Равикович Анатолий Юрьевич

Биография Равиковича Анатолия Юрьевича

Детство

Анатолий Равикович родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде, где и прошло его детство. Семья жила в тяжелые времена. Застали Гражданскую войну, период НЭПа, Великую Отечественную войну: голод, страх, ленинградскую блокаду, эвакуацию... Родители, к сожалению, ничего в жизни не видели, кроме погони за куском хлеба, чтобы достойно вырастить троих детей. Есть у Анатолия Равиковича чувство вины перед своими родителями: он был не очень внимательным сыном, к сожалению, все понимаешь слишком поздно.

А артистом Анатолий Равикович стал, совершенно к этому поприщу не стремясь. Конечно, хочется сказать лучше, но правда превыше всего. В лицедеи он пошел из выгоды. В театральные стены его привело стремление заслужить какой-то авторитет у компании дворовых пацанов, которые были старше и всех «гоняли». Выяснилось, что есть такой способ. Вся компания ходила смотреть кино. Потом усаживалась во дворе, и вот тут–то Анатолий Равикович всю эту «Волгу-Волгу», с титров начинал играть. Особенно удавались женские роли Любови Орловой, да и Игорь Ильинский неплохо получался. За это парню давали покурить. С этого все и началось.

Учеба

На вступительных экзаменах в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино им. А.Н. Островского Анатолий сыграл «идиота»: так песню «По долинам и по взгорьям» еще никто не исполнял перед приемной комиссией, которая буквально валялась от хохота. И профессор Хохлов признался, что взял Анатолия Юрьевича потому, что такого идиота он давно не встречал, а это амплуа очень важно на сцене. Равиковича оставили в вузе с условием, что он и дальше будет работать над этим.

После окончания института начинающего артиста направили в Комсомольск-на-Амуре. Играть приходилось много, было тяжело, не хватало сил. Многие коллеги быстро сдались: «Зачем выкладываться, если публика все равно ничего не понимает?».

Три года в Комсомольске-на-Амуре, затем год в Сталинградском драмтеатре. И вот он счастливый случай! 1962 год. Знакомство с главным режиссером Театра имени Ленсовета - Игорем Владимировым на отдыхе в одном санатории в Ялте, вместе оказались на пляже. Оказалось, Владимиров искал молодых интересных артистов.

"Ленсовет"

В итоге четверть века Анатолий Равикович проработал в Театре им. Ленсовета, был одним из лидеров труппы Игоря Владимирова, сыграл немало спектаклей, оставшихся в памяти зрителей. Его Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса считаются сценическими шедеврами. Зрители с ночи занимали очередь в кассу, чтобы утром купить билет на спектакли, которые принесли театру и его артистам хорошую репутацию и большую любовь: «Пигмалион» и «Человек со стороны», «Ромео и Джульетта» и «Люди и страсти», «Левша», «Дульсинея Тобосская» и «Интервью в Буэнос-Айресе»...

Конечно, лидером труппы была Алиса Фрейндлих, ее авторитет был очень высок. Ее любили. Хотя она и была женой главного режиссера, но не позволяла себе ничего лишнего, никогда не вела себя как капризная примадонна. Равикович очень много играл с нею: «Преступление и наказание», «Малыш и Карлсон», «Трехгрошовая опера»...

Равикович и Мазуркевич

В стенах «Ленсовета» Анатолий Равикович нашел свое семейное счастье - Ирину Мазуркевич. Она была на 21 год младше, а свел их спектакль «Малыш и Карлсон». Ирина играла Малыша, а Анатолий, соответственно, Карлсона. Актриса вспоминает: «Равик, как он сам мне рассказал, обратил на меня внимание. Он даже запомнил, что на мне была зеленая кофта в обтяжку с белой полоской и пуговкой на груди. Эту кофту мне подарил Высоцкий. А мне Равик давно нравился, чувствовалось, что на сцене - настоящий мужик! И этим все сказано. Но он тогда, в 40 лет, играл пожилых людей: Мармеладова, Санчо Пансу. Поэтому мне казалось, что ему лет 100. Однажды в коридоре я случайно столкнулась с ним... и увидела живые и озорные глаза абсолютно молодого человека. Наши взгляды встретились, проскочила искра, и начался роман. Конечно, я и в мыслях не держала, что нас ждет впереди».

