Филиппов Сергей Николаевич - биография, фото, фильмы

Филиппов Сергей Николаевич - фотографии

Биография Филиппова Сергея Николаевича

24.06.1912, Саратов - 19.04.1990, Москва.

Начало - «хулиганское»

Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать – портнихой. В школе учился неважно, а в старших классах и вовсе прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались мальчику особенно хорошо –литература и химия, последний из которых его однажды очень сильно подвел. Как-то в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов… создав тем самым по всей школе ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, и горе-химика исключили из школы.

Учеба

Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошел учеником пекаря в частную пекарню. Потом он перепробовал еще несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. И тут перед Филипповым открывалось блестящее будущее: через несколько недель он уже считался лучшим учеником. И юное дарование по совету преподавателей в 1929 году отправился поступать в Москву. Опоздав на приемные экзамены в балетное училище при Большом театре, а заодно и в хореографическое училище в Ленинграде, Сергей Филиппов, не растерявшись, подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.

Одаренному студенту все пророчили успех на многие годы. Окончив техникум, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора, к сожалению, оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля ему стало плохо, сердечный приступ. Из балета пришлось уйти.

Сергей Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера Филиппов играл в основном комедийные роли. Да и в амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде. Актер был безмерно счастлив, что сказав всего одну реплику, он может заставить смеяться целый зал.

Кино

В кино впервые актер начал сниматься в начале 1937 года. И дебют стал судьбоносным в творчестве Сергея Филиппова. Его пригласили на бессловесную и, как казалась, в тот момент, легкую роль финна-шюцкоровца в фильме о гражданской войне в Карелии режиссеров Музыкантов «За Советскую Родину», но книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера». Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову не надо было занимать.
Герою актера надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, он должен тут же рухнуть в воду. Одного плохо: съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду.

Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод еще, и еще, и еще. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза, совершенно закоченевшего, парня извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у кого угодно охоту сниматься в кино. Но Сергей Филиппов держался стойко, и желание сниматься росло с каждым дублем!

После «ледяного дебюта» актера заметили, и режиссеры охотно стали приглашать на съемки. Роль следовала за ролью.

Первый брак

К тому времени устроилась и личная жизнь актера. Он женился на Алевтине Ивановне Григорович, которая вместе с ним училась в эстрадно-цирковом техникуме. Рисковали они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у ее будущего мужа не было, как говорится, «ни кола, ни двора».
Бабушку, что говорится, просто поставили перед фактом, показав ей свидетельство о браке, и семья зажила. А в 1938 году у них родился сын Юрий.

Тридцатые годы

В 1939 году актер появился на экране сразу в трех фильмах. В картине «Член правительства» режиссеров Зархи и Хейфица в роли наглого и жестокого человека, лодыря и саботажника. Одного из тех, кто скоро начнет убивать из-за угла строителей новой колхозной жизни. С такими врагами Сергею Филиппову пришлось в свое время познакомиться. Будучи комсомольцем, он принимал участие в отрядах, отбиравших излишки зерна у кулаков. Хорошо запомнил он звериную ненависть этих врагов Советской власти и ярко перенес увиденное в жизни на экран.

Сергей Филиппов сыграл также эпизодическую роль погромщика в фильме «Выборгская сторона» Козинцева и Трауберга, где молодой артист выделился резкостью и точностью характера своего героя, и старого железнодорожника в картине «Аринка» Кошеверовой и Музыканта.

Сергей Филиппов переживал пору подъема. Талантливый режиссер Сергей Юткевич пригласил его в картину «Яков Свердлов» на роль матроса-анархиста и эта удачная работа как бы окончательно закрепила за молодым артистом право появляться на экране.
Своеобразие дарования актера, его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов, удивительно органическое существование в образе привлекало режиссеров. Артист поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, мимические реплики. Обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов.

«Приключение Корзинкиной»

Развитие советской эксцентрической кинокомедии проходило в сложных условиях. Этот жанр был отнесен к разряду «формалистических». Но первая картина - «Приключения Корзинкиной», режиссера Климентия Минца, с чудесной актрисой редкого комедийного дарования и огромного обаяния Янины Жеймо в главной роли, прошла с успехом. Сергей Филиппов сыграл в этом фильме роль мастера художественного слова, выступающего с чтением стихотворения на эстрадном конкурсе.

