Спиваковский Даниил Иванович

Биография Спиваковского Даниила Ивановича

Спиваковский Даниил Иванович – российский актер кино и театра.

Детство

Даниил Спиваковский родился в Москве 28 августа 1969 года. Воспитанием мальчика занимались бабушка с дедушкой и мама Алла Семеновна Спиваковская, профессор Московского университета, доктор наук, известный психолог и психотерапевт. Именно маме Даниил благодарен за хорошее воспитание: «Она привила мне хороший вкус, чувство меры, что, по-моему, очень важно в жизни человека и тем более в профессии артиста». В детстве Даня любил декламировать стихи, развлекать публику и даже несколько лет занимался в театральной студии Дворца пионеров на Ленинских горах. Как позже признавался Даниил, он и предположить не мог, что это станет делом всей его жизни – актерство было для него тогда не более чем увлечением. Мама постоянно рассказывала интересные вещи из области психологии, и в будущем Даниил представлял себя только психологом.

Впрочем, это не означает, что Даня рос «ботаником» – как и все мальчишки, он любил играть в футбол и вообще был довольно хулиганистым ребенком: «В школе я так часто кривлялся на уроках, что маму постоянно вызывал к себе директор, требуя угомонить сына. Я с раннего детства не переношу, когда мне скучно. Начинаю буянить и взрывать окружающую атмосферу».

Юность

После школы в 1986 году Даниил подал документы в МГУ на факультет психологии, но не добрал одного балла и пошел работать санитаром в психиатрическую больницу. Через год, поняв, что медицинская психология ему по-прежнему интересна, он повторил попытку, на этот раз удачно, и стал студентом психфака. Однако потеря года сыграла со Спиваковским злую шутку: вышел указ об отмене льгот для студентов-очников, и он с первого курса угодил в так называемый «ленинский набор» – был призван в армию. Два года прослужил в войсках связи – сначала в «учебке» (сержантская школа) в Шепетовке, затем в городе Шуя Ивановской области (актер имеет звание «сержант связи»). И хотя от службы в армии у Спиваковского остались не самые приятные воспоминания, позже он с благодарностью говорил об этом периоде жизни: «Меня научили стрелять из оружия, а также тактическим основам. Именно военному ремеслу. И я рад, что там побывал. Конечно, два года жизни в мужском коллективе – особая ситуация, но это было и я не жалею. Все-таки я воспитан мамой, бабушкой и дедушкой. Хотя никогда не был рафинированным маменькиным сынком. Но я по-своему избалованный человек. А армия меня очень укрепила, я стал более жесткий, более мужественный, что сейчас мне помогает в моей профессии».

Вернувшись из армии в 1989, Даниил восстановился на психфаке. Однако свою старую любовь к театру и лицедейству не забыл и после занятий за компанию с другими ребятами ходил в студенческий театр. Ребята репетировали до самозабвения, и часто репетиции затягивались чуть ли не до утра. А утром студент Спиваковский шел на лекции, где разбирался в тонкостях доктрины Юнга, чтобы вечером применить на практике учение о коллективном бессознательном. Весной несколько человек из студенческого театра решили поступать в театральный, и Даниил пошел с ними просто за компанию – чтобы потом не было сожаления об упущенных возможностях. Как сложилось театральная судьба товарищей Дани, неизвестно, а перспективного психолога приняли сразу в три театральных училища: «Может быть, потому, что я совершенно не волновался, мне было наплевать – возьмут-не возьмут, я и так уже учился. Мне просто нравилась абитуриентская атмосфера, нравился кураж, воодушевление юных ребят, мечтающих стать артистами. Когда я узнал, что в ГИТИСе, куда меня приняли, курс будет набирать сам Андрей Александрович Гончаров, решил, что можно рискнуть и попробовать учиться одновременно в двух ВУЗах. Точно знаю: если бы я тогда не поступил, стал бы психологом и для души играл бы в театральной студии».

