвался о Николае Черкасове: "Сейчас таких кумиров уже нет: ни артистов, ни оперных певцов, от которых у поклонниц кружилась голова". А ведь и правда - хоть кружится голова у поклонниц от героев "Бригады", им, этим молодым людям, далеко до обаяния Николая Черкасова - человека крайне скромного и невероятно одаренного.
Звания, премии, награды
Народный артист СССР (1947).
Лауреат Ленинской премии (1964, роль Федора Дронова в фильме "Все остается людям").
Лауреат Сталинских премий (1941, "Александр Невский"; 1946, "Иван Грозный"; 1950, "Счастливого плавания"; 1951, "Мусоргский"; 1951, "Александр Попов").
Кавалер ордена Трудового Красного знамени (1938, за роль в фильме Петр I).
Кавалер ордена Ленина (1939, за исполнение ролей в фильмах "Петр I", "Александр Невский" и "Ленин в 1918 году").