Биография Кторова Анатолия Петровича
КТОРОВ Анатолий Петрович (наст. фам. Викторов) (24 апреля 1898, Москва — 30 сентября 1980, там же), российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1963).
В 1919 окончил студию под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1917-1918 и в 1923 — актер Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, в 1919-1920 — Государственного Показательного театра, в 1921 и в 1923-1933 — Театра бывшего Корша. С 1933 — актер МХАТа.
Дебютировал в театре имени В. Ф. Комиссаржевской крохотной ролью денщика в спектакле «Безрассудство и счастье» (1917, инсценировка трех романов Бальзака). Первой большой ролью стал паж Жеан в пьесе Ф. К. Соллогуба «Ванька-ключник и паж Жеан» (1917). Кторов сыграл его озорно, весело, легко. После этого в театре имени В. Ф. Комиссаржевской актер играл самые разноплановые роли: от комедийно-гротесковых до драматических. А вот первая же роль в Государственном Показательном театре (жизнелюбец Люцио в спектакле «Мера за меру» по Шекспиру, 1919) надолго определила его дальнейшее амплуа. Люцио стал первым из череды кторовских элегантных авантюристов, неунывающих прохвостов. Именно они в те годы сделали актера любимцем публики. Его, блестящего, эффектного, отличали чувство юмора, отточенность движений, острый рисунок роли, тяготение к внешней характерности. Сам Кторов, чувствуя в себе неограниченные возможности, любил представать в каждом новом спектакле в ином качестве: в характере истеричного деспота Петра Третьего («Петр Третий и Екатерина Вторая», 1923) искал противоречивость, строя роль на перепадах настроения; Мурзавецкого, смешного и жалкого («Волки и овцы» по А. Н. Островскому, 1927), делал в финале ужасным; Карандышева («Бесприданница» по А. Н. Островскому, 1932) играл зло темпераментно.
В театре за шесть десятилетий творческой деятельности Кторов сыграл девяносто девять ролей, в кино — всего двенадцать (лучшие из них — в фильмах Я. А. Протазанова), никогда не считая кинематограф главным делом своей жизни и недовольный тем, что ему приходилось в основном играть «фрачные роли» — джентльменов-жуликов, авантюристов, роковых соблазнителей. Циничный эмигрант Владимир Заглобин («Его призыв», 1925), городской повеса («Закройщик из Торжка», 1925), обаятельный вор Каскарилья («Процесс о трех миллионах», 1926), столь же обаятельный вор Микаэль Коркис («Праздник Святого Йоргена», 1930), красавец Паратов («Бесприданница», 1936) — все они аристократичны, очаровательно наглы, напористы. Им, по натуре игрокам, присуще чувство собственного достоинства и ощущение абсолютной власти над окружающими людьми. Внутренне самодостаточные, абсолютно свободные, эгоистичные, они не зависели ни от кого и ни от чего. Зрителям эти герои Кторова нравились, но сам он в конце 1930-х годов без сожаления прервал свою кинокарьеру, вернувшись в кино только в середине 1960-х, чтобы сыграть Николая Андреевича Болконского («Война и мир» режиссера С. Ф. Бондарчука, 1966) — величественного и чудаковатого старца, гордого, проницательного, возвышающегося над всеми остальными героями, как одинокий утес.
Последняя работа актера в кино — король в фильме Г. Натансона «Посол Советского Союза» (1969).