Тогда собрался семейный совет – мама, бабушка и дедушка, который «постановил», что Даниил может учиться, где угодно, но университет надо закончить обязательно. Находчивый студент пошел в школу, сказал, что потерял аттестат, и получил дубликат, который отнес в учебную часть ГИТИСа и был зачислен. Так он и учился четыре года в двух институтах, на дневных отделениях. «Плюс» этой ситуации был в том, что стипендий тоже выходило две. Повезло и в том, что ВУЗы находились неподалеку друг от друга – почти как Труффальдино, Спиваковский бегал с лекции на лекцию, с переменным успехом совмещая систему Станиславского и теорию межличностного общения: «Бегал из Кисловского переулка на Моховую и обратно по несколько раз в день. Мне просто повезло, что я учился в ГИТИСе, он расположен совсем недалеко от здания психфака. Так что «забеги» выходили на короткие дистанции. Иногда сдавал два экзамена в один день. Хотя приходилось несладко, пожаловаться театральным педагогам на усталость и хронический недосып было нельзя. Ведь все они ревностно относятся к профессии и не любят, когда будущие актеры «распыляются». Гончаров узнал обо всем только на выпускном. Позже он меня звал: «А, это ты, с двумя высшими образованиями!» Андрей Александрович любил людей, совершающих поступки. А вот на психфаке ко мне относились с большим пониманием, тем более, что я частенько приходил на экзамен с билетами в партер на премьеры в «Маяковку».

Театр

Хотя Спиваковский и не был любимчиком Гончарова, мэтр относился к нему вполне уважительно. Уже студентом Даниил играл в нескольких спектаклях Театра им. Маяковского: Гамлета в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Дуремара («Приключения Буратино»), Кулигина («Гроза»). А на третьем курсе получил и первую главную роль в спектакле «Фарс только для взрослых» по пьесе Николая Коляды. Это была первая встреча Даниила Спиваковского с Сергеем Арцибашевым, который был постановщиком спектакля: «Мои главные учителя – это Андрей Александрович Гончаров и Сергей Николаевич Арцибашев. И если Гончаров был для меня учителем-теоретиком, то Арцибашев является учителем-практиком. Помимо того, что он замечательный режиссер, он великолепный актер. И он меня познакомил с очень хорошими ремесленными секретами. Свою первую роль я сыграл в его спектакле «Фарс только для взрослых» по пьесе Коляды, будучи студентом третьего курса. Мы с ним единомышленники и говорим на одном языке. Я считаю, что в театре мои лучшие роли сыграны именно у него».

В 1992 Спиваковский одновременно окончил МГУ и ГИТИС, получил два диплома и автоматически (без всяких просмотров) попал в труппу Театра им. В. Маяковского. Уже первые роли в театре – Шут в спектакле «Как вам это полюбится» Шекспира, поставленном Гончаровым, и Тишка в «Банкроте» – в старом спектакле театра, который тогда восстановил Евгений Лазарев – принесли молодому актеру признание завсегдатаев театра. За время работы в театре им. Маяковского Д. Спиваковский также сыграл в спектаклях «Входит свободный человек», «Жертва века», «Любовь студента», «Театральный романс», «Ящерица».