Ирина к тому времени уже была замужем (в Ленинград она приехала вместе с мужем). Не был свободен и Равикович – у него были жена и обожаемая дочь. Но случилось, то, что Ирина и Анатолий нашли друг в друге настоящую любовь.

«Мы говорили часами, пока катались на трамвае, взахлеб: и про жизнь, и про работу, и про книги. Самое главное - у нас оказалось много общего! Выяснилось, что мы одинаково сдержанно относимся к кино, оба считаем, что театр несравненно лучше. Это был как раз тот случай, когда дружеские отношения постепенно перерастают во что-то большее».

Вскоре Ирина разошлась с ее первым мужем, и Анатолий ушел из родного дома к ней в 12-метровую комнату в коммуналке, с одним чемоданом.

Свадьбу они сыграли в июле 1980 года. Ирина Мазуркевич вспоминает: «В ЗАГСе все обошлось без напускной помпезности: быстренько расписались и поехали на квартиру к Алисе Фрейндлих праздновать свадьбу. Нам тогда некуда было приглашать гостей».

Театр Комедии

В 1988 году Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич решили покинуть «Ленсовет». Почему? Анатолий Равикович рассказывает: «Театр Ленсовета стал терять свои позиции. Игорь Петрович постарел, у него было все меньше и меньше желания заниматься театром. Ушло творчество. А поскольку мы все были свидетелями взлета, нам было очень больно смотреть на то, как театр умирает. У нас портились отношения с Владимировым. Работать стало неинтересно. Сначала ушел Петренко. Потом Фрейндлих. А потом и я...»

Вместе с женой они пришли в Театр Комедии. Начинал Равикович с «Зойкиной квартиры», где играл Аметистова. Потом были спектакли «География» (пьеса Фриша), «Ромул Великий» (пьеса Дюрренматта), «Укрощение строптивой» Шекспира, чеховские «Маленькие пьесы», «Тартарен из Тараскона», «Мещанин во дворянстве». Постепенно Равикович и Мазуркевич стали ведущими актерами театра.

Хоботов

Впервые Анатолий Юрьевич появился на экране в эпизодической роли просителя в историко-биографической ленте Элема Климова «Агония» (1974). Тот эпизод вряд ли тогда запомнился зрителям, ведь после короткого проката фильм был положен на долгие годы на полку.

Да и затем долгое время у актера не было в кино ничего более-менее серьезного. Небольшая роль Петра Ярославцева в биографической киноповести «Воздухоплаватель», комик в короткометражке «Театральные истории», еще пара небольших ролей – вот, впрочем, и все за семь лет.

Наконец, в 1981 году Михаил Козаков пригласил Равиковича на главную роль в свою новую картину «Покровские ворота». Анатолий Юрьевич вспоминает: «Вообще, для меня эта роль – она была первой большой серьезной работой в кино. Она была значима даже не в том смысле, что вот – сняться! А для меня это вопрос решался следующий: я как бы уже… Мне было 40 лет, я очень мало снимался, и у меня возникал такой комплекс неполноценности, что – «почему же меня никто не берет? Я, наверное, не могу…»

В «Покровских воротах» Анатолий Равикович создал типичный в массовом сознании образ недотепы-интеллигента Льва Евгеньевича Хоботова, пытающегося вырваться из-под гнета бывшей супруги Маргариты Павловны. Образ настолько яркий и убедительный, что впоследствии зрители упорно ассоциировали актера с его персонажем. На самом деле Равикович совсем другой - более практичный, более волевой и жесткий. «И в то же время, - признается актер, - я мог совершить такую же глупость, как Лев Евгеньевич: влюбиться в 42 года, бросить все, это меня роднит с Хоботовым. Я, как и Лев Евгеньевич, человек чувства». Потому-то Равиковичу так дорог этот персонаж.

