Биография Шиловского Всеволода Николаевича
Родился 03.06.1938, Москва.
Рождение
В своей жизни Всеволод Николаевич Шиловский, по его собственным подсчетам, успел родиться аж три раза. Первый раз мама родила 3 июня 1938 в Москве. Второй раз – когда ехали в эвакуацию, мальчик чудом уцелел на барже. Тогда мама зазевалась, и мальчик свалился в люк. И неизвестно, чем это все закончилось бы, но его спас матрос, поймавший летящий комок. Третий раз случился уже в зрелом возрасте – попал под обстрел на своем серебристом БМВ. Оказалось, спутали с бандитами… стреляли на поражение. Пуля Шиловского застряла в двери. После этого случая актер перешел на советские машины. Однако, вернемся в детство…
Всеволод Шиловский с самого рождения уже мечтал быть артистом и работать, работать. Он «… готов работать бесплатно и круглосуточно». И это правда. Еще в школе он поступил в уникальный кружок Дома пионеров, где был феноменальный педагог Николай Петрович Баженов, красивый современный человек. Это именно он дал будущему актеру «путевку в жизнь» и научил его работать.
Театр
В 1961 году Всеволод Шиловский окончил Школу-студию МХАТ и пришел в труппу МХАТа. Одной из первых его ролей был 16-летний Керубино из «Женитьбы Фигаро», спустя полтора года двадцатишестилетнему Шиловскому Василий Александрович Орлов, гениальный актер и педагог, доверил в спектакле «На дне» роль Костылева, которому по пьесе было шестьдесят шесть. Примечательно, что молодого Луку играл Алексей Грибов, который в то время был уже в возрасте. Парадокс? Однако, во время гастролей по Японии ни кому и в голову не приходило, что актер, играющий Костылева молод, а Луку – уже старик.
Этой сцене Всеволод Николаевич отдал четверть века, он был по-настоящему «болен» Московским художественным театром, любовью к нему, привязанностью к великим мхатовским актерам. Здесь он раскрылся не только как актер, но и как режиссер.
Режиссурой Всеволод Шиловский начал заниматься сразу же после окончания школы-студии. Параллельно с работой в театре он занимался педагогической деятельностью в школе-студии и там поставил со студентами свой первый спектакль «Медея». Работу начинающего режиссера увидел Виктор Яковлевич Станицын, великий художник, актер и режиссер, - любимый ученик Станиславского и Немировича-Данченко. Именно он дал Шиловскому крылья. Впоследствии Всеволод Шиловский поставил на сцене МХАТа спектакли: «На всякого мудреца довольно простоты», «Сладкоголосая птица юности», «Свои люди сочтемся», «Мятеж», «Волоколамское шоссе», «Моя профессия - синьор из общества», «Тихо репетируем Толстого».
Из театра в кино
На первую роль в кино Всеволода Шиловского пригласил режиссер Василий Пронин. В семейной драме «Наш дом» (1965) актер сыграл небольшую роль пассажира. В последующие полтора десятка лет актер снимался очень редко. Тогда отказ от кинематографа был абсолютно принципиальным, - для Шиловского существовал только МХАТ.
Регулярно появляться на экране он начал уже в 80-е годы, придя в кинематограф уже очень зрелым и маститым актером. Кинематограф и спас его при развале МХАТа. «Я могу сказать, что это счастье. Это мне повезло. Потому что когда рухнул МХАТ, мой МХАТ, очень с высокой планкой, то если бы не возник кинематограф в моей жизни, от которого я осознанно, профессионально отказывался всю жизнь, случилась бы беда», - вспоминает Всеволод Николаевич. С уходом из МХАТа закончилась одна жизнь Всеволода Шиловского и началась совершенно другая, вторая. Захватывающая и уникальная.
Придя в кино, актер стал сниматься фильм за фильмом. Он буквально жил в поездах. Играя у замечательных наших режиссеров, он создавал образы от Россини («Никколо Паганини») до алкоголика («Военно-полевой роман»). Здесь и военная драма Семена Арановича «Торпедоносцы» (Артюхов), и спортивная драма Дмитрия Светозарова «Скорость» (Сергей Трофимович Левко), и картина Ильи Авербаха «Голос» (Юрий Кольчужников). А в уникальном фильме Валерия Гурьянова «Апелляция», где его партнерами стали выдающиеся мастера Вячеслав Тихонов и Всеволод Санаев, Шиловский появился в роли секретаря райкома Пастухова. И как сыграл!
