Биография Шенгелая Ариадны Всеволодовны

Шенгелая Ариадна Всеволодовна – советская и российская актриса кино и театра.

Начало

Ариадна Шенгелая родилась 13 января 1937 года в Ташкенте (Узбекистан), первая фамилия – Шпринк. Отец Ариадны Всеволод Эдуардович Шпринк трудился экономистом и переводчиком.

Тонкая аристократическая красота и древнегреческое имя Ариадна сыграли свою роль в судьбе красавицы: все наперебой пророчили девушке только театральное поприще, да она и сама со школьных лет мечтала блистать на сцене. Получив среднее образование, девушка поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии в актерскую мастерскую Белокурова.

После успешного окончания, молодая талантливая актриса была принята в труппу Русского драматического театра им. А.С. Грибоедова в Тбилиси, на прославленной сцене которого она с блеском играла Клеопатру в пьесе Бернарда Шоу "Цезарь и Клеопатра" и роль Анны Франк в спектакле "Дневник Анны Франк" по Э. Гудричу и А. Хеккету.

Кино

Актрису с такой яркой и заметной внешностью, конечно же, кинорежиссеры не заметить просто не могли. В кино Ариадна Всеволодовна стала сниматься с 1957 года. На экране она дебютировала в роли студентки мединститута Ирины Ледневой, дочери Леднева в психологической мелодраме "Екатерина Воронина" по одноименному роману Анатолия Рыбакова. Студенткой же начинающая актриса сыграла и роль Татьяны Лариной в фильме-опере "Евгений Онегин". Далее юную актрису приглашали на роли второго плана: невольница в танцевальных мечтаниях у Ивана Пырьева в романтической драме по Достоевскому "Белые ночи", красавица Зана в картине "Фортуна", Евгения Гранде – главная роль в романтической драме "Евгения Гранде" по одноименному роману Оноре де Бальзака режиссера Сергея Алексеева.

Став дипломированной актрисой, Шенгелая была приглашена на киностудию "Грузия-фильм". Безусловно, ее восточная красота привлекала внимание режиссеров, они буквально завалили актрису предложениями. Ей стали предлагать роли юных девушек, вступавших в самостоятельную жизнь, обладающих сильной волей, умеющих добиваться цели, понимая, что не все средства для этого хороши: Лена Топилина – возлюбленная рабочего кондитерской фабрики Тимофея Корнеева (успешная роль Геннадия Вернова) в религиозной драме режиссера Михаила Ершова "Люблю тебя, жизнь".

Немного наивная, но серьезная не по годам Лена – главная роль в партнерстве с несравненной Фаиной Раневской в трагикомедии Надежды Кошеваровой "Осторожно, бабушка!" о строительстве нового Дома культуры, о бюрократах, неравнодушных к своему времяпрепровождению пенсионерах, их детях и внуках, решающих проблемы любви и лидерства.

Ефремова Евгения – главная героиня, работница почты, потерявшая 300 рублей, девушка, которая будет ждать возвращения главного героя Николая (первая роль в кино Льва Прыгунова), в лирической киноповести Феликса Миронера "Увольнение на берег". Вольнолюбивая рыбачка Мария в киноповести о большой и чистой любви Марии и сына чабана Гелы "Белый караван" режиссера Эльдара Шенгелая.

В 1950-1960-е годы Андриана Шенгелая стала одной из самых популярных актрис советского кино. Постановщиков покоряла внутренняя мощь актрисы, ее боготворили за талант, как бусинки на ниточку стали нанизываться интересные работы. Лирическое дарование и незаурядное поэтическое обаяние актрисы в полной мере раскрылись в ее лучшей роли – княгини Веры Николаевны в киноработе с режиссером Абрамом Рооме в любовной драме "Гранатовый браслет" по одноименному рассказу Куприна.

С "Гранатового браслета" у актрисы началась вереница титулованных женских ролей. "... повысили в чине", – шутила сама Шенгелая: графиня Маша Наум Трахтенберг в драме по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина из цикла "Повести Белкина" в компании знаменитых актеров Михаила Козакова, Юрия Яковлева и Олега Табакова.

