Биография Хабенского Константина Юрьевича
Хабенский Константин Юрьевич – российский актер кино и театра, актер озвучки, режиссер.
Детство
Константин Хабенский родился 11 января 1971 года в Ленинграде. Его отец Юрий Аронович работал инженером, мама Татьяна Геннадьевна по профессии – преподаватель математики. Рос Костя вместе со своей старшей сестрой Наташей. Наталья впоследствии стала певицей, солисткой Санкт-Петербургского еврейского музыкального ансамбля.
В Ленинграде маленький Костя пошел в ясли, а затем в детский сад. В первом классе он вместе с родителями переехал в Нижневартовск. В этом приполярном городе он прожил четыре года. Юрий занимался аудитом, Татьяна работала в строительной лаборатории. В 1985 году семья Хабенских вернулась в родной Ленинград.
Решение стать актером
В детстве Костя Хабенский не помышлял о карьере актера. Мальчик мечтал лишь о том, чтобы поскорее уйти из школы. Окончив 8 классов без «троек», Константин поступил в техникум авиационного приборостроения и автоматики. Но завершить здесь обучение ему было не суждено: «Я проучился три курса, защитил курсовик и тогда понял, что совершенно ничего не понимаю в технической стороне этого дела. Теоретически еще понятно, а вот чтобы знать, где там чего подпаять… В общем, мне стало ясно, что надо идти куда-то в другую сторону».
В те годы Константин все свободное время проводил среди друзей, как их тогда называли – «неформалов». Как-то раз вся их компания была приглашена в театр-студию «Суббота». Руководители пытались привить ребятам любовь к театру. Хабенский вспоминал: «Я прирос, еще – мой друг. Остальные не приросли. А было нас человек пятьдесят. Я стал работать монтировщиком и по мере сил выходить на сцену "театральным горошком" (это когда на сцене стоит главный герой, а вокруг вместо того, чтобы вешать задники, ставят людей; так выгоднее – быстрее убирается и вешается)».
Постепенно Константин втянулся в театральную жизнь и логичным итогом этого стало его решение поступать в театральный институт. Он выбрал Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), куда и поступил в 1990 году в мастерскую В.М. Фильштинского, одного из лучших мастеров актерской школы в стране. Вместе с Костей учились Михаил Трухин, Михаил Пореченков (известный зрителю как «агент национальной безопасности») и Андрей Зибров. Ребята очень сдружились и старались везде держаться вместе.
Первые работы в кино и театре
Свою первую роль в кино Константин Хабенский сыграл в 1994 году. Это был эпизод в эксцентрической комедии Владимира Зайкина «На кого Бог пошлет», который вряд ли кто из зрителей заметил. Так что настоящим дебютом его вряд ли стоит считать.
В 1995 году, окончив ЛГИТМиК, Константин был принят в экспериментальный театр «Перекресток», где провел один год. Одновременно он работал на региональном ТВ в качестве ведущего отдела музыкальных и информационных программ.
В 1996 году Хабенский перешел в московский Театр Сатиры им. А.И. Райкина. Здесь молодой актер был занят в основном на вторых ролях. Среди его работ – спектакли «Трехгрошовая опера» и «Сирано де Бержерак». Тогда же произошло его второе пришествие в кино, которое оказалось более удачным – в 1998 году он снялся сразу в трех картинах: в российско-венгерской детективно-фантасмагорической мелодраме Томаша Тота «Наташа», мелодраме Дмитрия Месхиева «Женская собственность» и социальной драме «Хрусталев, машину!».
Первые роли, как признавался актер, он получил случайно. Роль в «Наташе» досталась актеру после встречи с венгерским режиссером Томашем Тотом. «Мы поговорили, – вспоминал Константин, – тот спросил: "Будешь сниматься?". Я сказал: "Буду!". Потом выпили водки. Так началась работа в кино». Так же случайно он оказался и в картине «Женская собственность». Актер вспоминал: «Спускаюсь на студии по лестнице, навстречу поднимается какой-то тип, смотрит на меня: "Что-то я тебя не знаю!". Отвечаю: "Я тебя тоже не знаю!". И мы разошлись. А потом ко мне подходят и говорят, что это был режиссер Дима Месхиев и что я утвержден на роль в его новом фильме "Женская собственность"».