Фильм «Покровские ворота» отличали и замечательная драматургия, и прекрасно выписанные характеры, и все это было приправлено легким, непринужденным юмором, просто фонтанирующим с экрана. А какие актеры играли вместе с Равиковичем! Опытные Леонид Броневой, Инна Ульянова, Софья Пилявская, Евгений Моргунов, а также молодой, искрометный Олег Меньшиков (это его лучшая роль в кино), ну и, конечно же, очаровательная Елена Коренева! Как ни странно, но ожидаемого успеха не было. Слышались реплики, типа: «Безвкусица!», «Пошлятина»… Видимо, большое видится издалека. Лишь спустя несколько лет зрители вдруг «разглядели» картину. И не просто «разглядели» - фильм «Покровские ворота» стал просто культовым!

90-е

Роль Хоботова открыла для Анатолия Равиковича ворота в большой кинематограф. Вместе с тем, эта же роль сделала его заложником образа. Равиковича стали часто приглашать в кино, предлагая разные варианты Хоботова, только меньшие по масштабу. Как с юмором признался в одном из интервью сам актер: «Хоботов француз, Хоботов белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так далее».

Пожалуй, только две роли в 90-е годы выбивались из общего списка. В первую очередь – это знаменитый сыщик Эркюль Пуаро в фильме Вадима Дербенева «Загадка Эндхауза». Режиссер не случайно остановился на кандидатуре Равиковича. Дербеневу очень понравился аналогичный западный сериал с Дэвидом Суше в главной роли, а Равикович, по его мнению, был похож на него. К счастью, наш актер не видел зарубежного сериала и не поддался на попытки режиссера сделать его героя солидным и медлительным, как у Суше. Равикович представлял Пуаро другим: легким, подвижным, эксцентричным человеком, совершенно не похожим на сыщика, скорее производящим впечатление полусумасшедшего старичка. По его мнению, именно таким видела его и сама Агата Кристи. Равиковичу удалось воплотить эти качества в своего героя, и фильм получился живым и интересным.

Равикович неоднократно признавался, что роль Пуаро дорога ему тем, что дала возможность проявить себя в другом качестве.

Совершенно другой, но столь же интересный образ был создан актером в фильмах Юнгвальд-Хилькевича «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны или мушкетеры тридцать лет спустя» (продолжении знаменитых «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»). В этих фильмах Равикович сыграл кардинала Мазарини, плетущего политические интриги. К сожалению обе картины заметно уступали в легкости и непринужденности первой и не имели большого успеха у зрителей. Потому и интересная роль Мазарини осталась как-то в тени…

Новый век

Так уж случилось, что кинематограф не использовал многие актерские возможности Анатолия Равиковича. Наверное, поэтому в своих интервью он признается, что не любит кино. Оно, по мнению артиста, использует только то, что он уже сделал в театре. Во всяком случае, кино для него - не творческая работа. Ну, какое может быть творчество, считает артист, если ты приходишь на съемки, тебе дают текст, или дали его вчера, и ты его выучиваешь здесь же, а потом играешь три-четыре дубля. Творческая работа - это когда ты месяца два ищешь характер, пытаешься пробовать один, потом другой вариант. Это очень тяжелая работа.

Тем не менее, Равикович продолжает сниматься в кино. С 2001 по 2005 годы он сыграл Расплюева в двухсерийном фильме «Джокер» Михаил Козакова по пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», Тартарена в «Тартарене из Тараскона» Дмитрия Астрахана (когда-то Равикович уже играл эту роль в спектакле в Театре комедии), старого бухгалтера-зануду в семейной комедии «Операция «Эники-Беники»…

Приглашают актера (хотя и не так часто) и в сериалы. Его «сериальная» эпопея началась еще с «Улиц разбитых фонарей», где он появился в образе сексота Цыплакова, затем был забавный аптекарь в комедийном сериале «Вовочка», генерал Раевский в «Поручике Ржевском»....

