Биография Мадянова Романа Сергеевича
Мадянов Роман Сергеевич – советский и российский актер кино и театра.
Детство
22 июля 1962 года в подмосковном Дедовске Истринского района в высокообразованной семье Мадяновых родился сын – Мадянов Роман Сергеевич. Отец Ромы Сергей Вениаминович Мадянов работал редактором на телевидении, а мать Антонина Михайловна Мадянова – библиотекарем. Кстати, Роман не единственный ребенок в семье – его брат Вадим Сергеевич Мадянов старше Романа на два с половиной года. Конечно же, родители много дали мальчикам в плане воспитания и культуры, что не могло в какой-то степени не предопределить дальнейшую судьбу братьев. Роман стал актером театра и кино, а Вадим – драматическим актером и режиссером (играл детские роли в 70-х, поставил картины «Коля, Зина и Каедза» и «Династия»). Но это все было после, а в то время братья росли бойкими и крепкими сорванцами: не упускали возможности поозорничать и в обиду себя не давали. Конечно же, такой боевой характер мальчишки унаследовали от своих казачьих предков: дедушка, бабушка и все родственники по отцовской линии были уральские казаки.
Детское кино
В девять лет жизнь Романа и вся его судьба изменились – он начал сниматься в кино. Впервые он появился на экране в 1971 году в небольшом эпизоде в фильме «Перевод с английского». Вторая роль была уже главной: сорванец Гекльберри Финн в картине Георгия Данелии «Совсем пропащий» (по мотивам романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»). А случилось это так…
В то время отец Ромы работал режиссером на центральном телевидении, в творческом объединении «Экран». Однажды жена сказала, чтобы он забрал сыновей с собой на работу, на съемки, таким образом хоть как-то присматривая за неугомонными мальчишками. В один из дней отец работал в обычной московской школе. Братья привычно носились c другими ребятами по коридорам, когда Романа поймала ассистент режиссера киностудии «Мосфильм»… и отвела на кинопробы к Георгию Данелию. Через две недели Роман уже ехал на поезде в Прибалтику – сниматься. А его партнерами по фильму были прославленные артисты – Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Владимир Басов, Ирина Скобцева и др.
До десятого класса Роман уже снялся в десяти фильмах, причем у юного актера были три главные роли в картинах «Совсем пропащий», «Весенние перевертыши», «Все дело в брате».
Учебе, конечно, это мешало, было много пропусков. По месяцу-два Роман ходил в школы Еревана, Ялты, Севастополя, а когда приезжал со съемок, персонально занимался с учителями, которых оплачивал «Мосфильм»: закон об обязательном среднем образовании соблюдался неукоснительно и приходилось наверстывать программу целыми разделами и сдавать педагогам сразу несколько тем. Благо память, натренированная зубрежкой ролей, была хорошая. Так Роман залпом все и запоминал – и физику, и математику.
ГИТИС
К моменту окончания школы Роман уже твердо знал, что будет поступать в театральный. Почему не ВГИК? На выбор ВУЗа повлиял отец, которого Роман Мадянов считает своим первым учителем. «Это все замечательно – и ВГИК, и съемки, – напутствовал он сына. – Но все это приходит и уходит, а ты должен иметь свой дом, настоящую, хорошую театральную школу».
Казалось бы, абитуриента с таким опытом актерской работы ВУЗ должны был встретить с распростертыми объятиями. Ничего подобного. Первый год Роман не поступил, ведь у театра всегда было предвзятое отношение к кинематографу. А узнали его сразу, так что богатое кинематографическое прошлое скорее мешало абитуриенту, чем помогало.
Тем не менее Роман не сдавался и мечты о театре не оставлял. И его целеустремленность привела к тому, что уже на следующий год он стал студентом Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского. Руководитель курса Оскар Яковлевич Ремез выказал опасения, что молодой актер будет продолжать сниматься в кино, так что пришлось Роману давать расписку с обещанием до третьего курса не нарушать учебный процесс.
Теперь у Романа была возможность получить высшее театральное образование, которую он старался использовать по максимуму. Желание научиться профессии было очень велико, поэтому все, что было хорошего в ГИТИСе, студент старался брать. И, надо сказать, усилия не пропали даром: Роман Мадянов считался многообещающим студентом.
