Биография Кириенко Зинаиды Михайловны
Зина - Аида
Отец Зинаиды Кириенко - Георгий Константинович Широков (1900 г. рожд.) был родом из состоятельной семьи. Он окончил Тбилисское юнкерское училище - отделение кантонистов по классу трубы. В 1919 году его вместе с другими юнкерами отправили на пароходе в Англию. Но, как оказалось, там они оказались никому не нужны. Восемь лет он мыкался на чужбине, пока, наконец, не вернулся в 1928 году на Родину настрадавшимся и надломленным.
Вернувшись, Георгий Константинович обосновался в Дагестане, где и встретил Александру Петровну Иванову, которая была моложе его на девять лет. Александра Петровна была волевой, энергичной, красивой и отчаянной женщиной. Работая на рыбоконсервном заводе в Махачкале, она руководила кружком Ворошиловских стрелков. Лихо скакала на коне, рубила лозу, брала призовые места на соревнованиях.
Еще, будучи беременной, Александра Петровна прочитала роман «Аида». Под впечатлением прочитанного, она заявила, что у нее обязательно родится дочь, которая станет актрисой. Назвать же ее она решила Аидой. Пророчество сбылось на 100% за исключением имени.
9 июля 1933 года в семье Широковых действительно родилась дочь. Однако когда подошло время ее регистрировать, Александра Петровна внезапно заболела, и в ЗАГС отправился отец. Ему имя Аида показалось чересчур сложным, нерусским, и он зарегистрировал дочь как Зинаиду. С Александрой Петровной, когда она узнала об этом, случилась настоящая истерика. «Ну, ну что ты волнуешься, ну, будет Зина и Ида, два имени, Зинаида», - утешал ее муж.
Детство
Супруги оказались слишком разными людьми. Когда Зине еще не исполнилось еще и трех лет, она развелись. Этот развод впоследствии спас Зину и ее маму. В 1939 году Георгия Широкова арестовали. Что с ним было дальше, никто не знает. Тогда многие навеки пропадали в сталинских лагерях…
Впервые, по словам самой Зинаиды Михайловны, решение стать артисткой к ней пришло, когда ей было лет пять-шесть. Тогда она случайно прочитала дневники своей тети, которая приехала к ним в Махачкалу погостить. В дневниках тетя рассказывала, как она стала цирковой артисткой. Для девочки открылся новый неизвестный мир. А затем она познакомилась с кинематографом. Зинаида Михайловна вспоминает: «Потом, помню, я совсем маленькая была, и я смотрела «Человек с ружьем». Это была первая картина, которую я запомнила. Я даже помню кинотеатр, а в нем переполненный зал. Мое детское воображение было потрясено».
С Махачкалой вскоре пришлось расстаться. Маму направили в станицу Новопавловская Ставропольского края директором разрушенного элеватора восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Когда Зинаиде настало время идти в первый класс, началась война. Ей пришлось пропустить год, поскольку все мужчины-учителя ушли на фронт.
В 1942 году мама Зинаиды познакомилась с Михаилом Игнатьевичем Кириенко, который был комиссован с фронта по ранению. Вскоре они поженились. Отчим по-настоящему заменил Зине отца, даже фамилию и отчество она взяла его.
Путь в актрисы
По окончании семи классов школы, Зинаида отправилась в Москву, где поступила в железнодорожный планово-финансовый техникум. Для провинциальной девочки это был конечно же успех, но… Проучившись в Москве всего лишь полгода, она возвратилась обратно в станицу. Второй семестр девушка доучивалась в сельхозтехникуме.
На следующий год Зинаида вновь направилась в Москву, но теперь же ее целью было стать не бухгалтером и не агрономом, а актрисой. Первоначально во ВГИК она была принята условно. «Это что значило? Без стипендии, без общежития. Ну и, конечно же, во время учебы происходят отчисления с актерского отделения, обязательно. А мы если докажем свою состоятельность, то нас уже зачислят, как рядовых», - объясняет Зинаида Михайловна.
В какой то степени Зинаиде повезло. Тамара Федоровна Макарова, которая состояла в приемной комиссии, обратила внимание на провинциальную девушку. «Знаешь, что, приезжай на будущий год. Герасимов будет набирать курс», - сказала она. На следующий год она успешно прошла все туры, и была зачислена.
