Шуранова Антонина Николаевна - биография, фото, фильмы

Биография Шурановой Антонины Николаевны

30.04.1936, Севастополь – 05.02.2003, Санкт-Петербург.

Начало…

Родилась Антонина Шуранова 30 апреля 1936 года в Севастополе. Там же она и провела своё раннее детство.

Война, тяготы которой сполна легли на детские плечи Антонины Шурановой, надолго запомнилась ребенку. После прорыва блокады вместе с матерью и двумя младшими сестренками маленькая девочка приехала в Ленинград, где и окончила семь классов школы. А дальше - в техникум, чтобы поскорее получить специальность и работать, помогать семье. После техникума Шуранова три года трудилась садовником в Выборгском районе.

Увлечений у нее было чрезвычайно много, но все они так или иначе приводили в театр, мечта о сцене не оставляла будущую звезду. Антонина Шуранова ходила на искусствоведческие занятия в Эрмитаж, занималась пением, на сцене Эрмитажного театра участвовала в спектаклях. Актеры сами шили костюмы из бабушкиных скатертей, шалей, в ход шли старые шляпы и веера.

В конце концов, Антонина Шуранова подготовила монолог Настасьи Филипповны из романа Достоевского «Идиот», басню Лафонтена «Молодая вдова» и пошла на экзамен. «Если не примут, уеду в любой периферийный театр, буду играть там самые крохотные роли», - твердо решила она. Но неожиданно, в основном для себя, с первой же попытки поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского.

Девушка долго не верила своему счастью, ей даже снились кошмары - то она оглохла на одно ухо, то ей трамвай отрезает ноги... Привыкла только к последнему курсу, даже закончила его ленинской стипендиаткой. В студенческие годы ее влекли характеры людей сильных, активных, вступающих в борьбу.

Редкостный дар…

По окончанию театрального института по классу профессора Сойникова, актриса начала работать в Ленинградском ТЮЗе имени Брянцева. Таланту Антонины Шурановой всегда была свойственна удивительная многогранность, ей подвластен и высокий накал шекспировской трагедии, и горький чеховский лиризм, и философия современной драматургии, и яркое чувство комедийного жанра.

Много лет проработавшая в детском театре, эта замечательная актриса обладала редкостным даром контактировать с любой зрительской аудиторией, заставляя публику дышать в унисон со своими героинями. Этому театру Антонина Шуранова отдала более двадцати лет, была ведущей артисткой, сыграла целый ряд сложнейших ролей мирового театрального репертуара в спектаклях «Коллеги», «Комедия ошибок», «Борис Годунов», «Гамлет».