Однако первой серьезной удачей актера на сцене прославленного театра стала роль Альбера в спектакле С. Арцибашева «Банкет» по пьесе Н. Саймона, который принес Спиваковскому популярность в театральных кругах и славу лучшего молодого актера Москвы. Вот цитата из отзыва Н. Агишевой: «Его худой, неловкий и смешной Альбер, до сих пор обожающий свою Ивон, и превращает в конце концов непритязательную комедию в настоящую драму о человеке, который слишком сильно любил, чтобы быть счастливым. Этот артист, чем-то неуловимо похожий на молодого Эраста Гарина, обладает редким даром играть человека маленького, неприметного, не похожего на героя, но способного своими переживаниями захватить целый зал. Эксцентрика, буффонада, отточенная пластика и проникновенный лиризм – в Спиваковском есть все плюс неотразимое комедийное обаяние, что и делает новую постановку едва ли не его бенефисом». Однажды подпав под это «неотразимое комедийное обаяние», зрители снова и снова приходили на спектакли «Любовь глазами сыщика», «Карамазовы», «Банкет», «Женитьба», «Как вам это полюбится» и «Банкрот», в которых был занят Даниил: «Зритель приходит в театр отдохнуть и поразмыслить. А что касается смешного и комичного, так все обманчиво. В спектакле «Карамазовы» я играю Черта. Мы с Сергеем Арцибашевым его придумали современным, ироничным и очень остроумным. Как и в жизни, наш искуситель чертовски обаятельный. Разве с вами не бывало такого – встречаешь красивого, искрометного человека, доверяешь ему, а на деле оказывается главный бес и враг в нашей жизни? Зато молчаливый бурчун становится самым близким и преданным человеком. Кстати, на одном из спектаклей была группа людей, изучающих православие. Когда у них спросили, кто им больше всего понравился, они ответили: «Герой на букву Ч».

Затем Спиваковский репетировал роль Чичикова в «Мертвых душах» по столь любимому им Гоголю. И действительно, Спиваковский видится абсолютным героем Гоголя – непредсказуемый, беспокойный, с эдакой чертовщинкой в глазах и в то же время обаятельный и мгновенно располагающий к себе. А может быть, это профессиональное, ведь Спиваковский не оставил свою вторую специальность: «То, что я сам психолог – это хорошо. Я читаю специальную литературу, нахожу ответы на какие-то интересующие меня вопросы, и все это идет в копилку моего актерского опыта. Психология помогает мне лучше играть». Кстати, в одной московской психологической студии психолог Д. Спиваковский вел «Тренинг общения». Это синтез групповой психотерапии и элементов преподавания актерского мастерства, но, по словам самого Даниила, ничего общего с преподаванием театрального ремесла в этом тренинге нет.

Кино

Несмотря на оглушительный успех в театре, на экране Спиваковский впервые появился только в 2000 году. Он сыграл маленькую роль (инженер из БТИ) в сериале «Маросейка, 12».

Затем последовали работы в сериалах: «Воровка» (роль подкупного журналиста), «Две судьбы» (роль музыканта Марика), «Русские амазонки», «Инструктор», «Зачем тебе алиби?», пока наконец на актера обратил внимание серьезный режиссер, да еще какой – В. Тодоровский, который прославился своим талантом «зажигать звезды» – он «показал народу» Миронова в «Любви», Машкова и Дапкунайте в «Подмосковных вечерах», Хаматову, Корзун и Суханова в «Стране глухих».

Существует легенда, что однажды Тодоровский случайно попал на «Банкет» и был в полном восторге от исполнителя одной из главных ролей – молодого, но неизвестного артиста Д. Спиваковского. «Почему его никто не снимает?» – задался вопросом Тодоровский и тут же решил исправить эту несправедливость – пригласил Даниила в свой новый проект про молодого парня, вернувшегося с войны. По официальной версии самого актера, знакомство с режиссером фильма, который сделал его знаменитым, произошло совершенно случайно: как-то к Даниилу в коридорах «Мосфильма» подошла ассистентка режиссера С. Газарова, который запускался с новым проектом «Темная лошадка» и искал исполнителя на главную роль. А продюсером сериала «Темная лошадка» как раз и был В. Тодоровский. Когда завершились съемки, он пригласил Спиваковского к себе в кабинет и предложил роль в своем полнометражном фильме «Мой сводный брат Франкенштейн». Утвердили без проб, поскольку в «Лошадке» Тодоровский видел актера в различных ракурсах.