Благодаря этим работам на Хабенского обратили внимание, и вскоре он уже снялся в небольшой роли в триллере Николая Лебедева «Поклонник», а затем уже в одной из главных ролей в драме Владимира Фокина «Дом для богатых». За работу в картине Владимира Фокина Хабенскому была присуждена премия в номинации «Лучшая мужская роль» на Гатчинском кинофестивале «Литература и кино».
Тем временем продолжалась и его работа в театре. С 1996 года Хабенский выступал на сцене Театра имени Ленсовета, где играл заглавную роль в спектакле «Калигула». Среди других работ актера: Дурачок Карл в «Войцеке» Г. Бюхнера, Эстрагон в спектакле «В ожидании Годо» С. Беккета, Валентайн в «Поживем – увидим» Б. Шоу.
Игорь Плахов
Роль оперативника Игоря Плахова в популярном сериале «Убойная сила» досталась актеру неожиданно для него самого. Вот что он рассказывал по этому поводу: «Там никак не могли найти главного героя, хотя снимать уже начали. Я приехал на пробы после спектакля, уставший. Режиссер мне объясняет концепцию сериала, а я стою с умным лицом, улыбаюсь – сил говорить уже не было. И вдруг слышу: "Так, берем Хабенского! Даже и пробовать не будем – все понятно"».
Благодаря «Убойной силе» Хабенский стал известен не только в среде театралов и киноманов, но и среди любителей скоротать время дома у телевизора. Сегодня вряд ли найдется телезритель, не видевший знаменитую пару оперов Игоря Плахова и Васи Рогова в исполнении Константина Хабенского и Андрея Федорцова. Такие разные и внешне, и по характеру, они необычайно органично смотрелись вместе на экране.
О своей работе в сериале Константин отозывался так: «Конечно, у сериалов много минусов. Есть актеры, которые принципиально в сериалах не снимаются. Однако, если ты знаменит, ты можешь себе позволить отказываться от таких ролей. Сериал считают второсортным кино, и актер уже известный, состоявшийся, возможно, не станет в нем сниматься, чтобы не испортить себе биографию. А мне портить нечего. Мне нужно работать, меня должны знать в лицо. Это очень важно для актера. К тому же я понимаю, что сериал – это достаточно легкий успех, если это вообще можно называть успехом. Голова немного покружилась от этой славы и перестала. Хочется равняться на великих, таких, как Евстигнеев, Леонов, Чаплин. А вообще, я благодарен тем режиссерам, с которыми работал…».
Кино и театр
Работа в сериале приносит не только мгновенную популярность. Один раз удачно сыгранная роль, найденный типаж, которые так полюбились зрителям, вводят в искушение сниматься в последующих продолжениях. Это постепенно ведет к вероятности стать актером одной роли. Вспомните Алексея Нилова или Сергея Селина. До «Ментов» у обоих было по десятку ролей, среди которых были и заметные. Ныне они известны лишь как Ларин и Дукалис.
К счастью, с Константином Хабенским этого не произошло. В 2000 году опер Игорь Плахов предстал перед зрителями ОРТ террористом Гершуни в сериале «Империя под ударом». А в 2001 году он снялся в незаслуженно обойденной вниманием картине Дмитрия Месхиева «Механическая сюита».
Об откровенно слабой комедии Александра Рогожкина «Особенности национальной политики», где актер предстал в образе продажного журналиста, мы говорить не будем. Зато работа актера в дебютной картине Филиппа Янковского «В движении» не осталась без внимания. Хабенский сыграл главную роль – успешного журналиста Сашу Гурьева, охотящегося за сенсациями. Его герой – веселый циник с грустными глазами – сразу располагает к себе зрителей. Газета «Известия» так отреагировала на этот фильм: «Почти весь фильм зрители в зале смеялись – от емкости реплик, от радости узнавания и чтобы не заплакать. Слишком знакомо было все происходившее на экране и слишком точно».
