Биография Николса Майка
Николс (Nichols) Майк (наст. имя и фам. Михаил Игоревич Пешковский) (р. 6 ноября 1931, Берлин), американский режиссер, продюсер, актер.
Родился в семье врача, русского еврея, эмигрировавшего в 1939 в США. Не имея средств для обучения в Чикагском университете, Николс в юности был вынужден подрабатывать ночным сторожем, почтовым служащим, водителем грузовика. Увлекшись актерской профессией, учился в студии Ли Страсберга в Нью-Йорке. Начал выступать в ресторанах и кабаре, затем в шоу на Бродвее, в том числе со своей первой женой Элен Мей. В 1963 дебютировал на Бродвее как режиссер, с 1966 — постановщик в кино. Один из самых признанных режиссеров в мире театра и кино, имеющий почти все престижные призы: «Оскар» за режиссуру «Выпускника», «Эмми» за работу на ТВ, семь премий «Тони» за спектакли, награды гильдии режиссеров и нью-йоркских кинокритиков. Дебютировав в кино экранизацией пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (1966, премии «Оскар» для актрис Э. Тейлор и С. Деннис), Николс сразу же приобрел почетный статус «актерского режиссера», у которого всегда охотно работают актеры (четырежды — Д. Николсон, трижды — М. Стрип, дважды — Х. Форд); благодаря ему были открыты Дастин Хофман, сыгравший в фильме «Выпускник» (1967) и певец А. Гарфункель в качестве актера в фильмах «Уловка-22» (1970), «Плотские познания» (1971).
В фильмах на рубеже 1960-70-х гг. Николс умело сочетал критику истеблишмента и различных институтов власти со здоровым консерватизмом, способностью привлечь зрителей даже невыигрышными историями из реальной жизни (как позже в случае с фильмом «Силквуд», 1983, номинация на «Оскар» за режиссуру). На семь лет он выпал из кинематографа, не вписавшись в новую ситуацию второй половины 1970-х годов, продолжая, однако, с успехом сотрудничать в театре без коммерческих и художественных провалов. Традиционность и даже уступки неоконсерватизму особенно заметны в «Деловой девушке» (1988, номинация на «Оскар»-88 за режиссуру), как бы апофеозе американизма и феминизма. Нотки раздражения по поводу современной американской, словно заведенной, жизни, прозвучавшие в картине «Что касается Генри» (1991), еще сильнее — в форме иносказательной мистической мелодрамы — выражены в ленте «Волк» (1994), которая стала второй по кассовым показателям среди фильмов Николса после «Выпускника». Комедия «Клетка для пташек» (1996), американский римейк французского фарса о паре немолодых гомосексуалистов, нашла еще более живой отклик у американской публики.