Биография Антоновой Ольги Сергеевны
Антонова Ольга Сергеевна – советская и российская театральная актриса, актриса кино.
Детство
Ольга Антонова родилась 22.12.1937 в Ленинграде. Она – дочь известного прозаика Сергея Антонова. Так получилось, что вся жизнь актрисы связана с Ленинградским Академическим театром комедии имени Н.П. Акимова. Здесь она провела свое детство и отрочество (по иронии судьбы будущая звезда жила в ленинградской коммуналке над службами театра). Впрочем, о театре она не думала. С детства в ее голове рождались разные фантазии, образы прекрасных существ. Девочка хватала материал, иголки, ножницы и судорожно кроила, шила. Поначалу получалось не очень, и Ольга очень страдала. Но затем девушка научилась воплощать в реальность свои мечты... Возможно, из нее получился бы отличный модельер или дизайнер. Но она стала актрисой. Прекрасной актрисой...
Театр
Закончив учебу у выдающегося театрального педагога Б.В. Зона в ЛГИТМиКе в 1965 году, Ольга Антонова была принята в труппу такого родного Ленинградского Академического театра Комедии имени Н.П. Акимова. Долгие годы Ольга Антонова верой и правдой служит этой сцене, переживая все боли и радости, все взлеты и падения.
Как одна из самых интересных работ сезона, была замечена первая же роль актрисы – на ординарном драматургическом материале дебютантке удалось создать запоминающийся многоплановый образ: подкупавшая внутренней чистотой, предельной искренностью и обаянием светлых глаз Шура Залыгина – "сложная девочка", не слишком оригинальный персонаж комедии авторов Б. Рацера и В. Константинова "Инкогнито".
Несмотря на то, что сам Акимов не успел найти достойной оправы дарованию Ольги Антоновой в первые годы службы в театре, ее талант был отшлифован в постановках режиссеров, которым гостеприимно открывал двери Мастер. Тогда в репертуарных ролях травести, угловатых девочек, школьниц, горничных и принцесс (всего было сыграно около двадцати ролей) Антонова выработала свой особый стиль, идущий от ее собственной индивидуальности, отточенный и камерный: игра на полутонах, без нажима.
Волшебная природа "сказочного эльфа", как за глаза прозвала актрису критика и почитатели, обаяние хрупкости, внутренняя чистота и сила, лежащие в основе ее индивидуальности, а также удивительная музыкальность и способность к "лирическому" гротеску оказались востребованными режиссурой Петра Фоменко, в творческом союзе с которым Ольге Антонова создала в семидесятые годы ряд незабываемых образов. Роль зубного врача Нины Бегак в знаменитом и самом "оптимистичном" спектакле молодого режиссера "Этот милый старый дом" по мелодраме-водевилю Алексея Арбузова, в 1972 году принес Ольге Антоновой шумную известность. В постановках Фоменко ослепительно красивая и тонко чувствующая жанр актриса могла предстать то обольстительной Еленой Прекрасной ("Троянской войны не будет" Жана Жироду), то уверенной в себе и исполненной жаждой разрушения Анной Мартыновной Змеюкиной ("Свадьба. Юбилей" А.П. Чехова).
Всегда будучи открытой к любому сотрудничеству, к интересному творческому союзу, актриса работала с известными театральными мастерами – молодым Р. Виктюком, Ю. Дворкиным, В. Титовым и многими другими.
Прочные творческие отношения сложились у Ольги Антоновой с петербургским театром "Приют комедианта". Еще в 1997 актриса вместе со своим давним партнером по сцене Театра Комедии Петром Вельяминовым срепетировали и разыграли "Старомодную комедию". В октябре 1999 Антонова сыграла в другом блистательном "кассовом" спектакле, на который валом валила уставшая от "чернухи" публика – "Недосягаемая" Уильяма Сомерсета Моэма.
Осенью 2015 года, устав от затянувшегося и ни к чему не ведущего конфликта с госпожой Казаковой, художественным руководителем Театра комедии, Ольга Антонова покинула родную сцену, которой посвятила большую часть своей творческой жизни.