В 2004 году на экраны вышел первый российский блокбастер «Ночной дозор». Константин Хабенский сыграл в нем главную роль – Антона Городецкого. Выходу фильма предшествовала с широким размахом организованная кампания. Несомненно, это подогрело интерес к фильму, который оказался вполне неплохим фантастическим экшеном. Правда, как это часто бывает, у фильма нашлись не только горячие поклонники, но и противники. Но это еще раз доказывает, что картина не оставила равнодушными многих зрителей.
В 2005 году Хабенский снялся в фильме «Дневной дозор», в котором вновь предстал перед телезрителями в образе уже полюбившегося мага. В 2006 году Константин сыграл в картине «Час пик», в 2007 – в доброй комедии «Ирония судьбы. Продолжение», в 2008 – в исторической ленте «Адмиралъ», в 2009 – в мистической драме «Чудо». В 2010 году Константин Хабенский принял участие в российско-французском историческом фильме «Распутин». В 2013 году актер снялся в американском боевике «Война миров Z», в 2014 – в новогодней кинокомедии «Елки 1914». В 2017 году Хабенский сыграл Троцкого в одноименном сериале. В 2018 году Константин Хабенский выступил как сценарист и режиссер к военной драме «Собибор».
Что же касается театральной деятельности, то в 2002 году Хабенский дебютировал на сцене МХАТа в спектакле «Утиная охота», сыграв роль Зилова. Спустя год Константин был принят в труппу этого прославленного театра. По поводу своей новой работы он говорил: «Знаете, я не комплексую и не рефлексирую по этому поводу. Могу утверждать, что Табаков никого из мхатовских стариков не тронул. Кто-то ушел, кто-то пришел… А нас с Михаилом Пореченковым он пригласил в театр после того, как специально приезжал в Питер смотреть нас на сцене. Конечно, есть радость от того, что работаешь на такой площадке. А трепет… Если трепетать по каждому поводу, можно ничего и не сыграть, кроме трепета».
Что касается работы Константина Хабенского в области озвучивания, то здесь можно выделить «Тимон и Пумба» (голос Тимона, 1995-1998), «Мадагаскар» (1/2005, 2/2008, 3/2012, голос Алекса), «Елки» (1/2010, 2/2011, 3/2013, 4/2014, 5/2017, голос за кадром), «Малышарики» (2017, голос за кадром) и прочие.
Награды
Константин Хабенский – заслуженный артист России (2006), народный артист (2012), лауреат премий: «Золотая маска», «Золотой софит», «Созвездие», премии имени В. Стржельчика и т.д.
Общественная деятельность
В 2008 году Константин Юрьевич основал благотворительный фонд для помощи детям с тяжелыми заболеваниями (онкология, сложные болезни головного мозга и пр.). Два года спустя Хабенский решил расширить свою деятельность в области заботы о подрастающем поколении и начал открывать студии творческого развития. Заведения Хабенского появились в Санкт-Петербурге, Воронеже, Казани, Сочи, Нижнем Новгороде и некоторых других городах.
Личная жизнь
12 января 2000 года Константин Хабенский женился на питерской журналистке и актрисе кино Анастасии Смирновой. 25 сентября 2007 года у пары родился сын Иван. К сожалению, вскоре после этого у Анастасии обнаружили опухоль в головном мозге. Женщина целый год лечилась в Лос-Анджелесе, но врачи не смогли спасти ей жизнь. 1 декабря 2008 года Анастасия скончалась в возрасте 33 лет. 15 декабря ее похоронили в Москве на Троекуровском кладбище. Постоянную заботу о маленьком Ване было решено доверить матери Насти Инне Глебовне. Бабушка и внук поселились в Барселоне.
Летом 2013 года Константин Хабенский взял в жены Ольгу Литвинову, театральную актрису. 3 июня 2016 года в их семье родилась дочка Александра.