Биография Пеговой Ирины Сергеевны
Есть девушки в русских селеньях
Ирина Пегова родилась в городе Выкса Нижегородской области 18 июня 1978. Мама Ирины работала на металлургическом комбинате, сменила несколько профессий - от учетчицы до бухгалтера. Папа – спортсмен - лыжник, легкоатлет, бегал марафон (42 км), был чемпионом Нижегородской области. Сейчас преподает физкультуру, работает тренером. По папиной линии в семье Ирины много спортсменов, и из нее тоже растили сначала великую спортсменку. Девочка занималась легкой атлетикой, лыжами, коньками, плаванием, фехтованием, конным спортом.
Вот что рассказывает Ирина о своем детстве: «Родители до последнего момента ждали, что родится мальчик. Родилась девочка с мальчишеским характером. У меня в детстве и подруг-то не было, вместе с мальчишками я лазила по деревьям, падала, колени разбивала в кровь. Бесенок такой. Вместе с моими многочисленными родственниками мы ходили в походы - это надолго запоминалось».
Но главные воспоминания детства связаны с деревней с «жизнерадостным» названием Тупик, где у бабушки Ирина проводила все выходные и летние каникулы: «Знали бы вы, как я обожала этот Тупик! Для меня это были просто блаженные дни: чистый воздух, поля, леса, мы ходили за ягодами, пасли овец... Но самым любимым моим занятием был сенокос. Сама я, конечно, не косила, но собирала копны всегда, таскала их, растресала сено... Когда косили, естественно, пели народные песни... А когда не шли на сенокос – копали картошку. У нас был просто огромный участок – и я все лето полола картошку, окучивала ее, собирала колорадских жуков... Очень любила свежий воздух, солнце, какую-то деревенскую свободу. Сейчас иногда я мечтаю о том, что я не уехала в Москву, а по окончании школы перебралась к бабушке навсегда...».
По настоянию родителей, которые стремились дать дочери всестороннее образование, Ирина окончила музыкальную школу по классу скрипки. Как Ира признавалась позже, она долго не понимала, какой это великий инструмент – скрипка. Понимание пришло лишь в последнем классе. Однажды в Выксе проходил конкурс "Хочу стать звездой", и Ирина решила принять в нем участие. Сказано – сделано. Дебют на музыкальной сцене оказался настолько удачным, что Ирина стала всерьез задумываться о карьере эстрадной певицы и поступила в музыкальную студию, где «все было всерьез» - вначале девочки-солистки переделывали популярные песни, а затем уже сочиняли сами, гастролировали и даже записывались на профессиональной студии в Нижнем Новгороде.
После окончания школы в 1995 году перед Ириной Пеговой не стоял вопрос кем быть, - она твердо решила, что станет великой певицей, как Эдит Пиаф. Но для этого нужно было продолжать занятия вокалом и речью профессионально, т.е. поступить в ближайшее театральное училище. Ситуация осложнялась тем, что родители будущей Эдит Пиаф были настроены решительно против артистической карьеры дочери: «Мама считала, что это мир пошлости, вранья и разврата, что у актеров и актрис незавидная жизнь. Ей не хотелось, чтобы я попадала в такой мир. Она говорила: “Только через мой труп”. И для того чтобы учиться в театральном училище, мне пришлось для мамы поступить в Политехнический институт в Нижнем Новгороде. Затем я уже поступила в театральное, и мама успокоилась». Причем сначала Ирина по совету друзей поступать решила на кукольное отделение. В училище другие абитуриенты убедили девушку, что драматическое отделение намного лучше, так что, в конце концов, Ирина поступила и на кукольное, и на драматическое отделение. И хотя в театре к тому времени ей бывать не доводилось, она все-таки выбрала драматическое отделение и, как показало время, не ошиблась.
