Биография Поплавской Яны Евгеньевны
Яна Евгеньевна Поплавская (родилась 28 июня 1967 года, в Москве) — советская и российская актриса, телеведущая, радиоведущая, преподаватель.
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за роль в фильме «Про Красную Шапочку»).
Звездное детство
Яна Поплавская росла в коммуналке на Садовом кольце. В школе слыла страшной, просто чудовищной хулиганкой. Водилась только с мальчишками. Была такая дружная троица «отъявленных» - Глейзер, Понизовский и мозговой центр – Поплавская. Когда их за очередное безобразие исключили из школы, они уходили к кинотеатру «Форум», ели пончики и очень радовались наступившей свободе от учебы.
Индивидуальность девочки была замечена еще в раннем детстве. На съемочной площадке Яна Поплавская оказалась впервые в 4 года вместе с мамой-актрисой.
Первым ею тогда заинтересовался Ролан Быков, он спросил: «Будешь сниматься в кино?», прозвучало категорическое – «нет». Дебют не состоялся, и в картине сыграла другая девочка.
Потом шестилетней Яне предложили роль мальчика в фильме «Помни имя свое». Но опять мимо, во–первых, «не хочу мальчика, только девочку», а во–вторых, при монтаже вырезали эпизод, хоть режиссер Колосов и согласился на женскую роль. Когда на премьере маленькая актриса не увидела себя, очень долго потом плакала.
А в десять лет состоялся дебют Яны на театральной сцене - в Театре на Таганке, где работала ее мама. Поплавскую-младшую заметил сам Юрий Любимов и определил ее на роль в спектакле о войне «Перекресток».
Звездный дебют
Через некоторое время Яна Поплавская снялась в одном из первых выпусков Ералаша. А затем в телевизионном фильме «Фантазии Веснухина» сыграла одну из главных ролей, такую противную девчонку-задаваку Машу Лукову. С этой картины, в общем-то, и началась кинематографическая биография Яны Поплавской.
Девчонки в школе Яну совсем не любили, обижали, дразнили «крокодилом» и «лягушкой». Понятно – детская зависть. «Была такая в классе девочка Кристина, - вспоминает Яна, - особенная язва, которая говорила, правда с завистью: «А знаете, почему снимают Поплавскую? Потому что более страшную морду трудно даже найти». Яне все время говорили, что у нее очень большие глаза и огромный рот, а ей так хотелось быть хорошенькой девочкой с кукольным лицом. Мудрая мама утешала: «Чем лучше ты будешь работать, тем меньше люди будут замечать твою внешность. Ведь как к красоте, так и к уродству привыкают».
Красная Шапочка
Яна Поплавская не просто была одаренным ребенком. Она была фантастически освобожденным ребенком. Режиссер Нечаев искал около года героиню на роль Красной Шапочки. И куда бы он ни обращался, ему везде советовали: «Есть Яна Поплавская. Попробуйте ее снять. Это врожденная Красная Шапочка». Сначала, правда, после просмотра любительских фотографий, Нечаев отказался даже просто посмотреть девочку. Но время шло, поиски продолжались, а все по-прежнему советовали Поплавскую. Наконец, он согласился. «Нечаев сел на стул и стал смотреть на меня. Я начала читать «Про слона Хортона», который высиживал яйца» – вспоминает Яна. Итог ее чтения был таков: ее схватили на руки и стали кружить, а Нечаев вздохнул: «Наконец-то я тебя нашел! Снимать я буду только ее!».
Юной актрисе очень повезло! Она снялась с такими актерами, как Владимир Басов, Ролан Быков, Рина Зеленая, Николай Трофимов. Басов, который играл «Худого волка», несмотря на его экранный облик, был настолько замечательным и внимательным, что рядом с ним девочка себя чувствовала взрослой актрисой. Он всегда так элегантно шутил, целовал ей ручки. Когда привозили железные баки с обедом, он спрашивал: «А что дама хочет поесть?». Очень юная актриса любила Быкова, еще один отрицательный персонаж фильма – охотник. Он всегда был рядом, помогал и не уходил с площадки, даже когда были не его сцены.
Сказка «Про Красную Шапочку» – один из первых детских философских фильмов. В нем удивительно органично соединились веселая игра и серьезные размышления, что и обеспечило огромный зрительский успех. Маленькая девочка Яна, сыграв главную роль, очаровала всю страну и стала необыкновенно популярной. После этой роли Поплавскую стали узнавать на улицах, просить автограф.