Пожалуй, у каждого актера есть роль (или роли), которую он мечтал бы сыграть. У кого-то, к примеру, это Гамлет. Для Романа это была роль Швейка. Эту мечту он высказал еще в институте и руководитель курса, имея инсценировку «Швейка», решил эту мечту осуществить. Постановщиком мюзикла был непосредственно сам Ремез, а режиссером – Олег Львович Кудряшов. Во втором дипломном спектакле – «Блондинка» режиссера Камы Гинкаса – Роман сыграл роль Филимонова. Оба спектакля стали самыми яркими событиями того сезона.
На последних курсах Роман уже начал играть в Московском театре им. Владимира Маяковского у Андрея Александровича Гончарова в сказке «Иван-царевич». А после успешного окончания ГИТИСа в 1984 году сразу был зачислен в штат театра.
Армия
Вскоре после этого в 1985 году Роман был призван в ряды Советской Армии и в течение полутора лет проходил службу в ракетно-космических войсках в районе Кубинки Одинцовского района. Первый период адаптации был тяжелый, но потом Роман быстро освоился. Тем более, что он и его сослуживцы призывались группой в двадцать человек, из которых восемнадцать имели высшее образование, причем из всей команды Роман был самым младшим.
Как вспоминал актер, он был не очень дисциплинированным солдатом – довелось ему и на гауптвахте посидеть. Именно это послужило причиной тому, что он ушел на гражданку в звании ефрейтора, хотя ему прочили как минимум сержантские, если не старшинские погоны. Впрочем, сам он большого значения этому не придал.
Наверное, артисту, любящему свою работу, было непросто ощущать, что он полтора года существовал как бы вне профессии. Однако Роман никогда не считал эти годы потерянным временем. Здесь необходимо отметить, что этот человек всегда старался из любого жизненного периода, находя что-то положительное и отмечая что-то отрицательное, извлечь урок, пользу. Вполне возможно, что опыт службы в армии помог актеру впоследствии создать такие убедительные образы военных.
Театр
Отслужив, Роман вернулся в театр им. Маяковского, который действительно стал для артиста домом, где он проработал больше двадцати лет и сделал около тридцати работ. Среди них: «В кольце тишины» (Грибов), «Закат» (Левка), «Горбун» (Онек), «Банкрот» (Подхалюзин), «Дети Ванюшина» (Ванюшин), «Наливные яблоки, или Правда – хорошо…» (Сила Ерофеич, Зазывала), «Валенсианские безумцы» (Мартин), «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Клавдий), «Жертва века» (Дергачев), «Театральный романс» (Яблоков), «Иван-царевич» (Царь Агей, Иван-царевич), «Блондинка» (Филимонов), «Подземный переход» (Сайка), «Ящерица» (Красноречивый), «Агент 00» (Начтех), «Розенкранц и Гильденстерн мертвы...» (Клавдий), «Да здравствует королева, виват!» (Де Квадра), «Входит свободный человек» (Харри).
В театре Роман Мадянов стал одним из ведущих актеров. Работы шли одна за другой, и актер с вдохновением отдавал себя им. Затем из-за нехватки времени в силу большой востребованности в киноиндустрии пришлось уйти на разовые спектакли. Так что он, можно сказать, начал пребывать в статусе «свободного художника», работать по контракту с рядом московских антреприз и независимых театральных агентств.
Кино
Вследствие большой театральной загруженности Роман долгий период времени практически не снимался в кино. Возвращение на экран состоялось в 1989 году. Неожиданно раздался телефонный звонок с приглашением на кинопробу в картину Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция кооперация». Утвердили, как говорится, сходу. С тех пор Роман Мадянов сыграл еще несколько десятков больших и маленьких ролей, в том числе в таких фильмах и сериалах, как «Игра на миллионы» (Г. Байсак, 1991), «Гражданин начальник» (Н. Досталь, 2001), «Жизнь забавами полна» (П. Тодоровский, 2002), «Участок» (А. Баранов, 2003), «Штрафбат» (Н. Досталь, 2004), «Дети Арбата» (А. Эшпай, 2004), «Солдаты» (С. Арланов, 2004-2005), «Карусель» (В. Никифоров, 2005), «Дело о мертвых душах» (П. Лунгин), «Охота на изюбря» (А. Карпыков, 2005) и др.
Одной из самых ярких ролей Романа Мадянова в кино стала роль прокурора Анциферова в нашумевшем телесериале «Гражданин начальник». Личность, мягко говоря, малосимпатичная... Да и вообще, Мадянову часто приходилось играть разных пижонов, проходимцев и гадов, но роли получаются яркими, персонажи запоминающимися вследствие того, что актер по большей части выступает адвокатом собственных ролей. Главное для Мадянова – каждый образ понять и прочувствовать. Анциферов, к примеру, – человек команды. Это зажравшаяся верхушка, где все повязаны между собой. Ему есть за что драться, есть что терять. Но когда на его пути становится отпетый, безбашенный криминал, даже этот человек потрясен, он теряется, уходит в запой, исчезает..