На втором году ее обучения в Нижний Новгород с гастролями приехала "Мастерская П. Фоменко" и каким-то чудом попала на курс Пеговой, где актеры показали свои работы, а студенты, в свою очередь, свои: «Петр Фоменко произвел, конечно, сильное впечатление. Я, как на него взглянула, решила сразу: монстр, сильная личность. Фоменко грозно посмотрел тогда на меня и сказал, мол, молодец. Ребята из труппы Фоменко сказали, что нужно мне ехать в Москву. Из нашего училища в тот год поехал почти весь курс, и все скрывались друг от друга: мало ли что в Нижнем будут говорить. Все потом, конечно, на поступлении встретились и очень смеялись». Из всех студентов Нижегородского театрального, приехавших в тот год в Москву попытать счастья на подмостках ГИТИСа, на режиссерский курс Фоменко в 1997 была зачислена одна единственная актриса – Ира Пегова, которая чтобы насобирать денег на поездку в Москву, вынуждена была мыть полы в родном театральном.
Театр
В 2001 г. Ирина Пегова была принята в труппу Московского театра "Мастерская Петра Фоменко" и активно вошла в жизнь театра. Она сыграла в постановках П. Фоменко Анфису Тихоновну в "Волках и овцах" Островского, Егоровну в "Одной абсолютно счастливой деревне" Вахтина, Соню и Лизу в спектакле "Война и мир. Начало романа" Л. Толстого, Пелагею Притыкину в спектакле Е. Каменьковича "Варвары" по пьесе Горького.
Одна из самых ярких ролей Пеговой - судомойка Ирма в спектакле "Безумная из Шайо" Ж.Жироду. Ее порывистая героиня в страстном монологе признается, что ненавидит уродство и обожает красоту. Ирма мечтает найти свою единственную любовь. При этом она избирает весьма спорный способ: героиня отдается всем мужчинам, пытаясь угадать в каждом свою судьбу. Пегова часто играет возрастные роли. Наиболее блестяще ей удалось это сделать в спектакле Н. Дручека "Белые ночи" по Достоевскому в роли Бабушки, не желающей быть старой и живущей воспоминаниями молодости. Фоменко подсказал актрисе замечательный жест, передающий слепоту героини: она цепляется за воздух. В прошлом сезоне Пегова сыграла в "Табакерке" Соню в спектакле М. Карбаускиса "Дядя Ваня". Ее героиня проста и искренна, она хочет жить, работать, любить. Несмотря на то, что любовь Сони разбита, надежда на будущее не покидает ее. За эту роль Ирина номинирована на премию "Золотая маска".
Последние роли Ирины Пеговой были в спектаклях "Волки и овцы", "Одна абсолютно счастливая деревня", "Война и Мир. Начало романа", "Безумная из Шайо", "Белые ночи", "Дядя Ваня" (спектакль Театра п.р. Олега Табакова).
Кино
Работа Ирины в кино началась в 2003 г с фильма А. Учителя «Прогулка». Дебют был более чем удачным – за роль обворожительной в своем легкомыслии коломбины Ольги Ирина Пегова получила «Золотого орла» и приз кинофестиваля «Окно в Европу», хотя вначале режиссер видел Олю совсем другой – современной девушкой, стройной, стильной и роковой. Как и всегда в жизни Пеговой, в дело снова вмешался случай: «Все получилось случайно. Сначала утвердили Пашу Баршака (Алеша), потом, через пару недель, - Женю Цыганова (Петя) и последней утвердили меня, что было очень неожиданно, потому что я уже должна была сниматься в другом фильме Учителя(прим. - «Космос как предчувствие», 2005), Учителю просто вдруг пришла в голову идея попробовать меня на эту роль – и через неделю уже начались съемки».
Ирина впервые оказалась на съемочной площадке, хотя «Прогулка» была скорее экспериментом, чем настоящим, «постановочным» фильмом, с четко расставленными декорациями и выставленным светом: «Мне нужно было просто выучить текст – и вперед, в кадр. Двадцать минут времени, пять листов текста и маршрут, например, от канала Грибоедова до Исаакиевского собора. Нужно было сыграть без репетиций – как получится, так и получится. Тем более, все мои партнеры – это мои однокурсники, мы знаем друг друга уже сто пятьдесят лет, но в то же время была опасность, что мы не сможем сыграть незнакомых между собой людей».
