Ханаева Евгения Никандровна

Биография Ханаевой Евгении Никандровны

Ханаева Евгения Никандровна (02.01.1921, Ногинск, Московская область-08.11.1987, Москва) – советская киноактриса, актриса театра.

Детство

Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в Ногинске Московской области. Росла и воспитывалась будущая актриса в высокодуховной, культурной среде, богеме. Ее отцом был знаменитейший оперный певец, ведущий солист Большого театра Никандр Ханаев. Никандра Ханаева в театре побаивались и уважали. Он был строг, принципиален и немногословен, его очень ценил сам Сталин, который часто посещал его спектакли и приглашал артиста на свои банкеты. Маму Евгении звали Ираидой (девичья фамилия – Рывкина).

К вечеру, когда у отца не было спектаклей, в доме собирались гости. Это мог быть композитор Молчанов, или певец Лемешев, или художник Герасимов, или еще какая знаменитость. Если же в этот день был спектакль, все было иначе. Вечером приходила машина и в половине девятого начинался спектакль, по окончании которого вся ватага коллег и поклонников направлялась к Ханаеву в Брюсов переулок кутить до утра.

Детство Евгении прошло в Большом театре. Она, несмотря на возраст, бывала на всех банкетах и домашних посиделках. Видела все спектакли с участием отца и, естественно, мечтала только о сцене. Родители были против актерства дочери, но к музыке ее приучали с малых лет. С девочкой занимался учитель-пианист. Она с удовольствием играла и пела.

Учеба

По окончании школы, чтобы не огорчать родителей, девушка поступила на юридический факультет в МГУ и тайно подала документы и в Щепкинское училище при Малом театре. Спустя несколько дней обман, правда, раскрылся. Никандра Сергеевича коллега из Щепки поздравил с блестящим поступлением дочери.

Евгения Ханаева с усердием занималась и в Щепкинском, правда, не так много, как следовало бы, – большую часть времени забирала учеба в МГУ. «Давно бы тебя отчислил, – ворчал на нее Константин Александрович Зубов, – если бы не твой талант, в который ты сама не веришь...».

Великая Отечественная война оборвала занятия в обоих ВУЗах. А в 1943 году Евгения узнает, что создана Школа-студия МХАТа, она боготворила этот театр. Теперь ее ничто не могло остановить. В новом ВУЗе пришлось начинать все с начала, с первого курса, и три года учебы в Щепке вылетели в трубу.

Вместе с Евгенией Ханаевой в студию были приняты Владимир Трошин, Игорь Дмитриев, Ирина Скобцева, Михаил Пуговкин, Маргарита Юрьева – все молодые, красивые, полные надежд и энтузиазма. Первых студийцев МХАТа не учили, их воспитывали. Каждую неделю приходили великие мхатовские «старики» и беседовали, рассказывали о жизни, о театре, с удовольствием выслушивали мысли молодого поколения, приглашали участвовать в народных сценах и эпизодах. Евгению Ханаеву занимали во всех отрывках, что ставили педагоги, а на третьем курсе даже удостоили персональной стипендии имени Чехова.
Но, «Женя, помни одно: с твоей внешностью на героинь можешь не рассчитывать», – твердили в один голос ее педагоги, понимая, что ее внешние данные не соответствовали ее актерским качествам. А она и не рассчитывала.

Окончив студию, Евгения Ханаева стала актрисой МХАТа.

Театр

Молодая актриса была всесторонне образованной и талантливой. Она прекрасно пела и танцевала, наверное, могла бы проявить себя и в музыкальном театре, но она любила только МХАТ. И здесь поначалу ей пришлось очень трудно, театр не отвечал ей взаимностью.

После блистательного дебюта Евгения Ханаева получила новую роль спустя пять лет! Длительные паузы сменялись эпизодами, что-то достойное актрисе предлагали крайне редко. Когда же мхатовские «старики» потеснились, в театр уже влился новый поток молодежи, и ровесникам Ханаевой, послевоенному мхатовскому поколению, вновь нечего было делать.

Ситуация изменилась с приходом во МХАТ нового руководителя Олега Ефремова. Он дал Евгении Ханаевой «зеленую улицу». Она почувствовала полную свободу, полное раскрепощение. Играла все – и классику, и современность, и драму, и комедию, и гротеск. Отдать должное, Олег Ефремов и раньше не раз приглашал актрису в «Современник», предлагал работать вместе. Но актриса не могла изменить своей любви и на это отвечала: «Извините, но я не верю в эти самодеятельные начинания. Я предана только МХАТу!».

