Плятт Ростислав Янович

Биография Плятта Ростислава Яновича

Плятт Ростислав Янович (1908 — 30 июня 1989), российский актер, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1989). С 1927 в Театре-студии Ю.А. Завадского, с 1938 в Московском театре им. Ленинского комсомола, с 1943 в Театре им. Моссовета. Роли: Бернард Шоу («Милый лжец» Дж. Килти), Барлей Купер («Дальше — тишина» В. Дельмар). Снимался в фильмах: «Мечта» (1941), «Послесловие» (1983), в телефильмах «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Визит к Минотавру» (1987). Государственная премия СССР (1982).

* * *

Плятт Ростислав Янович (Иванович) [30 ноября (13 декабря) 1908, Ростов-на-Дону — 30 июня 1989, Москва], российский актер театра и кино; народный артист СССР (1961). Герой Социалистического труда (1989).

В 1928 окончил драматические курсы под руководством Ю. А. Завадского. С 1927 актер Московского театра-студии под руководством Завадского, с 1936 — Ростовского драматического театра им. М. Горького, с 1938 — Московского театра им. Ленинского комсомола, с 1941 — Московского театра драмы, с 1943 — Московского академического театра им. Моссовета.

Дебют

Первыми ролями молодого актера стал Человек в пенсне и офицер на вечеринке в спектакле «Простая вещь» (1927). Плятт сыграл ярко, броско. Он вообще в молодости тяготел к гротесковой характерности, любил грим, тщательно искал внешний рисунок роли. Его нелепые, долговязые юноши были уморительно смешны: пижон Гарри Компас в эксцентрической комедии «Компас» (1928), сын нэпмана Илюшка в «Нырятине».

Театр-студия Завадского

Долгое время актер играл откровенно отрицательных персонажей, таких как Нинкович в «Госпоже министерше» или Гастон Вальтье из «Школы неплательщиков», с удовольствием находя для них разнообразные сатирические краски. В этих легких, изящных комедиях Плятт чувствовал себя абсолютно свободно. А каким смешным был его Скалозуб в «Горе от ума» (1938) или Болингброк в «Стакане воды» (1937; в 1944 был повторен в театре им. Моссовета и долго шел с неизменным успехом). И какие точные характеристики нашел молодой актер для своего фон Ранкена — солидного, брезгливого господина, важно «покупающего» продажную любовь.

Театр им. Ленинского комсомола

Вообще-то Плятт мог играть все. Но «увидели» в нем актера на положительные роли только в Театре им. Ленинского комсомола, где Плятт принял участие в спектаклях «Окна» по Голсуорси (мойщик окон мистер Блэй) и в «Парне из нашего города» К. Симонова (военврач Аркадий Бурмин). Перейдя в Московский театр драмы, актер с огромным успехом продолжал играть Аркадия. И одна за другой пошли роли «хороших людей», интеллигентных, умных, достойных.

Снова к Завадскому

Плятт был идеальным актером Завадского, соединяя в своем творчестве две актерские школы — вахтанговскую, с ее стремлением к яркой театральности, изысканной иронии, и метод Станиславского, с его углублением в психологию персонажа. Плятт считался мастером перевоплощения, он с удовольствием придумывал своим персонажам самые невероятные обличья, и в то же время был необычайно выразителен в незамысловатых психологических сюжетах, как, например в чеховском «Тапере», вошедшем в спектакль «Пестрые страницы», — грустной истории несостоявшегося таланта, погубленной жизни.

С удовольствием играл актер в «Шторме» (Раевич), «Волках и овцах», «Норе» (Крогстад), «Чайке» (Дорн), «Лешем» (Войницкий), «Маскараде» (Казарин), «Братьях Карамазовых» (Федор Карамазов).

На протяжении всей своей творческой жизни актер снова и снова обращался к образу Бернарда Шоу, что отчасти было следствием их внешнего сходства. Впервые он сыграл его в спектакле «Ученик дьявола» (1933), появившись в финале в гриме Шоу. Позже в «Цезаре и Клеопатре» Плятт в образе Шоу начинал действие, а потом уже играл самого Цезаря. Но особый успех в роли писателя актер имел в спектакле. Г. В. Александрова «Милый лжец» Дж. Килти, в котором в паре с Л. П. Орловой проникновенно проживал историю удивительной любви, связавшей жизни великого драматурга и знаменитой актрисы Патрик Кэмпбел. А в 1970-е гг. на телевидении был подготовлен цикл передач о Шоу («Театр Бернарда Шоу»), в которых Шоу (Ростислав Плятт) беседовал с Литературоведом (А. А. Аникст).

В 1969 вместе с Ф. Г. Раневской Плятт пронзительно нежно сыграл в трогательном спектакле «Дальше — тишина». Эта тема прощания с жизнью, достойного ухода появится в его творчестве еще не раз, в том числе и в фильме Марлена Хуциева «Послесловие» (1983, Алексей Борисович).

Кино

В кино Плятт пришел поздно, почему-то кинематографисты не сразу разглядели в нем возможного киноактера.

Первая роль была совсем крохотной — военспец в фильме «Ленин в 1918 году». Зато следующая — чудаковатый холостяк в трогательной комедии «Подкидыш» (1939) — сразу полюбилась зрителям.

С тонким юмором и дальше играл он роли обаятельных, добрых чудаков: извозчик Янек в «Мечте» (1943), сосед-холостяк в фильме «Слон и веревочка» (1946), пассажир в «Первокласснице» (1948), честный добропорядочный господин Грин в «Убийстве на улице Данте», вдохновенный ученый Данкевич в фильме «Иду на грозу» (1965), мудрый пастор Шлаг в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973) и мн. др.

Зато для завхоза Бубенцова из фильма «Весна» (1947) актер не пожалел сатирических красок, от души высмеяв самовлюбленного проходимца.

С 1931 Плятт активно работал на радио, с удовольствием участвуя как в серьезных передачах, так и в детских, без устали озвучивая разных зверюшек.

Лауреат Государственной премии СССР (1982 — за спектакли, сыгранные в Московском академическом театре им. Моссовета).

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2015-06-30 18:41:24
Ах, сколько Плятт ролей сыграл
И сколько было радостных мгновений!
В семнадцати мгновениях финал,
А в ВУЗе прозвище: Плятт – гений!

В Ростове-на-Дону наш Плятт родился,
Затем в Москву с семьей переезжал.
Окончив школу, в МХАТ он устремился.
Вся жизнь его, как будто бы вокзал!

В театре ленинского комсомола,
В театре драмы города Москвы,
Лишь в Моссовета с Пляттом школа,
Завадский был по жизни с ним сродни!

И в разных школах он испробовал,
Ну, что сказать: талант – он есть талант!
Не мог перенести предательства,
Сверкал на сцене, словно бриллиант!

Он в четырёх десятках фильмах
Был обаятельным, да как играл!
С присущею иронией на сценах
Талант народу своему отдал!

С уважением, Айшат Мальсагова.