«Мой сводный брат Франкенштейн» – это психологическая драма о войне без войны. В жизнь интеллигентной московской семьи врывается новый родственник, взрослый сын отца – Павлик (Спиваковский). Он вернулся с войны без глаза. Ему нужна операция. Он тихий, улыбчивый, неловкий. Вот только проверяет по ночам чердаки и подвалы – ищет духов, и ходит на вокзал – встречать погибшего друга. И чем дальше, тем страшнее семье, никто не знает, к чему приведет безрассудная любовь искалеченного человека. При создании сложного образа человека, который все время желая добра, совершает зло, но не осознает этого, солдата, не нашедшего места в мирной жизни, актеру пригодился опыт армейской службы – ведь ему неоднократно приходилось встречаться с такими ребятами, приходившими с афганской войны: «Я два года служил в армии, и было это во времена, когда была Афганская война, и как раз в 89-м году, когда наши войска были выведены из Афганистана, в мою войсковую часть пришли ребята, которые там служили. Я не знаю, участвовали ли они непосредственно в боевых действиях, но этот отпечаток Афганистана был, конечно, виден на них. Но я не посещал никаких клиник, где находятся ребята с посттравматическим синдромом, которые прошли горячие точки. Это был собирательный образ, который я создал под руководством Валерия Тодоровского. Я согласен с Тодоровским, когда он говорит, что это фильм о войне. Но для меня это еще и фильм о любви. Мой герой Павлик Захаров – это человек, который нашел свою семью, он ее очень любит и считает, что семью надо защищать. И в этом я с ним полностью согласен. Другой вопрос, что я свою семью люблю и защищаю так, как это делаю я. А в интерпретации Тодоровского и Островского я это делал так, как мой герой. Искренне, честно, трогательно, иногда нелепо и смешно, но в результате очень трагично. Я вообще считаю, что по прошествии лет люди будут именно по этой картине узнавать и понимать, как мы жили в России в начале третьего тысячелетия». В 2004 году фильм был удостоен Гран-при XV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр».

После премьеры «Франкенштейна» Тодоровский сказал Спиваковскому – сейчас появится много предложений, будь избирательным. Но Спиваковскому понравилась его новая роль актера кино, и он отдался ей целиком. В отличие от некоторых актеров, которые в вечернем эфире с иронией рассуждают о сериалах и сокрушаются о плачевном состоянии современного кинематографа, а утром в этих самых пресловутых сериалах снимаются, Даниил Спиваковский ни от какой своей работы не отказывается, и делил кино не на «большое» и «маленькое», а на «хорошее» и «плохое»: «Я с большим удовольствием снимаюсь как в полнометражных фильмах, так и в сериалах. И не считаю это зазорным. Сериалы – это замечательный вид телевизионного творчества. Есть очень интересные сценарии. На съемочной площадке встречаешься с потрясающими актерами и режиссерами». После «Франкенштейна» Спиваковский появился в продолжении «Виолы Таракановой» (реж. В. Щегольков) по романам Д. Донцовой в роли незадачливого следователя и в роли Павла Шпрингфельда в фильме «Звезда эпохи» (реж. Ю. Кара). Восьмисерийный фильм о Валентине Серовой, который зрители увидели в 2005, вызвал неоднозначную реакцию как у зрителей, так и у критиков, но работа Даниила – роль знаменитого комика военных и послевоенных времен Павла Шпрингфельда, однокурсника и близкого друга Серовой – получила высокую оценку.

Впрочем, самые интересные работы актера связаны с режиссером Павлом Лунгиным («Такси-блюз», «Свадьба», «Олигарх»). В 2005 году на экран вышли сразу два проекта Лунгина, в которых Спиваковский занят в небольших, но ярких ролях. Сценаристом первого проекта – полнометражного фильма «Бедные родственники» – стал Геннадий Островский. Именно он работал над сценарием «Франкенштейна» и не забыл об актере, который так талантливо воплотил образ Павлика Захарова; для него нашлась роль и в новом сценарии. На этот раз Спиваковский сыграл острохарактерную роль, нелепого и трепетного близорукого человека со слезящимися глазами, смотрителя еврейского кладбища Гришу Цаусаки. Как с иронией замечал сам Даниил, «в обоих случаях не обошлось без членовредительства: во «Франкенштейне» у меня нет глаза, а в «Родственниках» у меня отрывают ухо». На кинофестивале «Кинотавр» в 2005 фильм получил целых три приза: гран-при, приз за сценарий (Геннадий Островский) и за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский).

