Смехов Вениамин

Биография Смехова Вениамина

10 августа 1940 - Вениамин Борисович Смехов родился в Москве на 2-ой Мещанской /ул. Гиляровского/.

Отец: Борис Моисеевич Смехов /экономист, профессор/.

Мать: Мария Львовна Смехова /врач-терапевт/.

1941-1943 - с мамой в эвакуации под Казанью.

"В конце 43-го года мы с мамой вернулись в Москву. Ей нужно было заканчивать институт, поэтому она отдала меня в детский сад на "шестидневку" (из интервью В.Смехова).

1947-1957 - Учеба в школах № 254, № 235 г.Москвы.

Посещает драмкружок при Дворце пионеров Дзержинского р-на.

1957 - Принят в Театральное училище им Б. В. Щукина при Театре им Евг. Вахтангова /курс В. А. Этуша/.

"Курс наш вел молодой мастер Владимир Этуш. Все совпало: начало оттепели, надежда на свободу, бескорыстная любовь к искусству, вера всему, что нам говорят, ощущение, что мы одна семья... " (из интервью В.Смехова).

1958 - Отчислен. Переведен на 2 курс как вольнослушатель на испытательный срок.

"На курсе Владимира Этуша образца 1957-1961 годов выкидышем оказался именно я. В эмбриональном состоянии первокурсника я был послан... в математики. Этуш сказал: "Идите в математики! Нельзя быть таким мудреным рационалистом". Виной всему оказалась моя жуткая застенчивость. Когда выходил на сцену, стеснялся. Этуш настаивал на моем отчислении, но педсовет защитил и оставил вольнослушателем. Честолюбие во мне возмутилось, и я научился подавлять смущение" (из интервью В.Смехова).

1959, апрель - Переведен в студенты.

1961 - Окончание училища. (Дипломные спектакли: "Мещанин во дворянстве" Ж.-Б. Мольер /Ковьель/, "Горячее сердце" А. Островский). Спектакли на учебной сцене.

Женидьба на девушке Алле. В этом браке с разницей в четыре с половиной года появились на свет дочери - Елена (1964 г.) и Алика (27.03.1968 г.).

"В 1960 году после зимней сессии я, третьекурсник, поехал в молодежный лагерь. Алла, студентка пищевого института, отдыхала там же. Мы познакомились, начался роман. Свадьбу отпраздновали в день, когда я получал диплом. Вскоре я уехал работать в Куйбышев, а Алла еще на год осталась в Москве, чтобы окончить институт" (из интервью В.Смехова).

сентябрь - Принят в труппу Куйбышевского театра драмы им. М. Горького. /Гл. режиссер П. Монастырский/.

Участвует в шести постановках театра.

Первая публикация - в газете "Волжский комсомолец". Статья "Засухин - театр и человек".

Первая роль на телевидении в телеспектакле "Старый повар" на Куйбышевском ТВ.

1962 сентябрь - Оставляет Куйбышевский театр, возвращается в Москву.

"В Москве я не сразу смог найти работу. Даже стал серьезно задумываться о смене профессии, хотел писать диссертацию на тему "Перевоплощение Александра Пушкина" в Институте мировой литературы" (из интервью В.Смехова).

ноябрь - Принят в труппу Московского театра драмы и комедии /худ.руководитель А. К. Плотников/.

Участвует в пяти постановках театра.

"Одна знакомая посоветовала: "Иди в Театр драмы и комедии - театр плохой, но зато там есть хорошие актеры. Перезимуешь, а там видно будет". Театр доморощенный, публики никакой. Но актеров действительно встретил замечательных. К концу первого сезона появился Петр Фоменко - и я задержался" (из интервью В.Смехова).

1964 январь - Реорганизация Московского театра драмы и комедии, главным режиссером назначен Ю. П. Любимов. Театр меняет название на "Московский театр драмы и комедии на Таганке" /официально/, а в народе "Театр на Таганке".

1964-1985 - Артист Московского театра на Таганке. Сыграл около 30 ролей.

Первая роль в театре Любимова - 3-й Бог в "Добром человеке из Сезуана".

Затем были роли в спектаклях: Маяковский в "Послушайте!", Максимович в "Часе пик", Клавдий в "Гамлете", Воланд в "Мастере и Маргарите", Глебов в "Доме на набережной" и другие.

За исполнение роли Кшиштофа Максимовича в спектакле "Час пик" В.Смехову была присуждена премия на фестивале "Польская драматургия" (Москва, 1970 г.)

Был соавтором нескольких спектаклей Любимова как автор инсценировок ("Послушайте!", "Час пик") и второй режиссер ("Ревизская сказка" и др.)

1968 - Первая роль в кино - Барон Краузе в фильме "Служили два товарища" (реж. Е.Карелов).

В кинематографе сыграл роли в фильмах: "Смок и Малыш" (Смок, реж. Р.Вабалас, 1976), "ДАртаньян и три мушкетера" (Атос, реж.Г.Юнгвальд-Хилькевич, 1979), "Ловушка для одинокого мужчины" (Кюре, реж. А.Коренев, 1990) и др.

С 1969 поставил на ТВ ряд телеспектаклей, часть из которых по собственным сценариям.

С 1970 публикуются статьи В.Смехова в газетах и журналах: "Юность", "Театр", "Театральная жизнь", "Московские новости" и др.

1976 - опубликована повесть "Служенье муз не терпит суеты" в журнале "Юность".

С 1977 на фирме "Мелодия" выпускается ряд диско-спектаклей, автором и постановщиком которых является В.Смехов.

1980 - женитьба на Г. Г. Аксеновой.

"Все началось в 1979 году, когда к нам в театр на практику в литературную часть из Ленинграда приехала молодая красивая студентка театроведческого факультета ЛГИТМиКа Галя Аксенова" (из интервью В.Смехова).