Здесь, в ТЮЗе, она познакомилась со своим будущим мужем - Александром Хочинским. И хотя к моменту знакомства каждый из них был не свободен, судьба неумолимо вела их друг к другу. Антонина Шуранова рассказывала: «Саша Хочинский к тому моменту, как я пришла в театр, заканчивал студию при ТЮЗе. И я попала в его дипломный спектакль «Конек Горбунок»: играла Царь-девицу, а Саша - Спальника. Тогда мы и подружились... семьями. Дело в том, что в театр я пришла со своим первым мужем Николаем (мы поженились на первом курсе). У нас была очень интересная компания: я с Николаем и Саша с первой женой Ирочкой Асмус. Помните клоунессу Ириску? Она потом трагически погибла, сорвавшись с верхотуры цирка. Мы ездили за город, собирали сморчки и у нас на улице Рылеева их весело жарили. Потом Сашу забрали в армию, он три года прослужил в Выборге заведующим художественной самодеятельностью. Там и проявился его талант поющего артиста. Кстати, актером он стал поздно, его долгое время воспринимали как поющего мальчика с гитарой. У него был прекрасный дуэт с Витей Федоровым. Они пели первые песни Городницкого, Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы. Мне очень нравилось, как пел Хочинский! Он не работал для будущего, ему казалось, что жизнь бесконечна. Представляете, дома не сохранилось ни одной его кассеты! … Практически всю жизнь были друг у друга на глазах. После развода с Асмус он женился на художнице. Я тоже вторично вышла замуж - за медика. Сашка сбегал с военной службы, бритоголовый приходил в мой семейный дом и оставался ночевать. Мой второй муж очень раздражался по этому поводу: «Почему он у нас ночует? Почему он к матери не пойдет?» Я отвечала: «Потому что он в самоволке, понимаешь?» А Сашка мылся, брился, завтракал и уходил куда-то на целый день. Он вообще обладал удивительной способностью - внезапно появляться и тут же незаметно исчезать. И так всю жизнь. Он же Рыбы по гороскопу, плыл себе по одному, только ему известному течению. Так мы женились-разводились на глазах друг у друга, пока... не стали сорежиссерами спектакля «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Киплингу. Играли интересные роли: он - Дикого Мужчину, я - Дикую Женщину. Во время этой работы мы как-то очень сблизились. И вот однажды так получилось, что я собрала сумку самых необходимых вещей и из своего семейного дома ушла к Саше в коммуналку…. Мне стало ясно, что не могу я жить с человеком, который не понимает ни меня, ни театр, ни моего способа существования в нем. Муж устраивал мне скандалы по поводу того, что я поздно приезжала с репетиций. «В театре работают не по заводскому гудку. Это же не станок - выключил и пошел!» - бесполезно пыталась я достучаться до него. Я чувствовала, что постепенно погрязаю в чем-то абсолютно мне чуждом. А с приходом в Сашину коммуналку началась самая счастливая полоса моей жизни. 14 лет были знакомы, дружили, и только с 1976 года мы вместе. Я на семь лет его старше… Мы прожили на Васильевском с 1976-го по 1983-й год. С соседями мы жили как одна семья. Муж - шофер, жена работала на заводе. У них было двое детишек мальчик и девочка. Бывало, идем из театра, а мальчик кричит на весь двор: «Саша, Тоня, скорей бегите, «Бумбарашку» показывают!» Очень ему нравилась роль Хочинского в этом фильме. До моего появления Люся, соседка, Сашу обстирывала и подкармливала. Потом, когда мы уже вместе жили, частенько вечером, после спектакля, на кухне нас ждала записка: «Тоня, твои пироги - под полотенцем, а Сашина бражка - в ковшике»… А свадьбы у нас не было. Дружба как-то очень плавно переросла в любовь, а потом, шутя и смеясь, мы зарегистрировались. Однажды на гастролях нас в гостинице не хотели поселить в один номер, и Саша мне сказал: «Слушай, давай поставим эти штампы в паспорте». Лет семь до этого мы жили без штампов и вот в перерыве между репетициями забежали и расписались. Весь загс сбежался смотреть на эту процедуру…».

Шуранова и Хочинский были одним из удивительнейших и ярчайших театральных союзов. Яркий, темпераментный, иногда буйный Хочинский и казалось бы, замкнутая, строгая, целеустремленная Шуранова – несовместимая пара, но это была любовь такой силы, которая сметала всю противоречивость и несовместимость характеров. Их жизнь на Покровке была овеяна необыкновенными ленинградскими байками и рассказами. Хочинский был любимцем публики, его узнавали на улице, огромное количество людей считало его своим другом, их дом с Антониной был полон «друзей», которых Саша нередко приводил прямо с улицы.

Шуранова и Хочинский вместе играли в спектаклях, вместе ставили спектакли, и вместе ушли из ТЮЗа, когда в 1986 году по сфабрикованному обвинению в мужеложестве был отстранен от должности их учитель и главный режиссер театра Зиновий Карагодский.

После ТЮЗа Шуранова исполнила в театре-студии «Интерателье» заглавные роли в «Андромахе» и одну из самых блистательных своих ролей, в «Филумене Мартурано». Потом был Государственный Театр сатиры, где Антонина Шуранова работала до последних дней. Среди ее известных ролей в этом театре - Васса Железнова в первом варианте пьесы Горького.

Кино

Антонина Шуранова считала себя актрисой театральной. «Я не фотогенична. Убеждена, что кино - не моя стихия, во многом из-за специфики технического порядка...» - утверждала она. Режиссеры считали иначе: образы, созданные ею на экране (к сожалению их совсем немного), не остались незамеченными, и сразу выдвинули Антонину Шуранову в число лучших киноактрис.

