Биография Прохоренко Жанны (Жаннеты) Трофимовны
Прохоренко Жанна (Жаннета) Трофимовна – советская и российская актриса.
Начало
Народная артистка России Жанна Прохоренко из той редкой породы талантливых актрис, которые очень рано однажды просыпаются знаменитыми.
Отец Жанны был родом из Витебска, но служил он в полтавском авиаполку. Там и родилась Жанна (при рождении девочку назвали Жаннетой) в 1940 году 11 мая, а через год отец ушел на фронт и был убит через три месяца. После эвакуации Жанна с мамой вернулись в Ленинград, где родители когда-то начинали семейную жизнь. Стать актрисой Жанна мечтала с детства. В Ленинградском городском дворце пионеров имени Жданова она получила первые уроки актёрского мастерства.
Удача улыбнулась Жанне, когда МХАТ был в Ленинграде на гастролях. Добирая студентов в свою Школу-студию МХАТ, взяли пять питерских, в том числе и Жанну Прохоренко. Приняли на курс актера и режиссера М.Н. Кедрова, где основные занятия проводил Олег Ефремов. Он в эти годы как раз создавал «Современник». Первый год учебы был наполнен репетициями и участием в спектакле «В добрый час» с Олегом Табаковым, поездкой на Целину. А затем произошла встреча с замечательным режиссером Григорием Чухраем.
«Баллада о солдате»
«Баллада о солдате» – первый фильм, в котором снялась Жанна Прохоренко. Режиссер картины Григорий Чухрай быстро определился с актером на главную мужскую роль. Им стал студент 2-го курса ВГИКа Владимир Ивашов. А вот с главной женской ролью оказалось сложнее. Лишь просмотрев множество актрис, он обратил внимание на первокурсницу МХАТа, пробовавшуюся на роль в массовке. Жанна Трофимовна вспоминала: «Григорий Чухрай нам потом объяснял, почему взял нас. Володю он как-то сразу нашел, а на женскую роль я в последнюю очередь попала. Многих, многих перепробовал. Потом он положил передо мной мои фотографии и сказал: «Понимаешь, с одной стороны, твое лицо похоже на всех, а с другой – абсолютно индивидуально». Он все время искал обобщения. И не только в лицах – во всем. Даже в прическе моей героини. Когда уже были занесены ножницы над моей головой, чтобы остричь большую, тяжелую косу, потому что она была нетипичной, в последний момент Григорий Наумович сказал: «Стоп, пусть будет с косой!».
Ее Шура отличалась особым жизнеутверждающим оптимизмом, сердечностью и высокой духовностью. Непосредственная, тонкая работа Жанны Прохоренко в этой роли – яркий штрих к портрету военного поколения – тех, кто вопреки войне и смерти любил и мечтал, верил в победу добра и мира.
У фильма было трудное прохождение на экран. Госкино не хотело принимать картину и Григория Чухрая чуть не исключили из партии за искажение образа советского солдата. Только после гран-при Каннского кинофестиваля фильм пошел с успехом и в нашей стране.
Благодаря этому фильму Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов первыми из советских артистов были в Соединенных Штатах в 1960 году на кинофестивале в Сан-Франциско. «О нас писали вещи, которые меня страшно обижали: «Да, в ней ничего не сделано. Она такая, как есть: лицо в веснушках, щеки, как только что сорванные яблоки, даже брови не выщипаны. И коса еще». Их это поразило до глубины души. А в «Тайм» была такая обложка: мы с Володей в ковбойских костюмах сидим на лестнице какого-то общественного здания, а он еще и с балалайкой. Надпись на обложке была такая: «Русские покорили Америку!», – вспоминала Жанна Прохоренко.
«А если это любовь?»
Вторая роль Жанны Прохоренко – Ксения из культового фильма Ю.Я. Райзмана «А если это любовь?». Одноклассники Ксения и Борис однажды осознают, что их связывает нечто большее, чем просто дружба. Но первое, робкое чувство, не оставшееся тайной для окружающих, сталкивается с насмешками одноклассников, ханжеством и грубым вмешательством взрослых – в первую очередь, педагогов. Ее [Жанны] героиня старается защитить свое чувство от грубого и торопливого вмешательства посторонних людей. Она обладает таким важным качеством, как нравственная неуязвимость для подлости, ханжества. Это свойство ее личности, в значительной степени именно ему, этому свойству, исполнительница обязана редким умением наделять своих героинь социальной привлекательностью.
Из-за съемок в этих фильмах актрису с шумом отчислили из Школы-студии МХАТ. Обучение Жанна Прохоренко продолжила во ВГИКе на курсе Сергея Герасимова. Ее однокурсниками были Галина Польских, Жанна Болотова, Сергей Никоненко, Лидия Федосеева-Шукшина, Николай Губенко. Снимаясь в фильмах и обучаясь во ВГИКе, актриса успела также выйти замуж за будущего режиссера Евгения Васильева и родить в 1961 году дочку Катю. Кстати, дочь Катя тоже училась на курсе у Сергея Герасимова – последнем в его жизни.