Фильмы Тодоровского и других режиссеров
У Петра Тодоровского актер играл всегда небольшие роли, но играл целую судьбу в своих маленьких эпизодах. Вообще Шиловский считает везением, счастьем, что он попал в руки хорошего режиссера. Он поверил не в типаж, а в диапазон артиста Шиловского, а не это ли счастье? Три диаметрально противоположных характера: «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка». Физиологически три разных человека.
На съемках фильма «Военно-полевой роман» актер был одет в тельняшку и пальто, сильно побывавшее в употреблении, в шляпе, тяжелых башмаках, в широких матросских брюках. Шиловский Гриша, ухажера Любы - представитель целого поколения людей, вышвырнутых государством из жизни. Они в 20-22 года вернулись с войны в регалиях и никому не были нужны: все места уже заняты. Многие стрелялись, спивались, попадали в тюрьмы… Одного из таких и сыграл актер. Самую высокую оценку получал в письмах фронтовиков, которые спрашивали: «Сынок, откуда ж ты нас так знаешь?»
Роль божьего одуванчика, фотографа Паши из картины «Любимая женщина механика Гаврилова», явно положительный образ. После того как фильм вышел на экраны, Шиловский получал письма, адресованные не Шиловскому, а просто Паше. В этих письмах люди рассказывали о своих нелегких судьбах, делились сокровенным.
А в «Интердевочке» герой Шиловского – чудовище. Но и это чудовище актер, как адвокат своей роли, оправдывает. Поэтому то и интересен зрителю отрицательный образ папаши-вымогателя. «У него на руках двое детей и больная жена, и он ведь не знает человека, который к нему пришел. Но с приходом Тани вдруг возникла перспектива продержаться энное количество времени на деньги, которые подарила Судьба. В чем же его преступление?», - рассуждает философски актер.
У Шиловского вообще практически нет однотонных героев. Его Наполеон в «Избраннике судьбы» (1987) – тоже по-своему положительный, - еще бы: нацию объединил. Или Кадрус в «Узнике замка Иф» (1988), - тоже достаточно многоклеточное растение. В криминальной комедии «Барханов и его телохранитель» (1996) Всеволод Шиловский сыграл главаря банды, и вновь, - какие краски! Его персонаж и коварен, и хитер, и обаятелен, и, порой, смешон. Так сыграть под силу только большому мастеру.
Режиссерские работы
В качестве режиссера на экране Всеволод Шиловский дебютировал еще в далекие 70-е, став постановщиком первого советского телесериала «День за днем». Здесь ему очень сильно помог режиссерский опыт в театре. Общего было много, ведь весь фильм снимался в павильоне. При этом режиссер так наполнил сериал звуковым рядом, что никому из зрителей и в голову не пришло, что съемки проходили не на натуре.
Действие 17-серийного фильма строилось вокруг жильцов московской коммунальной квартиры, в частности, семей Якушевых и Баныкиных. На протяжении нескольких дней перед зрителями открывались сложные судьбы разных людей. Главные роли в этом фильме сыграли замечательные советские актеры: Нина Сазонова, Алексей Грибов, Вячеслав Невинный, Евгений Лазарев, Наталья Гурзо, Валерия Заклунная и др.
Спустя четыре года Всеволод Шиловский поставил еще один многосерийный фильм – «В одном микрорайоне», вновь обратившись к теме взаимоотношений обычных людей. На этот раз в фильме снялись: Никита Подгорный, Леонид Броневой, Анатолий Ромашин, знаменитый артист балета Марис Лиепа, а также Николай Караченцов, который именно здесь впервые запел с экрана.
Картины Всеволода Шиловского всегда имели успех у зрителей. Такой стала и искрометная комедия «Миллион в брачной корзине» (1985) с неподражаемыми Михаилом Ширвиндтом, Софико Чиареули и Ларисой Удовиченко в главных ролях. Здесь же снялась юная десятиклассница Ольга Кабо, ставшая впоследствии звездой российского кинематографа.