В театре Ирина занята в основном в классическом репертуаре, где воплощает однозначно положительные образы, априори вызывающие у зрителей симпатии. Симпатия зрителя к Ольге – героине «Прогулки» - заслуга целиком и полностью Ирины: «Мы вообще с ней очень похожи... Мне она нравится – из-за этого, мне кажется, я ее сделала чуть более мягкой, человечной, что ли... По-моему, она не вызывает осуждения, когда делает не очень хорошие вещи. Хотя изначально по сюжету она должна была быть стервой. Я попробовала сделать ее более человечной, чтобы было... больше сочувствия, наверное, к ней...»
Работа Ирины в «Прогулке» не осталась незамеченной – в 2004 Ирина Пегова была награждена премией «Золотой орел», что, по ее собственному признанию, оказалось полнейшей неожиданностью: «Я шла на эту торжественную церемонию, заведомо зная, что ничего не получу. И поэтому, когда объявили мою фамилию, испытала шок. И та моя растерянная речь, которую все слышали со сцены, - лучшее доказательство неожиданности этой награды для меня. Теперь понимаю, что у этого события тяжелые для меня последствия - люди стали смотреть на меня... предвзято, что ли. Я как будто должна кому-то что-то доказать. А я не хочу, и ничего ждать от меня не нужно. Я хочу спокойно делать свое дело. После премий и наград может появиться чувство, что некуда больше стремиться. А для актера главное - не останавливаться и иметь какие-то цели. И еще важно забыть все прошлые удачи и аплодисменты».
Заданная высокая планка мастерства не позволяет Ирине принимать многочисленные предложения работы в сериалах, за 2 года она сделала исключение всего для двух телефильмов – «Спас под березами» (реж. Л. Эйдлин, 2004) и «Подруга особого назначения» (реж. Анатолий Матешко, 2005). Сотрудничество Ирины Пеговой и А. Учителя успешно продолжается – в 2005 году на экраны вышел фильм «Космос как предчувствие» по сценарию А. Миндадзе, где Ирина сыграла трогательную официантку Лару. Спортивная подготовка пригодилась тут Ирине наравне с актерским мастерством: в “Космосе” есть эпизод, когда Ирина бежит по стадиону кросс и приходит к финишу первой. «По сценарию я должна была проиграть, - рассказала актриса. - Но я ничего не могла с собой поделать, видимо спортивное честолюбие, которое передалось мне с отцовскими генами, дало о себе знать. Учитель ругался, снимал несколько дублей, но я упорно приходила первой. В конце концов, он плюнул и изменил сценарий». Между прочим, момент, когда героиня Пеговой, побеждая в физкультурном состязании, рвет грудью финишную ленту, критики называют первой стоящей эротической сценой, снятой в России за последние 15 лет.
В последнее время она очень много времени проводит дома. Недавно Ирина вышла замуж за актера Дмитрия Орлова, и вполне возможно, что в их семье ожидается прибавление. Однако она всё же нашла время для съёмок в таких фильмах, как "Ванька Грозный" (2008), "Не торопи любовь" (2008), "Пассажирка Аннушка" (2008), "Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини" (2009), "Московский фейерверк" (2009), "Закон обратного волшебства" (2009), "Сказка. Есть" (2010), "Зоя" (2010), "Пять невест" (2011), "Всем скорбящим радость" (2011), "Варенька. И в горе, и в радости" (2011), "Бабье лето" (2011).
Любовь
Актер Дмитрий Орлов («Небо. Самолет. Девушка», «Сестры», «Брат-2», «Надежда уходит последней») впервые увидел свою коллегу Ирину Пегову в спектакле Мастерской Петра Фоменко «Война и мир» и «был абсолютно очарован ее улыбкой и ямочками на щеках». Потом заметил Ирину на Московском кинофестивале и вновь был покорен, однако не спешил познакомиться ближе, потому что был уверен, что не сможет жить с актрисой, а уж тем более жениться на ней. «Актрисы – особый тип женщин, которые все время стремятся работать на публику, - утверждает Дмитрий, - Поэтому предпочитал восхищаться Ириной издалека. Но мы все-таки познакомились. Это случилось в Варшаве на кинофестивале. Я представлял картину «Небо. Самолет. Девушка», а Ира — «Прогулку», за которую она в прошлом году получила «Золотого Орла».