Первые роли в кино

1972 год стал для Евгении Ханаевой переломным. Актриса появилась на киноэкране. Она была удивлена и растеряна – столько лет киношники ее не замечали и вдруг съемки. Дебютом стала роль экономки Эльзы Ивановны в фильме «Монолог» Ильи Авербаха. Авербах снимал «по-театральному» – с репетициями, что было на руку начинающей киноактрисе. И все равно многое было порой и трудновато, и непонятно. Выручил Михаил Глузский, игравший профессора Сретенского: «Женечка, представь, что ты давно и тайно в меня влюблена и мечтаешь уйти на край света, потому что я твоих чувств не замечаю». И роль понравилась, а главное у-да-лась!

Сразу после «Монолога» актрису пригласили на роль Августы Яковлевны в лирическую драму Аян Шахмалиевой «Странные взрослые», – фильм, где прекрасно проявила себя в главной роли юная Рита Сергеечева. А чуть позже Ханаева сыграла Зинаиду Петровну в служебной драме «...И другие официальные лица» и Гизеллу в политическом памфлете «Жизнь и смерть Фердинанда Люса».

«Розыгрыш»

«Визитной карточкой» киноактрисы стала роль учительницы Марии Васильевны Девятовой, мудрой, справедливой женщины, всем сердцем преданной работе, воспринимающей беды учеников как свои личные в знаменитой картине Владимира Меньшова «Розыгрыш». Поначалу актриса отказывалась от съемок в фильме. На тот момент за плечами Евгении Никандровны было совсем мало ролей и она думала почему-то, что не готова к такой большой работе. «Походите по театрам, посмотрите других актрис», – сказала она Владимиру Меньшову при встрече. Но тот не отступал и его режиссерское чутье не подвело!
Фильм уже тогда имел большой успех, собрав в прокате 1977 года почти 34 миллиона зрителей и заняв почетное десятое место. Но главное, картина выдержала проверку временем. Многие из картин, занявших тогда в прокате места выше, благополучно забыты, а «Розыгрыш» смотрели и спустя много лет. А в 2008 году был даже снят ремейк картины.

Но вернемся в 70-е. Свой большой вклад в успех фильма внесла и Евгения Ханаева. Ее Мария Васильевна Девятова была настолько достоверна, настолько близка простым людям, что актрису стали просто-напросто отождествлять с ее героиней. После выхода фильма сотни, тысячи писем приходили на киностудию, в театр, опускались в ее почтовый ящик. Писали учителя, ученики и их родители. «Но я же не педагог! Я актриса!», – отбивалась она от всех, но уже началась активная персонификация суперучительницы: «Учительская газета» пригласила Ханаеву принять участие в какой-то дискуссии по системе народного образования, съезд учителей попросил актрису занять место в президиуме, от нее требовали интервью и мудрых статей.

Потом Владимир Меньшов скажет: «Кино много потеряло, что не открыло ее раньше. Я счастлив, что эта честь принадлежит именно мне».

1977-1987. Удачное десятилетие

Следующие десять лет Евгения Никандровна не сходила с экрана. За это время у актрисы сложилось в кино амплуа резкой, эксцентричной особы, твердо верящей в свою правоту и не терпящей пререканий. Такова, например, мать оператора Рачкова из фильма «Москва слезам не верит», которая убеждена, что прекрасно знает жизнь и может давать советы даже тем, кто ее об этом не просит. А ее Анна Романовна из комедии «Старый Новый год» называет себя «старым работником культуры» и считает, что посвящена в особые таинства, недоступные простым смертным.

С успехом Евгения Ханаева создавала и другие образы. Ее Изольда Тихоновна, героиня фильма «По семейным обстоятельствам», поначалу опекает своего престарелого сына как наседка, но вскоре сама становится невесткой и преображается в хрупкую, нерешительную женщину. А сколько смеха вызывает бывшая школьная учительница Татьяна Васильевна из комедии «Блондинка за углом», которая выработала командный голос и продолжает кричать во все горло даже дома.