В основу второго проекта – телевизионного фильма «Дело о мертвых душах» 655 положены произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», «Мертвые души», «Старосветские помещики», «Вий», «Шинель», мотивы «Женитьбы» и «Игроков». Тут Спиваковскому досталась роль Бобчинского: «Роль известная, я думаю, всем. Бобчинский неотделим от Добчинского, поэтому Бобчинский и Добчинский – это два достаточно комедийных, ярких персонажа, которые присутствуют в доме губернатора. Два человека, на которых все нападают, два таких, я б сказал, «козла отпущения», которых побивают, на которых все грехи списывают, их во всем обвиняют. Но такие люди, я думаю, в любом коллективе присутствуют. Но вместе с тем они хитрецы, имеют свою какую-то логику. Они притерлись к этому дому, там кормятся, существуют около губернатора, иной раз они даже с удовольствием получают эти тумаки, которые им достаются, но они понимают, что это их роль, они готовы получать их, но только чтобы быть рядом с губернатором». Юрий Арабов («Господин оформитель», «Молох», «Телец», «Доктор Живаго») написал сценарий с очень точными гоголевскими диалогами, сохранив гоголевский слог и дух. Кроме Д. Спиваковского, в фильме заняты Н. Усатова, И. Оболдина, С. Гармаш, П. Деревянко, А. Абдулов, И. Агапов, Л. Ярмольник, Е. Новикова, В. Вержбицкий, Г. Петрова, П. Любимцев и другие звезды российского кино.

Прочие проекты

В середине нулевых годов на экран вышло несколько фильмов с участием Спиваковского. Прежде всего, это психо-мистический триллер Всеволода Плоткина «Лифт», в котором герои меняют облик и сущность, не покидая замкнутого пространства лифта. Герою Спиваковского не чужды маниакальные проявления, но заниматься психологическим разбором роли актер не собирался. Ему интереснее было полностью выразиться в ней, чтобы зритель, как в случае «Франкенштейна», сопереживал его герою и ушел бы из кинотеатра чуточку измененным.

Осенью 2005 года состоялась премьера 4-серийного телевизионного фильма «Казароза» по одноименному роману Л. Юзефовича. В основу сюжета положена реальная история некогда известной петербургской певицы Зинаиды Казароза, загадочно убитой в 1920 году в пермском клубе эсперантистов. Экранизация «Казарозы» обещала быть звездной. Во всяком случае, молодым режиссером Аленой Демьяненко были приглашены популярнейшие актеры отечественного кино: В. Галкин, Е. Бероев, А. Лыков, О. Фандера (Казароза), А. Большова, Д. Спиваковский и другие. Оператор – известный по «Ночному дозору» Сергей Трофимов. Сценарий написал сам Юзефович, ему же принадлежат тексты звучащих в фильме песен, которые по сюжету исполняет главная героиня фильма.

В то же время были закончены съемки 8-серийного телевизионного проекта «Одна тень на двоих» – экранизации одноименного романа Татьяны Устиновой. Режиссер фильм – Алексей Козлов («Всегда говори «Всегда», «Жизнь продолжается», «Опера. Хроники убойного отдела», «Демон полдня», «Всегда говори «Всегда»-2»), авторы сценария – Нина Садур («Мужчины его женщины», «Я – это ты», «Ростов-папа») и Наталья Портнова. В этом сериале Даниилу досталась роль друга главного героя Андрея Данилова (Я. Бойко) – скрипача Тарасова. За хитросплетениями детективной интриги с элементами мелодрамы зрители наблюдали уже в начале 2006 года.