1985 - Уходит из Театра на Таганке после назначения главным режиссером театра А.Эфроса, которое последовало за вынужденной эмиграцией Ю.Любимова.

апрель - Приглашен в труппу театра "Современник" главным режиссером Г.Б. Волчек. Участвует в четырех постановках театра.

1986 - вышла в свет первая книга В.Смехова "В один прекрасный день".

В последующие годы выходят книги "Живой и только", "Таганка: записки заключенного", "Театр моей памяти" и др.

1987, октябрь - Возвращается в Театр на Таганке. Участвует в нескольких старых спектаклях театра.

90-ые - Ставит драматические и оперные спектакли в Чехии, Израиле, Франции, Германии, Австралии, выступает с концертами.

Преподаёт актерское мастерство в университетах США.

"В 90-м году я договорился с Любимовым, что больше играть не буду. Но совсем уйти я не смог: примерно тогда начался страшный скандал и раскол театра, поэтому я принципиально оставил свой портрет висеть в фотогалерее артистов, а сам приходил в театр только чтобы сыграть два спектакля - "Мастера и Маргариту" и еще "Дом на набережной". Это длилось восемь лет, а потом... Потом появился выбор" (из интервью В.Смехова).

1998 - выходит серия компакт-дисков "Библиотека русской классики" / Издат.-во: "Атос-аудиокнига", США /.

Последний выход на сцену Таганки в роли Воланда в спектакле "Мастер и Маргарита".

"Я по-прежнему артист Театра на Таганке и этим горжусь, там лежит моя трудовая книжка. Это мой дом навсегда. Другое дело, что сегодня это не столько юридическое место моей работы, а сколько символическое, потому что я там "работаю" зрителем" (из интервью В.Смехова).

1999 - стал автором-лауреатом газеты "Московские новости" за статью "Атос в России больше, чем Портос" (№2).

2000 - присуждена художественная премия альманаха "Петрополь" за цикл телепередач "Театр моей памяти" и книгу "Мастер и Маргарита" в стране чудес".

В настоящее время... - "Сейчас я в свободном полете, но приземляюсь там, куда меня приглашают. А более всего для меня сегодня актуальна работа на родном языке - преподавание, съемки и постановки - дома, в России" (из интервью В.Смехова).

У Вениамина Борисовича три внука: Леонид (1987г.р.), сын Елены; Aртем (2000г.р.) и Макар (2007г.р.), сыновья Алики.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2014-01-18 18:27:09
Смотрела передачу господина Смехова о ранении Ленина и хочу заметить одну неточность - имя Фейга в переводе с идиш значит Птичка, а "фиалка" на иврите - "сигалит". Просто надо точно делать перевод с чужого языка. И еще я читала, что стрела в этого... Ленина Фани Ройт-немка. Но это уже другой вопрос.
2012-10-26 21:42:25
Человек идеал!
2012-10-26 21:41:53
Человек, имеющий огромный талант как артист так и певец, сам он об этом не говорит, он очень скромный. Человек идеал, иметь такого друга мечтает каждый человек, а иметь такого брата или мужа просто мечта каждой девочки!
2012-10-15 11:10:13
Очень нравится что он Лев по гороскопу. Я тоже родилась в августе, и у нас со Смеховым много общего, в частности ум и красота.
2012-05-27 12:02:17
Прошу простить за невежество. Оказалось, что это цикл передач "Золотой век Таганки". Политические события последних месяцев - выборы, борьба далеко не политическая, неблагоприятные прогнозы, от которых, к сожалению, зависит качество личной жизни, - увели от других, не менее важных, событий, в том числе, в сфере культуры. Вот так, пожалуй, у других людей происходит смена приоритетов от нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне. Короче, общенациональная деградация. Так что, Вениамин Борисович, смещай акценты в массах. "Таганка" нужна сегодня в не меньшей мере, чем тогда. С уважением, А. Мироненко, врач.
2012-05-25 12:41:13
Вчера, 24 мая на канале "Культура" смотрел передачу В. Смехова о спектакле "Мастер и Маргарита" и, естественно, о самом театре. До сих пор не могу избавиться от эмоций, погрузивших в дух времени - расцвета "Таганки". Благодаря А. Штейнрайху, с которым познакомился случайно, посмотрел почти все спектакли. Так блестяще, на высоком художественном уровне, с использованием всех профессиональных приемов, пожалуй, никто пока не представлял свою работу. Просмотр передачи случайно совпал с завершением очередного прочтения "ММ". Известно, что М. А. Булгаков так и не завершил своё творение. Даже находясь на смертном одре, лишившись речи, пытался взять в руки своё творение. К чему я это? Сколько бы ни было спектаклей, фильмов по этому произведению, предела совершенству интерпретаций нет. Прочтение В. Смеховым, а это было прочтение, в передаче - это ещё одно доказательство бесконечности гениального романа. Вениамин Борисович (Веня для тех, кто с ним общался в 70-е) не только представил спектакль, но и по-человечески, вспомнил тех, уже ушедших из жизни ребят, которые сделали "Таганку". "Мы в восхищении"! Несмотря на то, что представленная работа трудоёмкая и потребовала, вероятно, много времени, но хочется пожелать и просить, чтобы он не остановился, а продолжил работу в том же ключе. Здоровья и успехов. Хочу приобрести диск с этой передачей.
PS. Довелось провести один длинный вечер (баня, ресторан ВТО) в маленькой компании с В. Смеховым, Олегом Колокольниковым и своими друзьями. Как молоды мы были!..
2011-10-09 09:24:35
В нём чувствуется стержень, заложенный родителями. Всю жизнь не изменяет своим принципам. Низкий поклон.