Кино
В кино Ольга Антонова дебютировала в телефильме Петра Фоменко "Почти смешная история" (1977, сценарий Э. Брагинского). К этому времени Антонова была хорошо известной ленинградцам актрисой Академического театра комедии. Но всенародную славу принесла ей впервые именно эта картина. После ее демонстрации по телевизору, как в голливудских сказках, Антонова наутро проснулась знаменитой. Знакомый ей по работе в театре Фоменко предложил Антоновой роль эксцентричной и возвышенной девушки по имени Иллария. Зрителям полюбился этот образ вместе со ставшей широко популярной песней "Я леплю из пластилина...".
Нельзя сказать, чтоб кинематограф так уж и распахнул свои объятья Антоновой. Она была уж слишком нестандартна для "поточного кинопроизводства".
В 1978 году Антонова сыграла главную роль в шекспировской телеверсии "Комедии ошибок" (сценарий Фридриха Горенштейна, режиссер Вадим Гаузнер) в партнерстве с Михаилом Козаковым, Софико Чиаурели и Михаилом Кононовым. И вновь волшебная природа "сказочного эльфа" позволила ей в самых невероятных ситуациях существовать с той свободой и естественностью, без каких невозможно зрительское доверие к невероятному. А затем в кино для Антоновой наступил перерыв в несколько лет.
В 1989 году Антонова блестяще сыграла роль Наташи в фильме Киры Муратовой "Астенический синдром" (специальный приз "Серебряный медведь" МКФ в Берлине). Этот фильм как бы подводил итог всему укладу советской жизни с ее "перестроечной" эпохой, показал тотальное состояние упадка и истощения сил. Антоновой со свойственной ей тонкой психологической разработкой характера был написан портрет человека, перепрыгнувшего границы рассудка, воплощенной боли и ненависти, женщины с искривленным ртом, с растрепанными волосами фурии и невидящим взором воспаленных глаз.
В девяностые годы кинематограф и телевидение оказались увлечены типажом Ольги Антоновой и ее несравненным мастерством. Ею были созданы сложные, многоплановые образы: последняя русская императрица Александра Федоровна в "Цареубийце" Карена Шахназарова (1991), колдовски страшная Дюран в "Проклятии Дюран" Виктора Титова (1994), величественно скорбная и светлая героиня фильма "Незабудки" Льва Кулиджанова (1994).
В 2000 году снялась в роли Екатерины Великой в исторической драме Александра Прошкина "Русский бунт".
Ольга Сергеевна Антонова – признанный мастер сцены, педагог, ведущий занятия в Санкт-Петербургской Государственной Академии Театрального искусство (СПГАТИ) и передающий навыки своей профессии молодому поколению актеров, член Художественного Совета театра "Приют комедианта".
Личная жизнь
Первым мужем Ольги Антоновой был молодой и подающий большие надежды писатель. Влюбленные поженились сразу же после получения дипломов о высшем образовании. Вскоре в молодой семье появилась дочь – папина и мамина радость. К сожалению, с годами отношения между супругами стали портиться. На 12-м году совместной жизни Ольга приняла твердое решение уйти от мужа. Собрав кое-какие вещи и взяв дочь за руку, Антонова отправилась в самостоятельную жизнь. Правда, первое время после развода ее дни мало походили на ее представление о самостоятельности – у актрисы совсем не было денег, ей приходилось жить у друзей. Но все изменилось, когда на горизонте появился Игорь Иванов – художник Театра комедии. Игорь и Ольга полюбили друг друга и вскоре скрепили свои сердца законными узами брака. Единственное, о чем после свадьбы с Игорем жалела Ольга, так это о том, что она не встретила этого замечательного мужчину раньше.
Дочь Ольги Антоновы скончалась уже в зрелом возрасте от пневмонии. Пережить тяжелую потерю актрисе помогла поддержка Игоря, для которого, впрочем, дочь супруги тоже была родным ребенком. Ведь, как известно, отец – тот, кто воспитал.
Основные награды и премии
Лауреат Специального приза "Серебряный медведь" МКФ в Берлине (1989, за роль в фильме "Астенический синдром").
Народная артистка России (1994).
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" в номинации "Лучшая женская роль" (2006, за роль в спектакле "Гарольд и Мод").
Орден Почета (2009).