В некоторых своих картинах («Избранник судьбы», «Линия смерти») Всеволод Николаевич снимался и сам, исполняя главные роли. В криминальной драме «Линия смерти» по мотивам романа Виктора Черняка «Правило Рори» режиссер Шиловский еще не расстался с мыслью, что и наемному убийце нужны внутренние мотивировки для оправдания своей грязной работы. А вот актер Шиловский играет своего героя-киллера как отчаянного негодяя и некрофила. Палач, оказывается, занялся мокрыми делами потому, что изживает травму детства: в погибающем от голода блокадном Ленинграде он видел, как жировали власть предержащие. И, тем не менее, герой с первых кадров показан актером вовсе не романтическим разбойником, а сладострастным убийцей, который работает по наводке Пахана (блестящая работа Иннокентия Смоктуновского).
Безумной популярностью у зрителей в начале 90-х пользовалась лента Владимира Шиловского «Кодекс бесчестия», поставленная на реальных фактах и раскрывающая секрет валютных махинаций в крупных размерах, проводимых в тишине партийных коридоров. Исполнителем главной роли в картине стал выдающийся мастер Вячеслав Тихонов.
В фильмах Шиловского снималось вообще много звезд, что свидетельствует об огромном доверии к нему, как к режиссеру. Ряд актеров снимались у него по нескольку раз. Так в музыкальном фильме «Блуждающие звезды» по Шолому Алейхему, вновь снялись Софико Чиареули, Ольга Кабо и Лариса Удовиченко. Картина особой любовью пользовалась на Обетованной земле. Сколько раз фильм показывали там при полном аншлаге! И до сих пор этот рекорд не побит.
После «Блуждающих звезд» Всеволод Шиловский пообещал израильским зрителям вернуться – и вернулся к ним в 1994 году с детективом «Приговор». Стоит заметить, что этот фильм, поставленный по сюжетам американских детективов, был впервые снят целиком в США.
В новом веке, после некоторого перерыва, Всеволод Шиловский вернулся к режиссуре, сняв шестисерийную ленту «Люди и тени». В этом мини-сериале сам он исполнил главную отрицательную роль - человека, обворовывающего государство на миллиарды долларов. А противостояли ему персонажи Бориса Щербакова, Ларисы Удовиченко и Анатолия Лобоцкого, которого режиссер приметил еще в «Зависти богов» Владимира Меньшова.
Роли в новом веке
После вынужденного малокартинья второй половины 90-х Всеволод в начале нового века вернулся на кино и телеэкраны. Он активно снимается и в «полном метре» и в сериалах. Правда, в сериалах он соглашается играть лишь, там, где есть возможность поработать без чернухи и порнухи. При этом актер старается избегать штампов и повторов. После роли Павлова в «Каменской» все сошлись в мнении, что лучшего актера на роль мафиози просто не найти. А он в следующем сериале – «Марше Турецкого» - с блеском исполнил роль генерального прокурора России. Зато в «Ростове-папе» Шиловский – уже появился в образе Коли-депутата, обнажив истинную суть «слуг народа».
Среди ролей Всеволода Шиловского: кинорежиссер в сериале «Лучший город земли», психиатр Борис Борисович в фильме «Смеситель», директор Дома кино в сериале «Родственный обмен», престарелый поэт-песенник Ефим Ильич в остросюжетном фильме «Попса» и др.
Личная жизнь
Всеволод Шиловский – трудоголик, у него, в общем, все, кроме работы, на втором месте. О работе он может говорить сутками и, что куда важнее, может сутками работать. Когда встречает что-то талантливое, он безумно этому рад: и в эту же секунду готов приступить к делу. Он просто захлебывается от восторга. И бывает безумно счастлив, когда что-то талантливое получается у других. Это действительно здорово!
Прожив долгую жизнь, Всеволод Шиловский, к сожалению, перестал верить в слова, а верит только в поступки. Ему можно говорить все, что угодно, - он в это время будет вежливо кивать. А вот если человек совершает поступок, начинает к нему относиться с доверием.
Внешне для всех – Шиловский сильный, уверенный, все знающий, опытнейший… Страшно общаться с Шиловским, когда он свободен: очень плохой у него в это время характер. К счастью, он занят постоянно. То – как актер, то – как режиссер, то – как педагог.