Однако, по признанию самого Спиваковского, самой интересной была для него работа в киномюзикле В. Пичула («Маленькая Вера», «В городе Сочи темные ночи») «Кинофестиваль или портвейн Эйзенштейна», где Даниилу пришлось испробовать себя в непривычном ампула актера танцующего и поющего. Кроме того, именно от его лица ведется повествование. Это картина о Московском международном кинофестивале – возможно, даже о последнем кинофестивале, который проходил в советское время. Среди действующих лиц в фильме были не только сами кинематографисты, но и «чиновники от искусства», и даже работники госбезопасности. Веселые и забавные сцены чередуются с драматическими и сатирическими. Большое место в новой ленте заняли любовные истории, кулуарные интриги и даже криминальные мотивы. В фильме снимается целое созвездие актеров – Анна Азарова, Елена Доронина, Юрий Колокольников, Игорь Верник, Олег Штефанко, Нина Русланова, Даниил Спиваковский, Виктор Проскурин и др. Работу над картиной завершили к концу декабря 2005.

Особую популярность актер снискал именно в конце нулевых-начале десятых годов. В это время отечественное кино вышло на новый уровень. Повысилось качество фильмов, сценарии стали гораздо интереснее, режиссура – искуснее. Даниил Спиваковский снимался в таких картинах, как «Серебряный самурай» (2008), «Одержимый» (2009, сериал), «ПираМММида» (2010), «Заяц, жаренный по-берлински» (2011, сериал), «Убить Дрозда» (2012), «Совсем не простая история» (2013), «Sex, кофе, сигареты» (2014), «Клетка» (2015) и др.

Личная жизнь

Первой супругой Даниила Спиваковского была актриса Анна Борисовна Ардова. Увы, две яркие артистичные личности не смогли долго уживаться под одной крышей. Их красиво начавшаяся история любви закончилась далеко не красивым разводом.

Имя второй жены Даниила – Светлана. Этот брак оказался гораздо более удачным. В семье Даниила и Светланы родились дети – сыновья Даниил и Андрей и доченька Дарья.

Увлечения

К сожалению, в плотном рабочем графике Даниила Спиваковского редко находилось время для отдыха. Тем не менее он продолжал участвовать в актерском турнире московских театров по футболу – играл за Театр Маяковского. Но больше всего актер всегда любил проводить время с друзьями, а когда удается, то и посидеть ночку за преферансом: «Прежде всего, преферанс – это борьба интеллектов, интересный математический расчет. Преферанс – это не «пьяница», здесь думать надо, просчитывать ходы. Причем в эту игру я даже чаще выигрываю, чем наоборот».

Мнения

В. Тодоровский: «Такой артист, как Даня Спиваковский – как бы так мягко сказать, – специфичен. Это касается типажа, внешности. Эта особенность – как раз то, что мне в нем больше всего нравится. Это касается и внутреннего его какого-то наполнения. Но сказать, что он завтра будет героем каждого второго фильма, – нет, конечно. Поэтому я думаю, что у него судьба, как у всех таких людей, – не простая, но очень хорошая».

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2014-05-22 16:36:49
Со всеми предыдущими комментариями согласна. Талант. Актер с большой буквы.
2013-02-07 16:49:19
Актер, который запоминается в любой роли (и в главной, и в эпизодической, и в кино, и в театре). Любой фильм с его участием смотрю с интересом. Всё в нем органично: мимика, жесты, голос... Кажется, что он проживает каждую свою роль. Талант!
2012-10-12 14:15:19
Потрясающий актер. Рада каждой встречи на экране с ним. Спасибо большое за ваше мастерство и индивидуальность.
2012-10-09 15:30:15
Великолепный актёр. Мне кажется он - второй Иннокентий Смоктуновский. Я ему всегда ВЕРЮ!!! А сейчас так мало актёров, которым "веришь". Харизматичный, талантливый, индивидуальный. Такие актёры - визитная карточка российского кинематографа.
2009-06-27 18:52:29
Очень талантливый актер.