Их роман начинался романтично и судьбоносно – с прогулки. По Варшаве. В обществе переводчика Стаса, который тактично отошел на задний план и не мешал случаю делать свое дело – выводить Иру Пегову на новый виток жизни. «Для меня с самого начала было ясно, что я встретила свою вторую половинку», - утверждает Ирина, а Дмитрий поначалу сопротивлялся своим чувствам и отвечал Ирине напускной холодностью, руководствуясь принципом «чем меньше женщину мы любим…». Вскоре после знакомства актриса уехала вместе с театром на месяц гастролировать по Европе, и общение почти прекратилось. Дмитрий демонстрировал равнодушие, которого на самом деле не существовало, и поэтому Ирине приходилось делать первый шаг и звонить самой: «Во время гастролей во Франции мы часто переезжали из одного города в другой. Однажды у меня потерялся багаж. Я страшно расстроилась и решила кому-то позвонить, поплакаться в жилетку. Маму нельзя было беспокоить, потому что она начала бы сильно переживать. И я позвонила Диме. А он так сухо разговаривал, что стало обидно до слез. Ночь, незнакомый французский город, пустая площадь и я в телефонной будке, готовая расплакаться».
После возвращения Ирины с гастролей встречи с Дмитрием участились и однажды ночью произошел разговор, когда влюбленные наконец сказали друг другу: «Я тебя люблю». А потом стали жить под одной крышей. Рассказывает Дмитрий Орлов: «Думаю, если бы Ира не была актрисой, мы бы сблизились с ней быстрее. Потребовалось время, чтобы я справился со своим предубеждением. В Ире я обнаружил совершенно нехарактерную для актрисы натуру. При всем своем актерском таланте она стремится к простой, нормальной жизни, хочет быть обыкновенной женщиной. Эта двойственность очаровывает меня до сих пор».
По просьбе родных, Дмитрий и Ирина наконец зарегистрировали свои отношения летом 2005, хотя, по их мнению, штамп в паспорте ничего им не прибавит, а пышная свадьба – и вовсе излишество, предвещающее скорый конец любви. Молодожены не носят колец и мечтают о детях, а в ближайшее время планируют обвенчаться в церкви.
Мнения
А. Учитель: «Ире невозможно ничего объяснить философски. Но у нее есть удивительная интуиция, удивительная! И она какие-то вещи делает на подсознательном уровне. Вот, скажем, сцена объяснения на кухне: я очень боялся этой сцены, потому что Ира могла выйти в плохом настроении - кто-то мог позвонить из Москвы, чем-то ее расстроить. На нее все эти впечатления действуют, и к счастью, к сожалению, но многое от этого зависит. А эту сцену только на одном профессионализме было сыграть невозможно. Но она ее сделала, причем второй дубль уже вошел в картину. Это природный талант. Ну и, конечно, "фоменковское" воспитание. Она какая-то удивительная актриса! С ней может произойти такое открытие, которое ты даже не закладывал в своей голове!».
Ю. Клименко: «Меня поражает степень убедительности того, что она делает, того, как она играет, она - актриса высочайшего класса».
Е. Лядова: «Мне никогда не было скучно с Ирой Пеговой. Это потрясающе светлый человек. Постоянно смеющийся. Она очень заразительна, обаятельна в своем оптимизме.»
Прямая речь
О городе и провинции
Когда ты живешь в деревне или глубоком провинциальном городе в России, то ты живешь и понимаешь, что здесь жизни нет. Есть жизнь только там, где-то, в Москве, Нью-Йорке, Париже. Здесь – болото, и ты живешь с мечтой – отсюда вырваться. А когда живешь в Москве или Петербурге, то не ценишь этого. Кажется, что люди теряют ощущение того, что живут в месте, где жизнь кипит.