Первые роли в кино
Первую свою роль в кино Зинаида Кириенко сыграла уже по окончании первого курса. В то время ООН задумала грандиозный проект. Предполагалось снять международный киноальманах «Роза ветров», рассказывающий о борьбе женщин за мир. Каждую из новелл снимали в разных странах. Так Российскую часть альманаха доверили Сергею Апполинариевичу.
Прославленный режиссер не побоялся доверить роль в новелле, которую назвал «Надежда», своей ученице первокурснице Зинаиде Кириенко. Зинаида Михайловна вспоминает: «Мы приехали в Сталинград, я играла передовую работницу Надежду, призывающую своего не слишком сознательного любимого бросить все и поехать на целину. Свои горячие воззвания я произносила на волжском причале, перекрикивая ветер и шум волн. Думаю, получилось неплохо…»
В то время Герасимов задумывал свою новую картину – экранизацию знаменитого романа Сергея Шолохова «Тихий Дон». На съемках «Надежды» он пришел к мнению, что роль Натальи Мелеховой, женщины ранимой и в то же время сильной, необходимо доверить Зинаиде Кириенко. В этом его убедили непосредственность, полнота самоотдачи и яркая эмоциональность юной актрисы.
Зинаида Кириенко создала ярчайший образ. Она наделила Наталью Мелехову мощным драматическим темпераментом, сильными чувствами, нежеланием мириться с унижением и предательством. Казалось, что только в этой молодой актрисе и могла ожить героиня Шолохова.
Сама Зинаида Михайловна свой успех считает заслугой Герасимова: «Сергей Апполинариевич был моим первым учителем, был и остался главным творческим наставником. Сердцем большого художника он тонко чувствовал и мягко тактично вкладывал в нас все те "можно", "нужно", "нельзя", которые осваивает актер в своем творческом поиске. Учил думать сосредоточенно, самозабвенно, честно, никогда не боялся похвалить».
Взлет и забвение
Роль Натальи принесла молодой актрисе большую популярность, а следующие работы лишь укрепили ее. К окончанию в 1958 году ВГИКа Зинаида Кириенко успела сняться еще в нескольких картинах. В фильме Юлия Солнцева «Поэмы о море» она сыграла Катерину, а в драме Наума Трахтенберга «Сорока-воровка» (по одноименной повести Герцена) – Анету, крепостную актрису князя Скалинского.
По окончании ВКИКа Кириенко устроилась работать в Московский драматический театр на Малой Бронной. Но уже в 1961 году она перешла в Театр-студии киноактера. Одновременно актриса активно снималась в кино, стараясь выбирать для себя сценарии, драматургию, которые позволили бы ей найти новые повороты, но вместе с тем дали бы возможность жить на экране страстно и ярко. Одна за другой выходили картины с ее участием: драма Сергея Бондарчука «Судьба человека» (Ирина), героическая кинопоэма Юлия Солнцева «Повесть пламенных лет» (Мария), мелодрама Василия Пронина «Казаки» (Марьяна)…
К середине 60-х Зинаида Кириенко была уже одной из самых ведущих и популярных молодых актрис, любимицей многомиллионной зрительской аудитории. А потом она вдруг исчезла. Что же случилось?
«Тяжело и горько об этом вспоминать, - признается Зинаида Михайловна. - Просто я тогда не захотела идти наперекор самой себе и платить за роли своими чувствами». Много лет спустя актриса узнала фамилию того чиновника, который ей «перекрыл шлагбаум», но предавать ее огласке не стала: «Бог судья этому человеку».
Личная жизнь
Со своим будущим мужем Валерием Алексеевичем Тарасевским Зинаида познакомилась во время съемок фильма «Казаки», которые происходили в Грозном. Зинаида Михайловна вспоминает: «Для массовок в фильме набирали спортсменов. Среди них оказался и Валерий Тарасевский — красавец, великолепно сложенный, с таким живым, теплым взглядом удивительных глаз. Они-то меня и сразили».
Спустя два месяца после знакомства Зинаида и Валерий сыграли свадьбу. А после окончания съемок молодые уехали в Москву, где Кириенко как раз от студии дали комнату.
Валерий оказался надежной опорой для Зинаиды. Она рассказывает: «Он и дом держал, и сыновей растил. Конечно, у нас были няни, но основная нагрузка все-таки лежала на нем. Валерий стал именно тем стержнем, который скреплял нашу семью. Самый главный подарок, который мне сделал муж в жизни, - подарил свою любовь».
Второе пришествие
Зинаида Кириенко не снималась в кино восемь лет - вплоть до 1974 года. Эти годы она работала в театре Киноактера, где играла Катерину в «Грозе» Островского и Александру Перегонец в спектакле «Они были актерами» (позже по этому спектаклю был поставлен фильм).