Образ главы МГБ Абакумова в сериале «В круге первом» был рожден Романом Мадяновым в прямом смысле этого слова. Ни портретного сходства, ни физического (Абакумов был двухметрового роста) у актера с главой МГБ не было, поэтому нужно было играть не человека, а роль личности в истории. Из волос Мадянова «делали чуб» назад и открывали лоб. Из грима ничего не было, актер играл со своим лицом. Для того, чтобы вжиться в образ, Роман Мадянов просматривал документальные фильмы про Абакумова, представлял его, когда Абакумов оставался один в кабинете: как он ведет себя, какие у него привычки, что он себе позволяет. Затем Мадянов представлял, какой он с подчиненным: как себя держит, как говорит... Затем в третьей ипостаси – какой он с арестантами. И еще – какой он наедине с собой. Это пять основных сцен, пять ситуаций, в которых проявлялись его характер и в целом личность. Эти пять ситуаций раскрывают Абакумова как неординарную и сильную личность. Он в каждой сцене – разный, и он разный по нарастающей.
Потом Роман Мадянов снимался у Никиты Сергеевича Михалкова в «Двенадцати разгневанных мужчинах». Как вспоминал сам актер: «Это как провидение. Господь свел. Такие приглашения бывают редко. Я очень хотел поработать у Никиты Сергеевича, мне грех жаловаться. Я работал с Данелией, Гайдаем... И вдруг – как снег на голову. Позвонили в начале декабря. У меня перехватило дух. Для актера это счастье – заниматься любимой профессией с мастером уровня Михалкова, он может поставить более сложные задачи, чем ты себе вообразить сможешь. Хотя это и безумно тяжело». Герой Романа Мадянова – один из рассерженных мужчин, один из присяжных. В фильме они все по номерам, и Мадянов – номер шесть. Нет ни главных, ни второстепенных героев. По сюжету мальчик убивает приемного отца, и присяжные решают его судьбу...
«Солдаты»
«Ой, смотрите, Колобок идет. Настоя-я-ящий!!!» – именно в роли подполковника Колобкова из сериала «Солдаты» многие россияне знают актера Романа Мадянова. За две части сериала Роману Сергеевичу удалось создать неповторимый образ настоящего замполита. И это только сам актер называет эту роль слишком скучной и неинтересной, но откреститься от всенародно любимого Колобка Роману Мадянову так и не удалось. Уже в шестых «Солдатах» Романа все-таки уговорили играть Колобкова и дальше, к тому же в картину вернулись все актеры из первой и второй части, а у Романа Мадянова с ними сложились хорошие отношения, особенно с Борисом Щербаковым, его партнером и по театру.
В 2006 году завершилась работа над восьмой частью «Солдат». Роман Мадянов мечтал сыграть подполковника Колобкова другим в последней части, но по сценарию это не предусмотрено: «Как был он гадом, так и останется им. Хотя нельзя же отрицать, что есть в моем герое и хорошие черты», – говорил актер.
Следующие киноработы актера – «Заколдованный участок» (2006), «Сыщики – 5» (2006), «Карнавальная ночь – 22, или 50 лет спустя» (2007), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), «Каникулы строгого режима» (2009), «Наша Russia. Яйца судьбы» (2010), «Утомленные солнцем – 2: Цитадель» (2011), «Елки – 2» (2011), «Солдаты – 17» (2013), «Легенда № 17» (2013), «Левиафан» (2014), «СуперБобровы» (2015), «Страна чудес» (2016), «Одноклассницы: Новый поворот» (2017), «СуперБобровы: Народные мстители» (2018), «Домашний арест» (2018), «Зулейха открывает глаза» (2020) и другие.
Роман Мадянов – заслуженный артист России
Личная жизнь
Еще в Московском театре имени Владимира Маяковского Роман Мадянов встретил свою вторую половину – Наталью. В 1992 году у них состоялась свадьба, а уже 7 января 1993 года в молодой семье произошло радостное событие – родился сын Рома. В детстве Рома целыми днями, как и большинство других мальчишек, просиживал за компьютером. Но, в отличие от других, Рома еще в детстве снялся в одном из фильмов, правда, ему довелось сыграть лишь эпизодическую роль. Также Рома окончил музыкальную школу. А став взрослым, сын Мадянова выбрал профессию телеоператора.