Биография Яншина Михаила Михайловича
Яншин Михаил Михайлович (1902-76), российский актер, режиссер, народный артист СССР (1955). С 1924 в Московском Художественном академическом театре. Среди ролей: Лариосик («Дни Турбиных» М. А. Булгакова), сэр Питер («Школа злословия» Р. Шеридана), Абель («Соло для часов с боем» О. Заградника). Возглавлял театр «Ромэн» (1937-41) и Московский драматический театр им. Станиславского (1950-63). Снимался в фильмах: «Свадьба» (1944), «Шведская спичка» (1954) и др. Государственная премия СССР (1975).
* * *
Яншин Михаил Михайлович [20 октября (2 ноября) 1902, Юхнов — 17 июля 1976, Москва], российский актер театра и кино; народный артист СССР (1955).
В 1919 окончил среднетехническое училище. В 1922 был принят во 2-ю студию МХТ. С 1924 актер, затем и режиссер МХАТа. В 1937-1941 одновременно с работой во МХАТе — художественный руководитель Цыганского театра «Ромэн», в 1950-1963 главный режиссер Московского драматического театра им. К. С. Станиславского.
Начало. МХАТ
Почти вся жизнь Яншина связана со МХАТом Первыми его ролями стали Выборный в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, Петрушка в «Горе от ума», Добчинский в «Ревизоре». Но заметили молодого актера только в 1926, когда он с оглушительным успехом сыграл Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» — смешливо-простоватого юношу, наивного и преисполненного надежд на будущее. Наутро после премьеры Яншин проснулся знаменитым. Был женат на актрисе Художественного театра В. В. Полонской, которая после самоубийства Маяковского развелась с ним.
Затем был Вася в «Квадратуре круга» Катаева, Антонио в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», доктор Гаспар в «Трех толстяках», Терентий Бублик в «Платоне Кречете», Почтмейстер и Губернатор в «Мертвых душах», Мозгляков в «Дядюшкином сне».
С первых своих работ актер обнаружил незаурядное чувство юмора, но он никогда не был комиком в прямом смысле этого слова — всегда вводил драматический, лирический подтекст даже в, казалось бы, чисто комедийные роли, сохраняя взволнованную трепетность переживания всех совершающихся событий. И в то же время мастерски умел драматические сюжеты оттенить комедийными красками.
У Яншина была удивительно располагающая внешность, обаятельная, простодушная улыбка, задушевные интонации, особая, несмотря на его полноту, грациозность движений. Он производил впечатление человека добродушного, мягкого, все понимающего, и с особенной любовью играл именно таких персонажей — нежных сердцем, застенчивых, по-детски доверчиво открытых миру и потому с особой остротой воспринимающих крушение (или угрозу крушения) своей веры в людей.
Таким был его Маргаритов в «Поздней любви», несчастный милый старик, переживший настоящую духовную катастрофу (в этой роли Яншин поднимался поистине до трагедийных высот). Таким был его очаровательный сэр Питер Тизл из «Школы злословия», добрый, жизнерадостный толстяк, по-юношески влюбленный в свою жену.
Таким был его Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты», Государственная премия СССР, 1975), искренне считающий себя умным и имеющим право учить других.
Таким был и Кузовкин («Нахлебник», Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского, 1970), и Франтишек Абель из знаменитого спектакля «Соло для часов с боем» (1973), мудрый и добрый.
По сути, в репертуаре актера было только два однозначно отрицательных героя — наглый корыстолюбец Градобоев в «Горячем сердце» (в этом спектакле Яншин сначала играл роли Жигунова и Сидоренко) и Двоеточие в «Дачниках». Но и они были по-своему обаятельны в своем простодушии и искренности, и в них актер находил то, что могло бы вызвать сочувствие зрителя.
Чеховские герои
Яншин был идеальным чеховским актером, с мягкой манерой исполнения, богатой интонационной палитрой, умеющий показать мгновенную смену настроения, самые разнообразные оттенки чувств. В «Трех сестрах» он сыграл Ферапонта и Чебутыкина, в «Вишневом саде» — Симеонова-Пищика, в «Дяде Ване» — Вафлю, тихого приживала, в душе которого таятся нереализованные надежды на лучшую жизнь, в «Чайке» —деликатного, скромного Сорина.
Режиссура
Яншин довольно активно занимался режиссурой, как правило, ставя добротные, обстоятельные спектакли, насыщенные бытовыми деталями. Работая в театре «Ромэн» (его женой была знаменитая цыганская актриса Ляля Черная) поставил яркие спектакли: «Кровавая свадьба» и «Чудесная» башмачница» Гарсиа Лорки, «Действующие лица» Светлова, «За ваше счастье» и «Песню об Урсаре» Ром-Лебедева. Театральным событием стояли его постановки в Драматическом театре им. К. С. Станиславского: «Грибоедов» (1951), «Девицы-красавицы» (1952), «Наследники Рабурдена»(1952), «Дни Турбиных» (1954), «Чайка» (1954), «Такая любовь» (1959), «Первый день свободы»(1961), «На улице Счастливой» (1963). В 1957 во МХАТе Яншин поставил (совместно с английским режиссером П. М. Лесли) спектакль «Дворянское гнездо» по Тургеневу, сыграв в нем роль Лемма.
Кинороли
Первая роль Яншина в кино — телеграфист в фильме «Каторга» (1928), а всего он снимался в 37 фильмах (если считать фильмы-спектакли, сюжеты в «Фитиле» и другие короткометражки). В кино наиболее востребованным оказалось именно комедийное дарование артиста (которое проявлялось даже в откровенно бытовых ролях — рабочем из «Черного барака», 1933, или инструкторе Иване Лихо из «Последнего табора», 1936).
Яншин блистал в комедийных ролях, став подлинным украшением таких фильмов, как «Поручик Киже» (1934, Павел I), «Свадьба» (1944, агент страхового общества Нюнин), «Ревизор» (1952, Земляника), «Школа злословия» (1952, Питер Тизл), «Двенадцатая ночь» (1955, сэр Тоби), «На подмостках сцены» (1956, Борзиков), «Сапоги» (1957, Муркин) и мн. др.