На волне успеха
После «Красной Шапочки»посыпались предложения. Уже через год девочка она снялась в лирических комедиях Аллы Суриковой «Суета сует» (Лида) и Леонида Нечаева «Примите телеграмму в долг» (Сашенька). Конечно же, мама присутствовала на всех съемках всегда. И была очень строга. Вот в фильме «Примите телеграмму в долг», юной актрисе нужно было обязательно заплакать, а у нее никак не получалось. Мама отозвала ее в сторону и стала так ругаться, мол, она вообще ничто, позорище. Обижала, как могла. Девочка, естественно, разрыдалась. А мама быстренько режиссеру: «Скорее снимайте, она готова!». Потом, конечно, мама очень жалела свою дочку, извинялась.
В 1981 году Яна Поплавская была приглашена на Молдавскую киностудию в картину Иона Скутельника «Переходный возраст». Девочка сыграла роль четырнадцатилетней Ануцы, которая живет вдвоем с отцом, без матери. И вот в их жизни появляется новая женщина…
Параллельно съемкам в кино юная актриса была задействована и на телевидении – была ведущее телепередачи «Будильник», выходившей по выходным.
«Васса» спутала все планы
То, что Яна Поплавская с успехом снималась в кино, еще не означало, что выбор профессии предопределен. К съемкам она всегда относилась, как к хобби, и думала, чем же серьезным она займется в будущем. Яна вполне могла бы стать, например, гимнасткой - еще в школе она стала кандидатом в мастера спорта по художественной гимнастике. Или, к примеру, врачом - Яна до 15 лет мечтала стать нейрохирургом. Но ее бабушка, сама хирург, объяснила внучке, что женщин-нейрохирургов практически не бывает. А может быть пойти на журналистику?
Мечты мечтами, а на окончательный выбор Яны повлияло приглашение на съемки в картину Глеба Панфилова «Васса». Это было большим счастьем. Ведь все предыдущие героини юной звезды - современницы. А тут - классика, Горький. Родители, правда, с одной стороны говорили, что быть актером - это не профессия. А с другой… Когда Глеб Анатольевич пригласил, мама со слезами уговаривала дочь согласиться поработать с этим великим режиссером. И девушка не устояла перед соблазном сняться у самого Панфилова. Согласилась и… не успела подготовиться на журфак. Так, сама по себе отпала одно из желаний, стать журналистом.
Роль Людмилы в картине «Васса» - одна из любимых ролей актрисы. В известной сцене, когда Людмила узнала, что ее мать умерла, надо было сыграть какое–то логическое завершение. По всему дому были разложены одеяла - и юная артистка целый день на них падала. Училась падать навзничь, плашмя, но при этом не разбиться. Мама долго показывала дочери, как оставить тело прямым, а она, конечно, трусила и подгибала ноги. На следующий день, рассказав о задумке с обмороком Панфилову, получила отрицательный ответ: «Это все ерунда, мне это не нравится». Девочка очень обиделась, но сделала вид, что согласилась. А на съемке, играя эту сцену несколько секунд, потом вдруг закатила глаза и упала навзничь. Панфилов испугался, закричал: «Врача, скорее! Артистке плохо! Яна, Яна!» А в ответ так хитренько: «Ну как?» И удивленно, и в то же время одобрительно: «Ах ты, маленькая гадость! Так это ты не по-настоящему в обморок упала?» И эта сцена осталась, став знаменитой!
Театр или телевидение?
После очередного успеха ей ничего не оставалось, как идти в театральный. Вот только в какой из институтов? Как не затеряться среди длинноногих фотомоделей? Ей кто-то вовремя подсказал, что лучше всего идти в Щукинское училище, где ТАКИХ берут. И, действительно, ее туда приняли, несмотря на «киношную органику». Как сказал один из членов приемной комиссии - будущий педагог Поплавской Юрий Васильевич Катин-Ярцев, «органика либо есть, либо ее нет».
Окончив знаменитую «Щуку» Поплавская некоторое время работала в «Современнике-2», Театре Станиславского, в творческих мастерских СТД, затем в театре Василия Ливанова «Детектив». Работу в театре актриса совмещала с телевидением. Но, в конце концов, пришло время выбирать, и Поплавская выбрала телевидение. Она вспоминает: «В «Детективе» сменился режиссер, я решила уйти, поскольку не могла высиживать на репетициях по четыре-пять часов, не понимая, чего от меня хотят. Но я не устаю повторять, что телевидение - это творческая работа».