О спорте
В моей жизни большое значение имеет спорт, я занимаюсь им много, активно, сильно, каждый день по два-три часа. Тот спортивный клуб, в котором я занимаюсь – прекрасное место для отдыха. Там собираются люди самых разных профессий и не для того, чтобы показать свою крутизну, поскольку клуб достаточно дорогой, а просто, чтобы с пользой провести время, отдохнуть и пообщаться. У меня там куча друзей, отличная атмосфера. Мне нравится плавать в бассейне, ходить по беговой дорожке, в это время можно смотреть фильм или даже читать книжку. Но больше всего люблю групповые занятия стэп-аэробикой. Вот там-то под музыку и начинается активный расколбас.
О любви
Могу запросто влюбиться в талант. Прийти в театр, увидеть актера и в него влюбиться. Я такая... Причем не важно - женщина это или мужчина. Но это же не будет любовь в том, главном смысле. Я верю, что можно влюбиться с первого взгляда. Но надежнее отношения, когда со временем вникаешь в человека, видишь в нем то, во что потом влюбляешься, те черты. Страсть и влюбленность быстро проходят, отношения должны перерасти во что-то более глубокое, реальное и правдивое. Сейчас, в данных обстоятельствах, когда мое сердце занято - я абсолютный однолюб...
О мужчинах
В мужчине должна быть гармония. Во всем - в словах, одежде, поступках. Для меня главное - чтобы человек не лицемерил. Чтобы его поступки не противоречили тому, что он говорит. Мужчину нужно проверять в разных ситуациях, он раскрывается в разных ситуациях. Одно дело, когда ты идешь с ним купаться, а когда идешь на кладбище, да еще и в 12 часов ночи, да еще когда полнолуние… Мужчина еще должен быть остроумен - это одно из важных мужских качеств. Красота вообще относительна - я не заказываю у судьбы блондина с голубыми глазами. Это неинтересно. Мужественность - да. Мужчина должен быть, конечно, прежде всего, мужественным. Он должен хотеть и, наверное, уметь зарабатывать.
Об оптимизме
Я никогда не опускаю руки. Иногда я на себя злюсь, что у меня нет терпения, я очень не люблю ждать. Я всегда верю в то, что наступит что-то хорошее.
О прогулках
Обожаю гулять и ногами узнавать город. Еще - кататься на коньках и велосипеде. В театр, кстати, я часто приезжаю на велосипеде. Катаюсь даже за границей - там ведь обычно нет времени, если еду с гастролями или с фильмом. Поэтому, чтобы больше посмотреть, надо брать велосипед напрокат. А в Нью-Йорке, куда мы возили “Прогулку”, увидела в багажнике у нашего оператора Юрия Клименко велосипеды и попросила покататься. Всю неделю рассекала по Манхэттену, по набережной Гудзона. Путешествовать надо только в одиночку. Я увидела все нью-йоркское закулисье - включая помойки и стаи опасных афроамериканцев. Что меня потрясло - там все как в фильмах ужасов и фантастики. Каждый день город был разным. Мне так понравилось. Нью-Йорк теперь один из моих любимых городов, куда хочется вернуться.
Об актерской профессии
Мне нравится играть в театре и сниматься в кино, но совершенно точно знаю, что не стану долго ждать предложений, если они вдруг закончатся. Больше всего в этой профессии мне не нравится ждать. Надо будет, легко оставлю это ремесло и займусь чем-нибудь другим.
Мечта
Научиться рисовать. В совершенстве овладеть музыкальным инструментом – скрипкой. Мечтаю жить в красивом месте, рисовать, играть на скрипке. И чтобы было много детей. Хотя, наверное, долго в этой своей мечте я не смогла бы существовать. Мне обязательно нужно заниматься профессией, театром. Без этого теряется смысл жизни.
Достижения
Лауреат кинопремии «Золотой орел» за лучшую женскую роль 2003 («Прогулка», реж. А. Учитель).
Лауреат премии кинофестиваля "Окно в Европу" (Выборг, 2003).
Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (Соня в спектакле «Дядя Ваня», реж. М. Карбаускис).