Чиновничье вето нарушил Евгений Матвеев, ставший ее вторым «крестным отцом» в кино. Он не побоялся пригласить опальную актрису на главную роль Ефросиньи Дерюгиной в картину «Любовь земная» (по мотивам книги Петра Проскурина). Как признается сама Зинаида Михайловна, эта работа вывела ее из депрессии. Кроме того, она воскресила в памяти зрителей и прежние работы Кириенко, заставила вспомнить о ней кинорежиссеров.
А спустя три года актриса снялась в продолжении фильма «Любовь земная» - «Судьба». За исполнение роли Ефросиньи Дерюгиной в этих картинах в 1979 году Зинаида Михайловна была удостоена Государственной премии СССР и звания Народной артистки РСФСР.
Следующие годы Зинаида Михайловна снималась хотя и не очень часто, но регулярно. Она сыграла мать Сани Григорьева в детском приключенческом фильме Евгения Карелова «Два капитана» (по роману Вениамина Каверина), Рамазанову в детективе Альберта Мкртчяна «Лекарство против страха» и ряд других ролей. А затем наступило смутное время перестройки…
Третье возвращение на экран
Вновь Зинаида Кириенко оказалась вне кино. Но теперь уже причиной стал общий развал отечественного кинематографа, приведший к тому, что большое количество выдающихся актеров оказались попросту не нужными стране.
Очередное возвращение на экран состоялось в 1996 году, причем вновь в картине Евгения Матвеева. В мелодраме «Любить по-русски-2» Кириенко сыграла женщину-прокурора, которую звали Зинаида Георгиевна Широкова, что совсем не случайно. Ведь это настоящие фамилия, имя, отчество актрисы. Ей очень хотелось чтобы они прозвучали хотя бы в кино.
Работа в настоящее время
В настоящее время Зинаида Кириенко работает в театре, много ездит с концертами по России. С наибольшей теплотой и сердечностью говорит актриса о самом для нее увлекательном жанре сценической деятельности - творческих встречах со зрителями. В исполнении актрисы звучат старинные романсы и современные песни, звучит прекрасное поэтическое слово. Ее принимают как родного человека в любом уголке страны.
Изредка Зинаида Михайловна снимается в кино. В 2002 году она сыграла необычную для своего репертуара роль в фильме режиссера Игоря Масленникова «Письма к Эльзе». Свою героиню актриса описывает так: «Не очень симпатичная женщина: очень хваткая, не гнушается урвать что-то даже с обездоленного. Я, в принципе, человек другой. Да я и не старалась так играть, а на экране получилось тетка, которая своего не упустит. Семья такая, в общем-то, не очень типичная: муж – алкоголик, бедность и так далее. И все это характеристика внутреннего мира моей героини».
На эту работу Зинаида Михайловна согласилась, прежде всего, из-за Игоря Масленникова, которого считает хорошим режиссером. Кроме того, как признается актриса, ей было интересно сыграть такую роль.
В 2005 году Зинаида снялась в фильме "Глубокое течение", где в главной роли был Ярослав Иванов. Картина повествует о перипетиях партизанских "будней" во время Великой Отечественной войны. Новоявленному командиру военного отряда (Ярослав Иванов) пришлось учиться партизанской войне, находить верный выход в самых сложных ситуациях, испытать горечь потерь и зарождение любви…
Дети
Зинаида Кириенко и Валерий Тарасевский вместе прожили долгую и счастливую жизнь. В 2003 году Валерий Алексеевич умер.
Дети Зинаиды Михайловны и Валерия Алексеевича не стали актерами. Тимур Тарасевский окончил институт военных переводчиков. Впоследствии он ушел из армии и стал предпринимателем. Максим учился в институте по менеджменту-аудиту.
У обоих сыновей свои семьи. У Максима - сын и дочь, у Тимура - два сына и дочка. Однако Зинаида Михайловна по прежнему так великолепно выглядит, что называть ее бабушкой не поворачивается язык.
Награды
— Народная артистка РСФСР (1977);
— 1978 г. — Золотая медаль им. А. Довженко;
— Лауреат Государственной премии СССР (1979 - за роль Ефросиньи Дерюгиной в дилогии «Любовь земная», «Судьба»);
— Лауреат Приза «За вклад в искусство кинематографа» V Международного Кинофорума трех стран России, Украины и Белоруссии «Бригантина» (2002).