Запомнилась актриса по фильмам «Волшебный голос Джельсомино» (тетушка Кукуруза), «Берегите мужчин!» (представитель фирмы «Ты – мне, я – тебе», производящей электронные приборы и ткань «фуфлон»), «4:0 в пользу Танечки» (Зоя Александровна), «Мать Мария» (мадам Ланже) и другим.

В жизни же Евгения Никандровна была совсем другой, но она охотно эксплуатировала на экране найденный образ и с легкостью его совершенствовала. Героини Ханаевой стали прикрытием ее нежной, теплой души.

Личная жизнь

Первая любовь к Евгении Ханаевой пришла еще в школе-студии. Она полюбила Костю Градополова, сына знаменитого на всю страну спортсмена и киноартиста. Молодой человек ответил ей взаимностью и все годы учебы они не расставались. Друзья уже считали их супругами. Но... Евгения почувствовала, что ее любимый все больше отдаляется. Что она могла сделать?
И тут в ее жизни появился начинающий экономист Толя Успенский, сын главного бухгалтера МХАТа. Они встретились на одном из мхатовских вечеров отдыха. Танцевали, договорились встречатьс, и дело дошло до предложения руки и сердца. Родители обеих сторон этот брак не одобрили. Одни: «Он не нашего круга. Это все несерьезно». «Бог мой! Неужели не мог найти, кого покрасивее?», – восклицали другие. Тем не менее, свадьба состоялась, и в 1953 году у Евгении Ханаевой родился сын Владимир. Но вскоре семейное счастье кончилось, любовь была страстной, но недолгой.

В театре в ее жизнь ворвалась последняя, поздняя любовь. Актер Лев Иванов был партнером Евгении Никандровны по нескольким спектаклям. Они много работали вместе и постепенно их чувства возобладали над разумом. Евгения Никандровна посчитала, что оставаться в семье она больше не имеет права, поэтому вскоре оформила развод и сына оставила Анатолию Анатольевичу. Наказывая саму себя, она понимала, что за все надо платить. Лгать и быть неискренней она не могла. В то же время она четко осознавала, что любимый человек не будет рядом с ней, не бросит больную жену... Да она и не требовала ничего, а просто с головой окунулась в пьянящую последнюю любовь.

Уйдя из семьи, Евгения Никандровна так и прожила одна. Актриса снималась теперь в трех-четырех фильмах за год, много зарабатывала. В ее квартире появились картины Шишкина, Поленова, Жуковского. Она стала коллекционировать фарфор и старинные часы. Ее часто приглашали на творческие встречи. Конечно же, ей льстила слава, были приятны зрительская любовь и особенно признание женской половины населения. Ведь все это пришло так поздно.

Если же актрису не отвлекали съемки или репетиции, она с удовольствием занималась хозяйством. Все делала сама, причем безупречно, – шила, вязала, великолепно готовила, следила за чистотой и порядком в квартире. Любила дачу и копошилась там тоже сама. Она знала каждую травинку, каждое деревце и гриб – ничто не ускользало от ее любознательности.

Трагический конец

Еще одной большой страстью Ханаевой был автомобиль. Отец подарил ей когда-то «Жигули» и Евгения Никандровна прекрасно освоила премудрости езды. Эта страсть и стала для актрисы роковой. На одном из перекрестков ей пришлось резко затормозить и острая боль пронзила все тело. Через несколько дней боль, правда, прошла, а спустя полтора года возобновилась и больше не утихала. Не помогали ни мази, ни массаж. Евгения Никандровна все же работала. Выходила на сцену и снималась, превозмогая дикие боли.
На дворе был уже 1987 год: перестройка, открытые заседания правительства, рассекречивание архивов, первые в СССР бизнесмены, наконец, раскол МХАТа. Евгении Ханаевой все было интересно, важно, но она уже чувствовала, что близится финал. Она решилась позвонить сыну.

Первый разговор – сумбур. Потом ездили вместе на Введенское кладбище на могилу деда, Никандра Сергеевича. Владимир приходил на ее спектакли в ефремовский МХАТ. Отец одобрял его встречи с матерью, интересовался ее здоровьем. А здоровье Евгении Никандровны все ухудшалось. Наконец она решилась на операцию, обратилась к знаменитому хирургу Канделю. Тот вынес вердикт: «Операция будет сложная и, к сожалению, небезопасная, только пятьдесят процентов за успех. Или – или».