Новый взлет популярности принесла актрисе информационно-развлекательная программа «Времечко», бессменным ведущим которой она стала. Яна Поплавская рассказывает: «Ушло немало времени, чтобы доказать не только другим, но и самой себе, что я могу быть журналистом. Именно здесь меня научили снимать, монтировать, писать закадровые тексты. Сначала я готовила проходные, не очень сложные материалы: репортажи с выставок, презентаций и так далее. Освоив азы профессии, сняла сюжет про московский хоспис, где люди, умирающие от рака, проводят свои последние дни. На этот материал у меня ушло несколько дней монтажа, ночами переписывала закадровый текст, очень переживала. Получился не просто проходной сюжет, а небольшой фильм о судьбах людей, о том, как и с чем они уходят из жизни. И с этого момента на АТВ ко мне стали относиться как к полноправному члену команды».
Кино?
А вот в кино Яна Поплавская практически не снимается. После замечательной роли Эжени Данглар в «Узнике замка Иф» режиссера Юнгвальда-Хилькевича актриса снялась в его же приключенческом фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993), после чего надолго покинула кинематограф. Нет, она была не против съемок, и предложения были. Вот только Яну они не устраивали, - сплошные стрельбища, убийства. А артистка хотела бы сыграть такую роль, чтобы это стало новым явлением. Ведь после Красной Шапочки нужно вернуться с победой, либо не возвращаться совсем.
Поплавская часто говорила, что очень устала от имиджа хорошей девочки, который навязывался ей годами и хочет вернуться к естественному для нее хулиганскому состоянию.
В 2006 году Яне Поплавской удалось реализовать свою давнюю мечту. Ее пригласили на роль «плохой девчонки» - разбитной мамаши маленькой разбойницы (ее роль исполнила Мария Бушмелева) в сказке режиссера Елены Райской «Снежная королева». Ведь образ примерной Красной Шапочки многие ошибочно считали естественным состоянием Яны. Тогда как на самом деле Яна - страшная хулиганка.
Вскоре, в 2008 году, Яна Поплавская вновь появилась на съемочной площадке. Теперь уже в образе Эльвиры в комедии «Стерва».
В 2011 году Яна Поплавская сыграла роль Софьи Павловны Соколовской в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика».
Личная жизнь
В шестнадцать лет Поплавская не только снялась у Глеба Панфилова и поступила в Щукинское. Она еще и познакомилась с Сергеем Гинзбургом, в то время актером Театра пластической импровизации. Снималась детская развлекательная программа, где Яна и Сергей изображали семейную пару и пели: «Мы так любим, вязать...» - песенка рекламировала продукцию советского ниточного завода. А через год Поплавская и Гинзбург поженились. Ее брак с кинорежиссером Сергеем Гинзбургом считался одним из самых удачных примеров актерских семей. Они были счастливы в браке. Уютный дом, двое детей: старший Клим, младший Никита.
13 апреля 2011 года после 25 лет совместной жизни Яна и Сергей развелись.
«Я не вижу смысла продолжать такие инвалидные отношения. Я достаточно в своей жизни повидала женщин, попытавшихся перешагнуть через предательство и, как вы говорите, дать шанс. Но… у всех этих женщин несчастные глаза. Потому что живут они в постоянном страхе, что их опять предадут, что им лгут. И я совершенно не хочу становиться на этот тупиковый путь, - объяснила Поплавская своё решение в интервью журналу «7 дней». - Я и так слишком много времени потратила на погоню за своими призрачными мечтами, на строительство из непрочного материала надежд и иллюзий.
Я достойна большего. И если у кого-нибудь вдруг возникнет желание пожалеть меня, я просто рассмеюсь в лицо этому человеку! Жертва этого «кораблекрушения» не я — у меня остались сыновья, у меня остались мои друзья, мой дом, мои собаки… Я довольна тем, как развивается моя общественная и профессиональная карьера. И, самое главное, у меня очень много планов на будущее».
По словам Поплавской, она хочет, чтобы ее дети не росли в атмосфере предательства и деградации семейных ценностей. Поэтому, разводясь, она, наоборот, сохраняет семью.