Биография Сэмюэля Л. Джексона
Поиск себя
Сэмюэл Лерой Джексон родился в Вашингтоне 21 декабря 1948 года, однако детство он провел в городке Чатнуга, штат Теннесси. Отец рано покинул семью, укатив в далекий Канзас, и маленького Сэма воспитали мать и бабушка с дедом. Джексон старательно учился, и вскоре был зачислен в колледж Морхауз в Атланте на факультета архитектуры.
С детства Сэмюэл боролся с заиканием. Он посещал врача колледжа, а также брал уроки учителя музыки. Тот оценил юное дарование, и вскоре Джексона перевели на факультет драмы. Там он создал театр «Just Us Theater», состоящий преимущественно из чернокожих актеров. Однако его семья не очень-то верила в актерство своего отпрыска. Это продолжалось до тех пор, пока он не снялся в рекламе для компании «Crystal Hamburgers», специализирующейся на продаже фаст-фуда. В рекламном ролике молодой Джексон смачно поедал гамбургер с луком. Так в на счету в банке оказались его первые деньги, заработанные актерским ремеслом.
Шаг вперед, два шага назад
Довольно рано на собственной шкуре Джексон ощутил, каково быть чернокожим в южном штате, традиционно славящимся своей расовой нетерпимостью. Джексон учился в нескольких сегрегационных школах.
После убийства Мартина Лютера Кинга-младшего в 1968 году, Джексон присутствовал на похоронах в Атланте в качестве одного из приставов. Затем прилетел в Мемфис, чтобы присоединиться к маршу протеста. В интервью журналу «Parade» Джексон признался: «Я был зол из-за убийства, но я не был шокирован. Я знал, что изменения неизбежны и могут быть различными — не сидячая забастовка, не мирное сосуществование».
В 1969 году Джексон и ряд других студентов удерживали членов правления Morehouse College на территории кампуса, требуя реформы учебного плана школы и управления. Они добились того, что совет решил поменять свою политику, но Джексон был обвинен и в конечном итоге осужден за незаконное лишение свободы второй степени. Джексон не учился два года из-за его судимости и его действий.
Сэмюэл работал социальным работником в Лос-Анджелесе, пока был исключён из колледжа. Джексон решил вернуться в Атланту, где он встретился со Стокли Кармайклом, Хьюбертом Рэп Брауном, а также другими членами братства Чёрная Сила. Он решил участвовать в вооруженной борьбе, но мать его отправила в Лос-Анджелес после предупреждения ФБР.
Закончить колледж удалось в 1972 году. По его окончании Сэмюэл переехал в поисках удачи в Нью-Йорк, где началась его профессиональная карьера на сцене, в кино и на телевидении. В течение первого десятилетия, проведенного в Нью-Йорке, Сэмюэл отличался от прочих полуголодных актеров прилежностью, дисциплинированностью, а также тем, что он выступал на Нью-Йоркском Шекспировском фестивале. Позже он участвовал в репетициях Билла Косби, а также снялся в нескольких ролях на телевидении.
Первое ключевое событие произошло с Джексоном в 1981 году, когда постановку «Солдатская история», в которой он участвовал, заметил тогда еще молодой и энергичный режиссер Спайк Ли. Он был еще одним выпускником Морхауза. Встреча Ли и Джексона положила начало длительному профессиональному сотрудничеству.
Долгое время Сэмюэл ходил по острию бритвы. Его незаурядный талант был очевиден, все его друзья и партнеры видели в Джексоне большой потенциал, но существенной преградой на пути развития собственной карьеры в кино стало его пристрастие к выпивке и прочим стимуляторам. В течение почти всего десятилетия 80-х Джексон был практически конченным наркоманом-алкоголиком, и никто из близких не верил, что ему удастся выйти из этого «штопора». Но он справился со своим недугом.
Вторым поворотным моментом для Джексона стала потеря главной роли в бродвейском мюзикле Августа Вилсона «Бег двух поездов», потому что, когда он получил роль, то предстал перед публикой «с красными глазами и с запахом пива». Понимая, что он потерял возможность великолепной карьеры, Джексон начал бороться со своей склонностью к кокаину и алкоголю. Приблизительно с 1988 года карьера Джексона начинает выправляться. Тот же Спайк Ли постепенно вводит актера в свои фильмы. Те роли не сделали Джексона известным, однако позволили ощутить себя в колее.
Скачок вперед
Как ни странно, первой стоящей ролью Джексона стало воплощение им на экране увлекающегося наркотиками брата Уэсли Снайпса в фильме Спайка Ли «Лихорадка джунглей». Она сразу перевела Джексона в новый, более высокий разряд. Его игра была настолько подлинной, что жюри Каннского кинофестиваля удостоило его награды как лучшего актера второго плана – такого успеха он никогда не удостаивался в прошлом. Критики были настолько восхищены игрой Джексона, что создали для него специальную премию «Мужская роль второго плана». В этом фильме Джексону пришлось сыграть практически себя в недалеком прошлом. Потому и настолько правдоподобно вышла его роль.
Через 19 лет после начала актерского пути Джексон наконец-то смог выделиться из общей массы. Он стал актером, которого заметили. Так начался второй этап в его карьере. Сам он как-то емко выразил сущность этого этапа, заметив, что тогда соглашался на первое же поступавшее предложение. «Игры патриотов», «Угроза общества», «Парк Юрского периода»... Фильмы шли одни за другим, однако этот поток не позволял достичь каких-то новых высот. Все шло к тому, что Джексон утвердится в глазах публики как вечный «актер, создающий фон». К тому времени ему уже перевалило за сорок. В таком возрасте звездами становятся единицы. Но он умудрился пополнить список этих избранных! До 1994 года, когда Квентин Тарантино выпустил на экраны «Криминальное чтиво», Джексону в его кинокарьере явно не хватало везения. Но, встретив Тарантино, он сразу же получил в этом фильме ключевую роль – гангстера Джулса, у которого в одной руке пистолет, а во второй – Библия, который сеет вокруг себя смерть, находя ей религиозное обоснование на своем примитивном уровне.
