Беляева Галина Викторовна

Биография Беляевой Галины Викторовны

Беляева Галина Викторовна – советская и российская киноактриса, театральная актриса.

Из балерин в актрисы

Галина Беляева родилась 26.04.1961 в Иркутске. Но её детство прошло в Невинномысске на Северном Кавказе. Дело в том, что родители Гали развелись вскоре после появления ребенка на свет. Виктор Беляев после развода уехал в Воронеж и женился там на женщине, которая из-за производственной травмы на стройке была прикована к инвалидной коляске. Галина Ивановна забрала дочь себе и перебралась в Невинномысск, так как на тот момент там для нее было больше перспектив. Мама Беляевой по специальности была техником-электриком. Ее опыт и навыки помогали ей без особенного труда зарабатывать на хлеб для себя и дочери. Кстати, со своим отцом Галя впервые увиделась, уже будучи взрослой женщиной.

В Неинномысске Галя занималась в балетной школе при Дворце культуры химиков. Затем она поступила в Воронежское хореографическое училище. Здесь её и обнаружила ассистентка режиссёра Эмиля Лотяну, который уже полгода безуспешно искал исполнительницу главной роли для фильма «Мой ласковый и нежный зверь» по «Драме на охоте» А.П. Чехова. Так в 16 лет совершенно неожиданно для себя Галина Беляева стала киноактрисой, сыграв юную Оленьку Скворцову, дочь лесничего, соблазненную немолодым графом.

Позже режиссер рассказывал, что при личной встрече воронежская балерина показалась ему не вполне убедительной – и зажималась во время репетиций, и взгляд ее косульих глаз казался блеклым. Но все продолжалось до того момента, пока не включилась камера: после слова «Мотор!» Галина Беляева неожиданно для всех превратилась в Оленьку Скворцову.

Съемки стали для застенчивой девочки сущим испытанием. Галина потом еще вздрагивала, когда видела такой, например, эпизод: ее Оленька бежит по лесу, а потом падает, скользя гибкими руками по стволу березы: «Эмилю Лотяну хотелось романтики в этом кадре, он требовал, чтобы я соскальзывала по дереву очень плавно. А у березы, между прочим, кора грубая и бугристая. Помню, у меня все руки были в крови. Мы сняли пять или шесть дублей, а до этого – столько же репетировали, и в итоге получилась именно та картинка, которой добивался режиссер».

Еще Галя очень робела в окружении маститых актеров. Нет, ее, конечно, все поддерживали, холили и лелеяли. Но даже невинная шутка заставляла ее густо краснеть и стыдливо опускать глаза. Взять хотя бы Олега Янковского, с которым она должна была целоваться на виду у всей съемочной группы. Известный актер перед съемкой этого эпизода решил подбодрить юную партнершу: «Галка, а ты вообще когда-нибудь целовалась?». И все, Беляева впала в ступор... Пришлось долго ее утешать, прежде чем она снова смогла встать в кадр.

Рассказывал заслуженный деятель искусств Эмиль Лотяну: «Галя была единственным «непрофессионалом» в группе, её окружали очень крупные актёры. Однако скоро мы убедились, что она работает с полной отдачей и как-то так искренно, что и другие заражались этим чувством. «С тобой солгать невозможно, всё вылезает», – сказал Олег Янковский. Репетиции становились всё интереснее и интереснее... А потом пошли съёмки, где Гале предстояло научиться плакать, скакать на лошади, овладеть всеми теми премудростями, которыми обязан владеть актёр...».

Любовь

После этого дебюта последовали новые предложения сниматься, но некоторое время Галина продолжала считать себя все же балериной. И кто знает, что победило бы – балет или кино, если бы не любовь. В процессе съемок Эмиль Лотяну и Галина Беляева полюбили друг друга. А к моменту выхода картины на экраны они стали мужем и женой, а вскоре (в 1980 году, спустя год после свадьбы) у них родился сын – Эмиль Лотяну-младший.

Надо сказать, что Лотяну был старше Галины на двадцать четыре года. Для ее мамы выбор дочери стал большой неожиданностью. Галина Беляева вспоминала: «Конечно, для нее это было большим потрясением. Да что мама?! Если бы мне самой в первый день съемок кто-то сказал, что этот седой сорокалетний мужчина будет моим мужем, я бы ни за что не поверила».

