Биография Белохвостиковой Натальи Николаевны
Белохвостикова Наталья Николаевна – советская и российская актриса кино.
Детство
Родилась 28.07.1951, Москва. Родители Натальи – папа Николай Дмитриевич Белохвостиков и мама Антонина Романовна Лямина – познакомились в Канаде, куда они были направлены на работу. По возвращении в Москву у них родилась дочь. В годовалом возрасте родители забрали Наталью с собой в Англию. Николай Дмитриевич служил там послом, а Антонина Романовна преподавала английский язык работникам советского посольства.
Наталья росла в Лондоне до пяти лет. Она говорила на английском свободно, как на родном. В посольство привозили советские фильмы и мама с двух лет стала водить дочь в кино. Наталья была тихая, молчаливая и упитанная девочка. Она вспоминала: "Меня прозвали "запасным Черчиллем": я была смешная, толстая, а щеки у меня лежали на плечах".
Когда Наталье нужно было идти в школу, ее отправили в Москву, к бабушке. Без родителей было очень тоскливо. Чтобы как-то скрасить свое одиночество, она стала много читать и мечтать о кино.
Первый опыт в кино
Первый раз она попала на экран в 1965 году, когда приехала на каникулы к родителям в Стокгольм, куда был тем временем направлен послом ее отец. Там Марк Донской снимал двухсерийный фильм о Ленине "Сердце матери" и ему нужна была массовка. Донской обратился за помощью в посольство, чтобы кто-нибудь из сотрудников поучаствовал в съемках, но все были заняты. Марк Семенович пришел на детскую площадку и среди детей сотрудников на роль Марии Александровны Ульяновой выбрал Наташу Белохвостикову. Её нарядили в пальто начала ХХ века, слегка загримировали и сняли в нескольких эпизодах. Так состоялся дебют Натальи Белохвостиковой в кино.
ВГИК
В 1968 году она была принята во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, хотя до окончания школы ей предстояло учиться еще год. На втором курсе она сыграла Лену Бармину в картине Герасимова "У озера", эта роль была написана специально для нее. Лена Бармина определила близость актрисы с героинями русской классической литературы, наделенными благородством чувств и помыслов, чистотой и мягким, женственным очарованием. Когда Сергей Аполлинариевич Герасимов снимал фильм, он очень хотел чтобы у героини была вертикальная морщинка на лбу. Белохвостикова часами сидела у зеркала и хмурила брови, и все-таки добилась своего. Правда, морщинка так и не прошла, но зато Наталья за этот фильм стала самым молодым лауреатом Государственной премии СССР.
Признание
В 1971 году Белохвостикова окончила ВГИК и стала актрисой Театра-студии киноактера. В том же году она сыграла роль Анны Снегиной в картине Сергея Урусевского "Пой песню, поэт". В 1976 году Белохвостикова снялась у Герасимова в роли гордой аристократки Матильды де ля Моль в экранизации романа Стендаля "Красное и черное", а в 1979 году – у Михаила Швейцера в роли Донны Анны в "Маленьких трагедиях".
Но ее лучшие роли связаны с творчеством режиссеров Алова и Наумова – Неле в "Легенде о Тиле", Натали и Мари в "Тегеране – 43", Эмма в "Береге", Лена в "Десять лет без права переписки". Работу в фильме "Тегеран – 43" вообще можно назвать звездным часом актрисы.
Острый на язык Валентин Гафт отозвался на это эпиграммой. Правда, не обошлось без "шпильки" в конце:
"Вы в "Тегеране – 43"
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! Хоть без короны
И без таланта, Натали".
Исполненный экспрессии, яркой зрелищности, метафорический стиль Алова и Наумова оказали влияние на актерский почерк Белохвостиковой, помогая ей органично сочетать земную силу и надземную возвышенность своих героинь.
Во время съемок фильма "Берег" по одноименному роману Юрия Бондырева, в котором рассказывалось об истории любви немецкой девочки Эммы, роль которой играла Наталья Белохвостикова, и русского лейтенанта (Борис Щербаков), произошел забавный случай. Снимали сцену счастливого свидания Эммы и лейтенанта Никитина, когда они вместе с велосипедом оказываются в воде и, совершенно мокрые, стоя по колено в воде, хохочут от счастья. По команде "Мотор!" все пошло не по плану – Борис Щербаков не удержался на велосипеде, наехав на какую-то корягу, не обнаруженную под водой до съемки, Белохвостикова упала на уже лежащий велосипед и оба не смогли удержаться от смеха. Так эпизод и вошел в фильм. Многие потом отмечали, что это один из самых удачных эпизодов фильма.
Личная жизнь
Со своим мужем, кинорежиссером Владимиром Наумовым, Наталья познакомилась в Шереметьеве. Она летела на фестиваль в Югославию с фильмом "У озера", а он вез свою картину "Бег". Их представили друг другу. После возвращения они стали встречаться и вскоре поженились. Владимир Наумович ввел Наталью в свой круг: познакомил с Евгением Евтушенко, с Владимиром Высоцким.
В 1977 году у Натальи Белохвостиковой и Владимира Наумова родилась дочь Наташа. Уже в три года она дебютировала в фильме "Тегеран – 43". Со временем она стала профессиональной актрисой, часто снималась в отцовских фильмах.
В 2007 году Наталья Белохвостикова сделала поистине доблестный поступок. Актриса усыновила мальчика по имени Кирилл трех лет от роду, от которого настоящие родители отказались и определили в детский дом. Белохвостикова моментально привязалась к малышу и начала усиленно заниматься его воспитанием, образованием и общим развитием.
Основные награды и премии
Народная артистка РСФСР (1984).
Лауреат Государственных премий СССР (1971, "У озера"; 1985, "Берег").
Дороже всего мне строчки:
В книге, журнале, блокноте...
Свои ли, чужие, но точно,
Чтоб на высокой ноте.
Такая строка не вянет,
Не тонет, в огне не сгорит.
Она не предаст, не затянет
В болото сомнений, обид.
Со строчкою страх проходит,
Ей боль облегчить по силам.
Строка никуда не уходит,
Поможет она людям милым.
В журнале, в большой газете,
У друга в простом блокноте
Живут мои строки на свете,
В них точку опоры найдёте.
Такая строка поддержит,
Согреет в ненастье, в стужу.
Подарит она надежду
И убедит, что ты нужен.
Дороже всего мне строчки:
В книге, журнале, блокноте...
Свои ли, чужие, но точно,
Чтоб не на фальшивой ноте.
Это талант.