В 2008 году планируется выход очередного продолжения «Мушкетеров» - «Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетеров», где Равикович вновь играет Мазарини. Будет ли эта картина удачной? Время покажет.

Как можно заметить, Равикович чаще всего на экране появляется в комедийных образах. На самом же деле, называть Равиковича комедийным актером было бы не правильно. Он признается: «Для меня нет разницы между комедийной ролью и драматической. Для меня важно, что это за роль, о чем она. Мне важно, чтобы там был человек, о судьбе которого мне интересно рассказать. Я руководствуюсь одним принципом: интересен мне этот человек или не интересен. Мне интересна храбрость нехраброго человека, то, как обычный человек, борясь со своей робостью, нерешительностью, совершает поступок, превозмогая себя. И моя задача - убедить зрителя в том, что мы, обычные люди, способны на поступок, у нас должно найтись мужество на то, чтобы отстаивать в жизни свои принципы. Вот такие вещи меня очень занимают».

Что же до театра, то Анатолий Юрьевич по-прежнему работает в Театре Комедии. Работает не столь много – в основном он занят лишь в двух спектаклях: «Средство Макропулоса» Карела Чапека и в «Старшем сыне» - удивительной, мудрой и вместе с тем простой пьесе Вампилова. Периодически он появляется и на сцене Московского театра имени Антона Чехова.

Питерский человек

Анатолий Равикович – питерский человек. У него есть свои, его родные привычки, которые кому-то могут показаться смешными. Он любит поваляться на диване с книжкой. Просто так посидеть. Ему не нужны какие-то суперденьги. Он не хочет перебираться в Москву, ведь его устраивает и перелетная работа в столице. Он не хочет крутиться и хвататься за любую работу. Артист любит устраивать праздники, когда на душе празднично. Тогда он покупает водку, они с женой идут на рынок и просто сами себе делают праздник, их праздник.

А еще Равикович верит в магическую силу искусства — вот придет человек в театр, а спектакль его возьмет, да и преобразит! Верит, что такое может произойти чаще с молодыми женщинами. С мужчинами хуже. Мужики в большинстве своем воспринимают искусство как забаву. Женщины более восприимчивы. И это не правда, что театр не влияет на жизнь. Не впрямую, не с первого раза, но воздействует и подчас весьма благотворно.

Смерть

Равикович Анатолий Юрьевич скончался 8 апреля 2012 года в одной из больниц Санкт-Петербурга от сердечной недостаточности. Похоронен на «Литераторских мостках».

Звания

Народный артист России.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2012-12-26 19:48:17
Потрясающий Артист! Случайно видела спектакли Ленсовета в 1971 году в Иркутске, была тогда второкурсницей - как давно это было, Боже мой! И надо же? Ведь я под впечатлением тех спектаклей до сих пор! Попала случайно - но снова и снова шла, каждый вечер; а ведь не было билетов (ленинградский театр в провинции; билетов нет совсем и никаких!)
Но, увидев раз - невозможно было остановиться, не пытаться попасть еще!... Неправдами просачивалась в театр, в зал... И почти всегда ожидало там меня потрясение.
Прошли десятилетия, теперь понятно, как фантастически, невероятно, просто повезло нам (иркутянам) сорок с лишним лет назад. Тогда приехала в Иркутск потрясающая труппа... И Владимиров был еще в расцвете сил, были в труппе прекраснейшие актеры - Барков помнится так ярко; и Петренко, и, конечно же, Алиса Фрейндлих - хоть и жена режиссера, но то здесь совсем не причем было... Она актриса, и кто там у нее муж-то, и не знали тогда: -).
Великие актеры вышли на сцену, и потрясение оставили зрителям на долгие годы. Спасибо вам, замечательные актеры театра!!!
2012-04-10 09:24:40
Симпатичный актёр. Светлая память.