Лотяну тогда сделал все, чтобы «влюбить» в себя юную актрису. Читал стихи, дарил роскошные подарки, знакомил с интересными людьми. И каждую секунду давал понять: она – Богиня.

Галина Беляева вспоминала: «На самом деле я вовсе не считаю, что во мне той, шестнадцатилетней, присутствовало что-то необыкновенное. Но у Эмиля Лотяну был дар: он с каждой женщиной общался как с королевой. И так же снимал в своих фильмах. Он умел восхищаться женщиной, умел внушить ей, что она – самая красивая. Моя дочь Аннушка, когда познакомилась с Эмилем Владимировичем, была от него без ума. Потому что он буквально каждую минуту повторял ей: «Какая ты красавица!».

«Анна Павлова»

В 1979 году Галина окончила Воронежское хореографическое училище, после чего поступила в театральное училище имени Щукина. После его окончания в 1983 году актрису пригласили в труппу Московского театра имени Маяковского, где её дебютом стала роль Вики Люберецкой в спектакле по повести Бориса Васильева «Завтра была война».

К окончанию училища на счету актрисы было уже несколько работ в кино, среди которых главная роль в музыкальном фильме «Ах, водевиль, водевиль...» – душещипательной истории об актере, прощающемся с театром, и его дочери, которая обязана продолжить династию русских актеров водевиля.

И все же Галина тосковала по оставленной балетной сцене. Видя это, Эмиль Лотяну в 1983 году приступил к съемкам биографического фильма «Анна Павлова», рассказывающего о судьбе великой балерины. В этой картине Галина Беляева не только играла главную роль, но и сама танцевала большинство балетных партий.

Она вспоминала: «Мне безумно хотелось сыграть эту роль. Анна Павлова даже снилась мне по ночам. Она ведь действительно легендарная балерина. Критики того времени в один голос называли ее божественной. Она во время танца на несколько секунд буквально зависала над сценой. Будто парила. Никто не мог понять, как это возможно. Пытались найти какие-то разумные объяснения, разложить все по полочкам: вот, мол, у нее нога идеальной формы, очень тонкая щиколотка и это позволяет ей делать такой сильный толчок. Но чудо ведь нельзя растолковать… К съемкам готовились основательно. Мы связались с «Обществом Анны Павловой» в Лондоне (она жила там в эмиграции), которое очень помогло нам с материалами. Я целыми днями смотрела съемки ее выступлений, читала воспоминания современников о ней. Часами репетировала в Театре Станиславского и Немировича-Данченко с прекрасными педагогами».

Тем не менее, после выхода картины на создателей обрушился град критики. Больше всех возмущались представители Большого театра. Их задело то, что режиссер при создании фильма не советовался с ними.

«Конечно, мне это было неприятно, – рассказывала Галина Беляева, – ведь в ту работу мы вложили столько души, сил и времени. Но, с другой стороны, я видела, что зрители фильм полюбили. А делали мы его именно для них, а не для критиков. С «Анной Павловой» мы объехали весь Советский Союз. Когда я шла со сцены по зрительному залу, люди целовали мне руки, надевали кольца, вручали какие-то подарки. Так что пусть оценивают этот фильм как угодно, но сегодня, спустя годы, понимаешь: так уже никто не снимает».

Разрыв с мужем

В первой половине 80-х Галина Беляева продолжала много сниматься в кино. Среди самых заметных ее работ – главные роли в лирической комедии «Герой ее романа» (1984), фильме-оперетте «Перикола» (1984), приключенческом фильме «Черная стрела» (1985)...

Тем временем отношения с мужем стали заметно охладевать. Эмиль Лотяну был необыкновенно ревнив, устраивал жене сцены. После пяти лет совместной жизни Галина встретила другого мужчину. Правда, тогда актриса предпочитала о нем не говорить. Только замечала скупо: он был доктором по профессии и отцом ее второго ребенка Платона (мальчик появился на свет в 1985 году). Рождение второго ребенка и стало последней каплей, после чего Галина с обоими детьми ушла от Лотяну. А чуть позже публике стали известны подробности об очередном возлюбленном актрисы: им оказался очень талантливый хирург Леван Сакварелидзе.