В конце октября операция все же была проведена. В те же дни вышел указ правительства о присвоении Ханаевой звания народной артистки СССР. Она слишком долго ждала этого... Эту весть в больницу через два дня после операции принесли коллеги из театра. Доктор сообщил актрисе: «Евгения Никандровна, Вы получили звание народной артистки Советского Союза. Если Вы меня слышите, пожмите мне руку...». Немного постоял у кровати, держа ее ладонь в своей, а потом повернулся к актерам: «Она слышит...». Но друзьям показалось, что доктор их только успокаивает.

Через десять дней 8 ноября 1987 года Евгения Никандровна, не приходя в сознание, скончалась. Актрисы была похоронена на Введнеском кладбище рядом со своим отцом.

Основные награды и премии

Народная артистка СССР (1987).

Лауреат Премии за лучшее исполнение женской роли ВКФ-77 в Риге (1977, за роль в фильме «Розыгрыш»).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской (1978, за роль в фильме «Розыгрыш»).

Награждена орденом «Знак Почёта» (1967).

Ханаева Евгения Никандровна - фильмы (актерская работа):

Загадочный наследник (1987)
Под знаком Красного креста (ТВ, 1987)
Так победим! (ТВ, 1987)
К расследованию приступить. Фильм 2: Клевета (1986)
Кто войдет в последний вагон (1986)
Непохожая (ТВ, 1985)
Блондинка за углом (1984)
Граждане вселенной (1984)
Институт бабушек (ТВ, 1984)
Канкан в Английском парке (1984)
Мой избранник (1984)
Витя Глушаков - друг апачей (1983)
Воробей на льду (1983)
Поздняя любовь (ТВ, 1983)
Поцелуй (ТВ, 1983)
4:0 в пользу Танечки (1982)
Безумный день инженера Баркасова (ТВ, 1982)
Берегите мужчин! (1982)
Время для размышлений (ТВ, 1982)
Мать Мария (1982)
Однолюбы (1982)
Просто ужас! (ТВ, 1982)
Всем - спасибо!.. (ТВ, 1981)
Иванов (1981)
Куда исчез Фоменко? (ТВ, 1981)
У матросов нет вопросов (1981)
Если бы я был начальником... (1980)
Идеальный муж (1980)
Последний побег (1980)
Старый Новый год (ТВ, 1980)
Странный отпуск (мини-сериал, 1980)
Тихие троечники (1980)
Весенняя Олимпиада, или Начальник хора (1979)
Москва слезам не верит (1979)
Поездка через город (ТВ, 1979)
По семейным обстоятельствам (ТВ, 1978)
Волшебный голос Джельсомино (ТВ, 1977)
Заседание парткома (ТВ, 1977)
Собственное мнение (1977)
... И другие официальные лица (1976)
Sibir (мини-сериал, 1976)
Жизнь и смерть Фердинанда Люса (мини-сериал, 1976)
Капитанская дочка (ТВ, 1976)
Розыгрыш (1976)
Свой парень (1974)
Странные взрослые (ТВ, 1974)
Чайка (ТВ, 1974)
Монолог (1972)
День за днем (сериал, 1971)
Старый дом (1970)
Эксперимент (ТВ, 1970)
Егор Булычов и другие (1969)
Кремлевские куранты (ТВ, 1967)
Мещане (ТВ, 1965)

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2015-09-15 09:12:46
Очень жаль, что её как киноактрису раскрыли поздно, очень-очень талантливая актриса. Для меня все актёры, киноактрисы советских времен – таланты высшей категории. Фильмы с их участием навсегда остаются в сердце и в памяти. К большому сожалению, многих уже нет, но их всегда помнишь.
2013-08-24 15:06:03
Рада высказать свою признательность и любовь великой русской актрисе.
2012-12-13 01:45:34
Чудо-женщина была. Удивительная женщина.
2012-09-02 20:43:17
Прекрасная актриса. Жаль, что поздно пришла в кино. Смотрю все фильмы с ее участием, но старые фильмы редко показывают. А жаль. Очень люблю Актеров того поколения.
2012-08-30 15:35:13
Она молодец, талант. И трудяга. Вечная ей память и Царствие Небесное!
2012-04-16 17:16:28
Потрясающая актриса, очень обаятельна и великолепна в каждой из своих ролей. Здесь еще не упомянули ее роль в "Тихих троечниках".
2011-09-08 07:37:20
Ханаева - чудо в перьях. Спасибо за её талант.