Бирман Серафима Германовна

Биография Бирман Серафимы Германовны

Бирман Серафима Германовна (29 июля (10 августа) 1890, Кишинев – 11 мая 1976, Москва) – отечественная актриса, режиссер, педагог.

Театр

По окончании драматической школы А.И. Адашева в Москве в 1911 была принята в МХТ, где начала с «немых» ролей (гувернантка в «Живом трупе» Л.Н. Толстого и др.). С 1913 работала также в 1-й Студии МХТ, а при ее реорганизации во МХАТ 2-й (1924) перешла в этот театр и заняла одно из ведущих мест в труппе. В 1936-38 и с 1959 работала в театре им. МОСПС (Московского областного Совета профессиональных союзов, с 1938 — Театр им. Моссовета). В 1938-58 – актриса и режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола.

Уже в ранних работах проявились свойственное ей острое ощущение сценической условности, гиперболы, склонность к экспрессивной, парадоксальной трактовке драматургических образов, гротескному сценическому рисунку. Своеобразие внешности и актерской манеры определило круг ролей Бирман: обращение к сентиментальной лирике или открытой романтике было для нее невозможным. Актрисе были близки сферы трагифарса, трагикомедии, сложной психологической драмы. Играла в спектаклях Е.Б. Вахтангова (вдовствующая королева в «Эрике XIV» А. Стриндберга, 1921), А.Д. Дикого (Халдейка, она же Малафевна, Машка и аглицкая Меря в «Блохе» по Н.С. Лескову, 1925), Б.М. Сушкевича (Тамара в пьесе А.М. Файко «Евграф – искатель приключений», 1926; Улита в «Тени освободителя» по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1931), И.Н. Берсенева (Анна Трощина в «Чудаке» А.Н. Афиногенова, 1929; Мария Эстераг в пьесе Ш. Гергеля и О.С. Литовского «Мой сын», 1939) и др. Исполняла роль Вассы Железновой в собственной постановке по пьесе М. Горького (1936) и в спектакле Московского театра им. Ленинского комсомола (1942), строя ее на внутренних противоречиях, противоборстве страстей.

Одна из последних творческих удач Бирман – роль Карпухиной («Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому, 1964). Среди режиссерских постановок: «Любовь – книга золотая» А.Н. Толстого (1923), «Петербург» А. Белого (с Н. Татариновым и А.И. Чебаном, 1925), «Живой труп» Л.Н. Толстого (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943) и др.

Кино

Снималась в кинофильмах «Закройщик из Торжка» (1925), «Девушка с коробкой» (1927), «Дон Кихот» (1957) и др. Лучшая роль в кино – трагический образ Ефросиньи Старицкой в картине С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1 серия – 1945, выпуск на экран 2 серии в 1958, Сталинская премия, 1946).

Наследие

Автор ряда книг и статей по сценическому искусству.

Закат эпохи Бирман

Свою блестящую, яркую и наполненную событиями жизнь Серафима Бирман закончила в… психиатрической клинике. Старость была неблагосклонна к великой актрисе – под конец она Бирман совершенно ослепла и перестала ориентироваться в пространстве, а чуть позже и ее нервная система дала сбой – Серафима Германовна не понимала, что происходит, кто она и что делает.

Серафима ушла из жизни в 1976 году 11 мая.

Награды и премии

Бирман – народная артистка РСФСР (1946). Кроме того, она получила несколько орденов и медалей.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2012-06-17 07:27:59
Мощная, русская актриса с элементами гротеска. Добрая память.