Статная, с французской легкостью и жизнерадостностью княгиня Вахвари в искрящейся радостью и молодым задором в картине Георгия Данелия "Не горюй!", в которой, впрочем, все актеры были блистательны – и Евгений Леонов, солдат, как будто сошедший со страниц русских сказок, и Софико Чиаурели, замученная многочисленным семейством Софико, и хрупкая Анастасия Вертинская, Мэри Цинцадзе.

В историко-биографической киноленте, посвященной творчеству венгерского композитора Ференца Листа, "Ференц Лист. Грезы любви" Шенгелая сыграла главную роль княгини Каролиной Витгенштейн, с которой композитор познакомился во время концертной деятельности в России, с которой связан самый плодотворный веймарский период творчества Листа и которой он посвятил знаменитые "Грезы любви".

Эльдар Шенгелая пригласил свою любимицу сняться в роли прекрасной Маргариты, жены Трифония, в трагикомической притче "Чудаки". А затем была одна из лучших ролей актрисы – Кассандра, жена Дмитрия Кантемира в киноленте "Дмитрий Кантемир". Тогда Ариадна Всеволодовна удивительно легко вписалась в актерский ансамбль фильма, своей женственностью и мягкостью помогла актеру Михаю Волонтиру создать образ не только властного молдавского господаря, но и любящего супруга, отца семейства.

Роли второго плана

Актриса высокого профессионального уровня Ариадна Шенгелая не чуралась и ролей второго плана, которые в ее исполнении превращались в настоящие шедевры кино: словоохотливая Эмма Константиновна в картине "Перед ужином", добрая Мария, мать Тодорки, в сказке Бориса Рыцерева "Ученик лекаря", властная Анна Федоровна Самборская в приключении Юрия Мастюгина "Голова Горгоны", уравновешенная мать Сергея в социальной драме Инессы Селезневой "Вот такая история...", эффектная Ведунья в совместной работе Геннадия Васильева и Чжан Шиу, в сказке по мотивам русских и китайских преданий "Волшебный проект".

В последний раз на экране талантливая актриса блеснула после пятилетнего перерыва в шестидесятипятилетнем возрасте в съемках в триумфальной роли богатой и влиятельной женщины, занимающейся международной политикой, приехавшей на родную Украину, чтобы поклониться могилам своих родных и найти ту, которая спасла ей жизнь, в киноленте об одном из самых страшных преступлений ХХ века в фильме "Бабий Яр".

Ариадна Шенгелая – величайшая актриса современности, добрая, обаятельная женщина, любимая супруга, мама, бабушка и прабабушка.

Семья

Супруг Ариадны – режиссер Эльдар Николаевич Шенгелая. В семье родились дети – девочки Нато (1958 г.р.) и Катья (1967 г.р.).

Награды и премии

Лучшая актриса по мнению читателей журнала "Советский экран" (1965).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля (1959, номинация "Премия для актеров").

Народная артистка Грузинской ССР (1979).

Народная артистка РФ (2000).

Фотографии Шенгелая Ариадны Всеволодовны
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
Rimma (Саратов)
2016-01-07 20:41:26
Обожаю!!!
Наталия (Санкт-Петербург)
2015-08-03 22:09:06
Шенгелая для меня бесподобна в "Гранатовом браслете".
Виктор (Москва)
2015-03-14 14:12:31
Люблю фильм "Увольнение на берег", на мой взгляд, это один из лучших лирических фильмов СССР. Там Шенгелая и Прыгунов просто восхитительны!
Малика (Москва)
2014-09-02 18:57:46
Прекрасная актриса. Какое красивое, одухотворенное лицо! И то, что она родилась, оказывается, под тем же небом, что и я, радует. Желаю здравствовать и пребывать в спокойствии и счастье.
Татьяна Васильевна (Саранск)
2013-04-13 20:40:35
Очень люблю фильмы с Вашим участием. Восхищаюсь Вашим талантом. Очень жаль, что в современном кино не находится ролей для такой актрисы. Желаю счастья в семейной жизни. Здоровья Вам и всем близким.
Татьяна (Челябинск)
2012-04-25 23:04:32
Ариадна ШЕНГЕЛАЯ - замечательная актриса советского театра и кино. Она одна из моих самых любимых актрис. Здоровья ей и творческого долголетия!