Сэмюэл Джексон и Джон Траволта составили в «Криминальном чтиве» один из лучших дуэтов в истории мирового кино. Джексону легко удалось не остаться в тени такого авторитетного актера как Траволта, а оказаться на соответствующем уровне. Теперь дальнейших сомнений в его актерских качествах просто не могло возникнуть. Джексон превратился в настоящую кинозвезду, зрители уже шли на фильмы только потому, что на афишах значилось его имя. Чуть позже актер снялся в еще одной тарантиновской картине под названием «Джеки Браун».
Бессмертная слава
Участие в фильмах Тарантино сделало из Джексона культовую фигуру. Но по-настоящему использовать его никакой другой режиссер пока не смог. Все признают громадный потенциал актера, но приглашают по большей части в коммерчески отточенные проекты, где особых данных и не требуется. Однако и в таких условиях Джексону удается сотворить нечто запоминающееся, как в «Барри Левинсоне». Не менее интересную игру он показал и в «Сфере», собственноручно превратив фантастический триллер по сценарию в триллер психологический. В «Формуле-51» в роли химика-наркодела он почти весь фильм проходил в шотландской юбке с набором клюшек для гольфа наперевес, что, кстати, является и его собственным страстным увлечением. В «Клошаре» сыграл безумного пианиста-бомжа, раскрывающего убийство. И, пожалуй, он нигде не был одновременно столь ранимым и устрашающим, как в роли одержимого комиксами хрупкого калеки Шьямалана в «Неуязвимом».
Вот лишь несколько следующих картин с участием нашего героя: «Крепкий орешек-3», «Дело Исайи», «Долгий поцелуй на ночь», «Время убивать», «Трудная восьмерка», «Переговорщик», «Глубокое синее море». Обилие новых разноплановых ролей в очередной раз подтвердило звездный статус актера. Он доказал, что является не «однодневкой», а настоящим профессионалом.
В 1999 году Джордж Лукас пригласил его в свою приквел-трилогию «Звездные войны», а год спустя он сыграл заглавную роль в римейке «Шафт». Несмотря на частые ссоры между Джексоном и режиссером Джоном Синглтоном, «Шафт» сумел соединить в себе серьезный сюжет и иронию, благодаря чему стал кинохитом 2000 года.
Новый век принес новые роли. В лентах «Неуязвимый», «Три икса», «Звездные войны 2», «База «Клейтон», «Спецназ города ангелов» зрители всегда наблюдали за неподражаемой игрой чернокожего актера. Джексон порадовал и юную аудиторию своим голосом, подаренным одному из главных героев приключенческого мультфильма «Невероятные». В 2005 году выходит долгожданная третья часть приквела трилогии «Звездные войны», где Сэмюэл Джексон снова предстанет в своем неподражаемом образе Мейса Винду. Очередное продолжение с возвращающимся Джексоном в роли агента Августуса Гиббонса ждет приключенческий боевик «Три икса 2» (2005). И завершал его план актерских работ на ближайшие два года остросюжетный боевик с элементами комедии «Тот самый человек» (2005).
Также Джексон снимался и в документальном кино. Кроме различных ролей в кино он озвучивал анимационные мультфильмы. 30 января 2006 года, Джексон был награждён призом Китайского театр Граумана, он был седьмым афроамериканцем из ста девяносто одного актёра, получивших такое признание.
В 2008—2010 годах Джексон снялся в фильмах «Мститель», «Добро пожаловать в Лэйквью» и в драме «Мать и дитя».
Сэмюэл Джексон участвовал в озвучке игры «Grand Theft Auto: San Andreas», в которой его голосом говорил продажный полицейский офицер Фрэнк Тенпенни.
Новая эпоха
Особенная роль в фильме «Железный человек», где Джексон появился после титров, начала новый этап его карьеры в качестве героя комиксов Marvel Comics Ника Фьюри. Он подписал контракт на 9 фильмов с его героем и уже появился в этом образе в сиквеле «Железного человека» и фильмах 2011 года «Тор», «Первый мститель» и в фильме «Мстители» (2012), а также в отдельном фильме про Ника Фьюри.
Помимо роли Ника Фьюри в «Кинематографической вселенной Marvel», Джексон задействован в фильмах «Встреча со злом»(2011), «Освобождённый Джанго»(2012), «Самаритянин»(2012).
Личная жизнь
С 1980 года Джексон женат на актрисе ЛаТане Ричардсон, с которой он встречался со времен учёбы в колледже. В 2009 году пара создала свою благотворительную организацию в поддержку образования. Живут в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Есть дочь, Зои, родилась в 1982 году. Она работает продюсером спортивного канала.
Сэмюэл Л. Джексон является болельщиком футбольного клуба «Ливерпуль» с тех пор, как сыграл в фильме «51-й штат», съёмки которого проходили, в основном, в городе Ливерпуль.
Награды
— Премия BAFTA (Лучший актёр второго плана) 1994-го года за Криминальное чтиво;
— Серебряный медведь за лучшую мужскую роль на Берлинском кинофестивале 1998-го года.