Другие роли
Затем Жанна Прохоренко сыграет еще приблизительно в пятидесяти достойных фильмах: «Женитьба Бальзаминова», «Иду на грозу», «Дядюшкин сон», «Один шанс из тысячи», «Калина красная», «Непридуманная история», «Они шли на Восток», «Происшествие, которого никто не заметил», «Любовь Серафима Фролова», «Шальная пуля», «Золотая мина», «Колье Шарлоты»... Но эти картины не смогли повторить успех молодости.
С особой теплотой Жанна Прохоренко относилась к своим «деревенским» фильмам. Незащищенная, ранимая и милая учительница Мария в фильме «Приезжая»; директор совхоза Анна Тальникова из фильма «Близкая даль», женщина деловитая, боевая, способная обуздать, поставить на место любого бузотера, и в то же время победительно женственная; отчаянная, презревшая ради любви страх Анна в картине «На новом месте»; добрая, отзывчивая, умеющая сострадать Дарья из ленты «Мы жили по соседству» – эти образы вызвали живой отклик у зрителей, нашедших в них нечто созвучное своим мыслям и настроениям.
Чтобы идти вперед в своей профессии, Жанна Прохоренко не боялась экспериментировать, старалась найти новые краски. В телефильме «ТАСС уполномочен заявить...» актриса вылепила совершенно неожиданный для себя социальный тип – приобретательницу, хищницу, существо, как говорится, одноклеточное, чьи переживания вызывают смех, смешанный с жалостью. В картине «Две версии одного столкновения» актриса очень точно, эмоционально и вместе с тем мягко сыграла роль юрисконсульта пароходства Кравченко – сочетание деловитости и лиризма, ума и сердца, воли и непосредственности в выражении чувств.
К сожалению, с начала девяностых годов Жанна Прохоренко, как и многие актеры ее поколения, практически перестала сниматься.
Артур Макаров
Артур Макаров был приемным сыном режиссера Сергея Герасимова и актрисы Тамары Макаровой. Своих детей у них не было. Они усыновили сына сестры Тамары Федоровны Людмилы Цивилько. Артур Макаров был талантливым литератором – он написал сценарии трех десятков кинофильмов. В их числе – «Новые приключения неуловимых», «Золотая мина», «Приезжая», «Колье Шарлотты». Он дружил с Андреем Тарковским, Владимиром Высоцким, Ильей Глазуновым, Василием Шукшиным. Шукшин снял его в роли вора в законе в «Калине красной».
В начале 80-х Жанна Прохоренко и Артур Макаров стали жить в гражданском браке. В постперестроечные годы Макаров практически перестал заниматься творчеством – с головой ушел в бизнес. В 1993 году зарегистрировал фирму «Арт Гемма». Официально фирма занималась производством гвоздей с серебряными шляпками для реставрации уникальных образцов мебели.
3 октября 1995 года в квартире, где проживала Жанна Прохоренко, было совершено убийство. Убитым оказался Артур Макаров. Входная дверь квартиры и замки повреждены не были, из чего следствие заключило, что убийца был знаком со своей жертвой. Милиционеры тут же вызвали из деревни Жанну Прохоренко. В Москве ее ждали сразу два потрясения: смерть любимого и ограбленная квартира. Из квартиры вынесли коллекцию холодного оружия, несколько картин и деньги из потайного сейфа. Несколько лет с небольшими перерывами длилось расследование дела по факту убийства Артура Макарова, но стало очередным «глухарем».
Вера. Надежда. Любовь
За несколько лет до смерти Артура Макарова Жанна Прохоренко приобрела в деревне Глушь под Гдовом (на Псковщине) бревенчатый домик. Затем выстроила еще один – кирпичный, под летнюю кухню. Огород, сосновый бор, озеро – вот и все, что требовалось актрисе, о которой все реже и реже вспоминали режиссеры. Но затворничество Жанны Прохоренко началось после жестокого и загадочного убийства ее любимого мужчины. Навещала ее там только дочь Катя с детьми и изредка заглядывал старый приятель из Питера – режиссер Евгений Татарский. Внучек своих Марьяну и Ксюшу, разница между которыми 16 лет, бабушка Жанна обожала. Старшая девочка родилась от первого брака дочери Кати с артистом и режиссером Тимофеем Спиваком, а младшая – от второго брака с каскадером Александром Малышевым.
В последние годы жизни Жанна Прохоренко иногда нет-нет, да и промелькнет на экране. Последние ее работы – эпизодические роли в сериалах «Дронго» и «Место под солнцем», «Близнецы». В феврале 2005 года Жанна Прохоренко приезжала на Гатчинский кинофестиваль «Литература и кино», где получила приз. Последний раз Жанна Тимофеевна появилась на экране в образе бабульки в боевике «Рысь» в 2010 году.
Поклонники таланта Жанны Прохоренко надеялись, что режиссеры вспомнят актрису Жанну Прохоренко, верили, что актриса вернется в свою профессию, и поможет ей в этом любовь кинозрителей.
Закат
1 августа 2011 года удивительная и неповторимая Жаннета скончалась. Актрису похоронили на Хованском кладбище.
Награды и премии
В 1969 году Жанна Трофимовна получила звание заслуженной артистки РСФСР, в 1988 – народной. Кроме того, актриса была удостоена ордена «Знак почета» и медали «За трудовую деятельность».