Герой актера, чтец вышел на сцену с мышкой, которая проскользнула за ворот фрака, читать «Умирающего гладиатора». Трагический смысл стихов Лермонтова и поведение самого исполнителя, хихикающего от того, что мышь его щекотала, находились в резком противоречии. Сергей Филиппов выдавал каскад мимических трюков, прибегал к самым острым приемам игры - гротеску и буффонаде - и достигал необыкновенного комического эффекта, роль удалась необыкновенно.

В таком же ключе сатирического преувеличения и буффонады актер сыграл следующую роль - ефрейтора Шпукке, в фильме «Новые похождения Швейка». В одной из своих статей режиссер этого фильма Сергей Юткевич, высоко оценивая творчество Сергея Филиппова, назвал его «великолепным буффоном».

«Ночной патруль»

Длинная вереница комедийных образов, созданных Сергеем Николаевичем в последующие годы, позволяет понять особенность его творчества. Он действительно ни на кого не был похож. У него были любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он никогда не стремился повторять их приемы, не копировал их маски. Сергея Николаевича зрители узнавали сразу, да он и не пытается спрятаться под какой-либо маской. В каждой, даже самой маленькой роли он искал, прежде всего, характер.

«Чаще всего, - говорил Сергей Николаевич, - мне приходится играть роли советских людей, наших современников, а потому я и стараюсь найти в каждой из них общественный смысл». Таким престал перед зрителями Сергей Филиппов в картине «Ночной патруль» в роли завмага Ползикова. Актер присутствовал на допросах проворовавшихся дельцов, подобных Ползикову. Ему казалось, что он нашел эту особенность и показал ее не просто как черту характера данного завмага, а как явление, обусловленное тем социальным строем. Это постоянный, панический страх Ползикова перед советским правосудием и неизбежным разоблачением его жульнических операций.

Личная жизнь

Слава, обрушившаяся на Сергея Филиппова, по сути, разрушила его семью. Актер пользовался огромной популярностью у женщин, чем с удовольствием и пользовался. Бесчисленные романы с первыми красавицами Москвы и Ленинграда, постоянные выпивки, все это привело к тому, что через полтора десятка лет Алевтина Ивановна забрала сына и ушла. Официально развод они так и не оформили…

Сергей Филиппов не долго оставался один. Очень скоро он сошелся с писательницей Антониной Георгиевной Голубевой, которая, кстати, была почти на двадцать лет его старше. Они зажили, как сегодня говорят, гражданским браком.

Филиппов очень любил свою супругу и одновременно очень ее боялся. Голубева, будучи женщиной весьма ревнивой, сразу же взяла его в руки. Она контролировала каждый шаг мужа и даже запрещала ему видеться с сыном и бывшей женой. Пыталась Антонина Георгиевна бороться и с его пристрастием к алкоголю, но все попытки оказались безрезультатными. Филиппов продолжал пить, превращаясь в настоящего алкоголика…

1950–е годы

С середины 50-х последовал новый взлет популярности Сергея Филиппова. Все началось с его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров». Несмотря на резкие сатирические краски, его персонаж не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру. Филиппов создал живого человека, наделенного жизненными чертами. Наглый, самовлюбленный, дурак Алмазов на каждом шагу подчеркивает свое превосходство над другими. Но его, как и каждого, кто возомнит себя незаменимым в этой жизни, ждал бесславный конец.

Вторая половина 50-х – это время когда Филиппов безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей: в те годы настоящих комиков было немного. Одна из самых ярких удач Сергея Николаевича - лектор «из Общества» в картине «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Несколько мгновений присутствовал на экране лектор «из Общества» - Сергей Филиппов, а перед зрителем возникал незабываемый образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности, от науки, жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло. Он произносил очень мало слов. Но с помощью тонко разработанной мимики и жестов Филиппов передал неизмеримо больше того, что было отпущено актеру по тексту.

Невозможно не вспомнить еще одну работу артиста. В фильме «Девушка без адреса» он сыграл начальника конторы Василия Никодимыча Комаринского. Перед нами очередной «пустобрех», уверенный в своей необходимости и незаменимости и рассуждающий о «своевременности оборачиваемости поступающих директив своевременно и точно в свое время» в его конторе. Зато в домашнем кругу он превращается в подкаблучника Масика. Помните его фразу, обращенную к жене: «Масик хочет водочки».

Последние роли

Судьба комедийного артиста зависит от развития комедийной драматургии. У Филиппова были годы, когда он не сыграл ни одной роли в кино. На репертуаре Филиппова, не пренебрегающего короткими сценками и эпизодами, отразилось и потребительское отношение к его творчеству иных кинематографистов, которые использовали его дарование как «острую приправу к пресному блюду».

Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, разновидности милиционеров, швейцаров, жуликоватых администраторов, подвыпивших граждан. Но и каждому из этих персонажей гениальный актер стремился придать живые человеческие черты. И ему всегда это блестяще удавалось. А если при этом еще актера не стесняли узкие рамки роли, то все убеждались в его широких возможностях.

В 1965 году Сергей Николаевич Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность - он продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Именно после этой работы актеру вскоре было присуждено звание народного артиста РСФСР.

70-е годы подарили нам также незабываемого шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», требующего у царя «Кемску волость». Запомнились и роли Филиппова фильмах: «Не может быть!» и «Табачный капитан».

В 1980-е годы актер из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие его работы, как роль Хювяринена в комедии Леонида Гайдая «За спичками» и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце».

И еще немного о нем

Сергей Филиппов был человеком резким, грубоватым, закрытым, близких друзей почти не имел, поэтому истину о нем рассказать мало кто смог бы.

Со своим сыном Юрием Филипповым он, несмотря на запрет супруги, продолжал поддерживать отношения. Как рассказывал Юрий Сергеевич, отец продолжал любить и его и свою бывшую жену. Поэтому решение Алевтины Ивановны и Юрия в начале 70-х эмигрировать в США стало для Сергея Филиппова большим ударом. Он посчитал их предателями, отказался общаться с ним и долгие годы не отвечал на письма и звонки. Правда, со временем отцовские чувства возобладали над эмоциями, и родственная связь, пусть и не очень близкая, восстановилась.

В последние годы своей жизни Сергей Филиппов был очень одинок. После смерти в 1989 году Антонины Голубевой он остался совсем один, без средств к существованию. Беспомощного старика навещали друг Константин и актриса Любовь Тищенко. Они убирали квартиру, кормили его…

За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте. «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину».

Скончался Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Антониной Голубевой. Эпитафией артисту стали его любимые стихи: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения».

Знаменитые фразы

Масик хочет водочки.

Йа, йа! Кемска волост!

Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке это не известно!

Лю-у-ди! А-уу!

Зашёл я как-то в ресторан выпить… супу

Хамы!

Мало!..Мало!... Много! (Новые приключения неуловимых, Аптекарь).

Казимир Алмазов — это аттракцион, имя, афиша, публика, касса!

Интересные факты

Бытует мнение, будто мужчина с маленьким кусочком хлеба из блокадного Ленинграда на всем известной фотографии — это и есть Сергей Филиппов. Даже ссылаются на фильм «Ленинградская симфония». Сходство, безусловно, есть. Но Сергею Николаевичу на момент съёмки было 29 лет, и он находился в Сталинабаде (Душанбе) — туда были эвакуированы все сотрудники Театра комедии во главе с Акимовым.

Признание и награды

Заслуженный артист РСФСР (1957).

Народный артист РСФСР (1974).

Филиппов Сергей Николаевич - фильмы (актерская работа):

Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989)
Пусть я умру, господи... (1988)
Собачье сердце (ТВ, 1988)
Сказка про влюбленного маляра (1987)
Опасно для жизни! (1985)
И вот пришел Бумбо... (1984)
Перикола (ТВ, 1984)
Мера пресечения (ТВ, 1983)
Боцман и попугай (сериал, 1982)
В старых ритмах (1982)
Ослиная шкура (1982)
Спортлото-82 (1982)
Куда исчез Фоменко? (ТВ, 1981)
Комедия давно минувших дней (1980)
Таинственный старик (1980)
За спичками (1979)
Соловей (1979)
Инкогнито из Петербурга (1978)
Летучая мышь (ТВ, 1978)
Поздняя встреча (ТВ, 1978)
Пока безумствует мечта (1978)
Blokada: Leningradskiy metronom (1977)
Blokada: Operatsiya Iskra (1977)
Блокада: Фильм 2: Ленинградский метроном. Операция «Искра» (1977)
Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977)
Веселое сновидение, или Смех и слезы (ТВ, 1976)
Песни над облаками (ТВ, 1976)
Синяя птица (1976)
Ау-у! (1975)
Не может быть! (1975)
Яблоко как яблоко (1975)
Великий укротитель (ТВ, 1974)
Царевич Проша (1974)
А вы любили когда-нибудь? (1973)
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
По собственному желанию (1973)
Табачный капитан (ТВ, 1972)
12 стульев (1971)
Большой янтарь (1971)
Где вы, рыцари? (ТВ, 1971)
Тень (1971)
Бушует «Маргарита» (ТВ, 1970)
Феола (1970)
Старый знакомый (1969)
Не горюй! (1968)
Новые приключения неуловимых (1968)
Снегурочка (1968)
Татьянин день (1967)
Первый посетитель (1966)
Последний жулик (1966)
Стряпуха (1966)
Иностранка (1965)
Спящий лев (1965)
Зайчик (1964)
Приключения Толи Клюквина (1964)
Большой «Фитиль» (1963)
Два воскресенья (1963)
Крепостная актриса (1963)
Половодье (1963)
Суд идет (1963)
Большая дорога (1962)
Наш общий друг (1962)
Черемушки (1962)
Лиса, бобер и другие (1961)
Осторожно, бабушка! (1961)
Совершенно серьезно (1961)
Чертова дюжина (1961)
Ее фантазия (1959)
Косолапый друг (1959)
Не имей 100 рублей... (1959)
Неподдающиеся (1959)
Особый подход (1959)
Сомбреро (1959)
Я вам пишу... (1959)
Ваня (1958)
Девушка без адреса (1958)
Девушка с гитарой (1958)
Дружок (1958)
Не на своем месте (1958)
Олеко Дундич (1958)
Петя и Красная Шапочка (1958)
По ту сторону (1958)
Улица полна неожиданностей (1958)
Шофер поневоле (1958)
Всего дороже (1957)
Гуттаперчевый мальчик (1957)
Ночной патруль (1957)
Шторм (1957)
Карнавальная ночь (1956)
Медовый месяц (1956)
Разные судьбы (1956)
Двенадцатая ночь (1955)
Запасной игрок (1954)
Кортик (1954)
Мы с вами где-то встречались (1954)
Укротительница тигров (1954)
Драгоценные зерна (1948)
Золушка (1947)
Свет над Россией (1947)
Беспокойное хозяйство (1946)
Остров Безымянный (1946)
Здравствуй, Москва! (1945)
Кащей Бессмертный (1944)
Мы с Урала (1944)
Март-апрель (1943)
Новые похождения Швейка (1943)
Железный ангел (1942)
Швейк готовится к бою (1942)
Приключения Корзинкиной (1941)
Музыкальная история (1940)
Яков Свердлов (1940)
Аринка (1939)
Станица Дальняя (1939)
Волочаевские дни (1938)
За Советскую Родину (1937)

Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
Вячеслав
2014-01-27 19:37:19
Как странно распоряжается судьба порой! Замечательный актёр и такой паршивый конец! Стыдно! Кто знает, неужели две недели пролежал в квартире после смерти?
Владислав (Саратов)
2013-11-24 08:25:34
Живу в Саратове. Хотелось бы подойти к дому, где жил знаменитый актёр. Кто знает адрес, подскажите.
Любовь
2013-11-05 01:27:31
Уточню, что Сергей Филиппов умер не в Москве, как у вас написано, а в Санкт-Петербурге. Похоронен там же, на Северном кладбище, рядом с Антониной Голубевой, последней женой. Это один из любимейших моих актёров, которому просто невозможно найти замену.
Александр
2013-02-16 01:17:58
Товарищи! В рубрику, "Знаете ли Вы, что... " хочу добавить один интереснейший факт. В 1979 году в Ленинграде ещё до выхода фильма "Служебный роман" на экраны в кинотеатрах вместо киножурнала крутили маленький рекламный ролик про " Служебный роман". Сюжет такой: На трибуну выходит Сергей Филиппов и в стиле Огурцова из "Карнавальной ночи" ругает фильм "Служебный роман", перекручивая факты. Причём всё получается очень смешно, и этот сюжет сам по себе является маленьким шедевром. Например, он говорит такую фразу: "Людмила Прокофьевна, вместо того, чтобы заниматься работой, стала демонстрировать моды, что передалось коллективу, и все, бросив работу, стали красить глаза и губы." При этом шла такая "нарезка" сюжетов, которая подтверждала его слова. И последняя фраза Филиппова: "Я надеюсь, что все вы, как и я, не пойдете смотреть этот фильм. " После этого он сходит с трибуны и уходит, напевая "Могу весь мир я обойти..." Вот бы найти этот ролик. Может есть у кого?
Николай (ст. Кущевская)
2012-11-29 15:16:30
Талант от Бога!!!
valik
2011-09-20 08:26:09
Очень много подарил нам радости и улыбок.