Галина вспоминала: «Еще когда я была беременна, стало понятно, что мы скоро расстанемся. Осознав, что не смогу жить с этим человеком, я была в панике. Мама мне тогда говорила: «Галя, как ты можешь рожать второго ребенка, ведь у тебя все так зыбко?». Но я твердо знала, что раз мне Бог дал этого ребенка, то даст возможность и вырастить его. И сегодня я так счастлива, что у меня есть Платон».

90-е годы

С начала 90-х годов Галина Беляева все больше отдавала предпочтение театру, а с 1993 года и вовсе перестала сниматься в кино. Тем временем в театре Маяковского ею были сыграны роли в спектаклях: «Смотрите, кто пришел!» (Маша), «Молва» (Виктюха), «Островитянин» (Марина), «Блондинка» (Наташа), «Ночь ангела» (Первая фигура), «Валенсианские безумцы» (Эрифила), «Женитьба» (Агафья Тихоновна), «Наполеон Первый» (Мария Валевска), «Кин IV» (Анна Дэмби).

Кроме того, Галина Беляева работала в рекламе, представляя российскую косметическую фирму, выпускающую серию кремов «Прикосновение...».

Возвращение в кино

За десять лет Галина Беляева снялась в кино лишь один раз – в 1998 году в мелодраме Анатолия Эйрамджана «Ночной визит». Да и та роль была второго плана. Солировали в фильме Татьяна Васильева и Михаил Державин.

Нельзя сказать, что об актрисе забыли, нет. Ей периодически присылали сценарии, но Беляева каждый раз отказывалась, объясняя, что это ей неинтересно. Чем же она занималась все эти годы? «Просто жила, – говорила актриса. – Изучала английский, научилась водить машину, играла в родном театре имени Маяковского, который я очень люблю. Он спасал меня в самые тяжелые минуты. Когда у меня были проблемы с жильем, мне помог с квартирой наш директор Михаил Зайцев. Сейчас у меня много работы в театре, Сергей Арцибашев дал мне возможность сыграть такие роли, о которых я и не мечтала. Например, Агафью Тихоновну в «Женитьбе». Ведь раньше меня воспринимали только как романтическую героиню, а здесь я впервые предстаю как характерная актриса... Ну а все свободное время я посвящала семье. Каждый день был чем-то наполнен, скучать не приходилось. Мне вообще кажется, что депрессию придумали лентяи».

Еще в 1989 году Галина Беляева повторно вышла замуж, родила еще двух детей (дочь Анну в 1993 году и сына Маркела в 1999 году). Ее муж Сергей Дойченко – бизнесмен. По словам самой актрисы, он для нее – надежный тыл в жизни.

Долгожданное и полноценное возвращение актрисы в кинематограф состоялось в 2004 году. Она сыграла главную роль в картине Виталия Тарасенко «Они танцевали одну зиму». Это история любви учительницы танцев Валерии и оператора видеостудии Андрея, роль которого исполнил актер Павел Новиков.

После этого Галина Беляева решила, что вполне может позволить себе хотя бы маленькую часть своей жизни посвящать кино. После «Они танцевали одну зиму» она появилась на экранах в двух фильмах 2007 года и в одной картине 2014 года.

Награды и премии

Заслуженная артистка России (2003).

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2015-03-04 22:26:31
Очень красивая и талантливая актриса! Одна из любимых с юных лет! Большое спасибо за её искусство! Доброго здоровья Галине Викторовне и её родным, близким и друзьям!
2015-02-07 11:56:54
Одна из самых лучших отечественных актрис. Яркая, красивая и, как мне кажется, очень счастливая и удачливая.
2014-12-05 08:01:50
Обаятельная, романтичная! Очень привлекательная, хотя далеко не красавица. Очень хороша в "Звере". Любимая актриса. Но как-то неприятно стало на душе, когда узнала, что дети учились за границей, а старший и вовсе живет в США. Как богатство портит русского человека, особенно познавшего бедность... Дети их уже не русские духом, потеря для общества. Уважения к таким семьям не испытываю.
2014-09-02 12:07:02
Совершенно великолепная девочка!!! Самая красивая и талантливая во всём!!!
2009-02-10 19:41:57
Удивительная!