Простота, лаконизм, сдержанность при остром, напряженном ритме внутренней жизни - черты ее дарования, особенно близкие кинематографу. Волевая, умная, энергичная, тонко чувствующая логику и противоречия характеров, Антонина Шуранова была актрисой очень сложной и вместе с тем цельной. В любой момент роли она оставалась верной правде характера и обстоятельств, в любой момент роли ее искусство полнокровно, при всей интеллектуальной сложности ее героинь. Им всегда дано богатство чувств, острая мысль и неожиданность женской психологии. В них нет расплывчатости, неопределенности, нет надлома.

Война и мир

Кинематографический дебют Антонины Шурановой был одним из самых громких в СССР. В 1967 году актриса (в то время еще студентка четвертого курса театрального института) сыграла княжну Марию Болконскую в знаменитой экранизации толстовского романа «Война и мир», режиссера Сергея Бондарчука. В характере своей Марии актриса стала искать «тихие» краски и интонации, характерные манеры, жесты, точное душевное состояние.

Она открывала и объясняла жизнь, мироощущение своей героини. Верность нравственному долгу вела ее Марию по жизни. Всегда внешне спокойная, ровная, она в любую минуту готова была спешить на помощь тому, кто нуждался в ней, - и обнимать, и утешать, и молча стоять рядом, и принять удар на себя.

Когда в имение Болконского пришло известие о гибели Андрея и старый князь, подавленный безмерным отчаянием, замкнулся в своем горе, а жена Андрея, ничего еще не знающая княгиня Лиза ждала и тревожилась, в тихой и мягкой Марии проявилась огромная сила воли, и недюжинный характер. Словно закованная в броню своего долга, она спокойно двигалась по дому, делала обычные свои дела, - как хранительница семейного очага продолжала жизнь.

Пришла к старому князю, обняла его материнским сострадающим жестом, заглянула в глаза, поплакала вместе, стремясь облегчить его страдания. А потом, украдкой смахивая слезы, молча сидела с княгиней Лизой, как должное принимая свой удел - все понимать и всех утешать, сама не ища у других ни понимания, ни утешения.

Напряженная духовная жизнь Марии, чуткость ее души и сила ее души - как в зеркале отражались в огромных прекрасных глазах. Актриса находила в душе своей героини такое глубинное, тонкое и такое значительное, что образ, созданный ею, выходил за рамки рассказа о судьбе человека, превращался в рассказ о способе жить - жить с внутренним достоинством, с уверенностью в своих силах.

Роль «светской львицы»

От роли Надежды Филаретовны фон Мекк в картине «Чайковский» (1970), Антонина Шуранова поначалу отказалась, но потом все-таки изменила свое решение: это была первая «возрастная» роль, с которой актрисе пришлось столкнуться, она ее завлекла своей сложностью, противоречивостью.

По поводу места фон Мекк в судьбе Чайковского издавна спорили. История взаимоотношений этих двух людей весьма непроста. Одни усматривали в материальной зависимости композитора от богатой баронессы - драму, другие - спасение. Одни видели в поведении фон Мекк умный и тонкий расчет, другие - драму несостоявшейся любви, третьи - искреннюю бескорыстную дружбу. Авторы фильма по-своему подошли к этому образу.

«Фон Мекк, вопреки исторической правде, в сценарии немножко «вамп», «светская львица». Но это не так важно, - говорит Шуранова. - Важна сама суть характера, его противоречия, захватившие меня. Эта женщина, очень земная, практичная, сухая, с безобразным подчас апломбом, деньгами, властью, вдруг растворяется, уходя от себя и от житейских забот в прекрасный духовный мир. Ее преображает музыка. И холодная чопорность, практицизм разлетаются в прах - очертя голову фон Мекк кидается навстречу своему позднему чувству, понимая невозможность тщетных своих усилий. Величие и обреченность страсти - это было играть страшно интересно... И невероятно трудно».

Актриса принесла с собой в фильм нечто гораздо большее, чем тему отчаянной последней любви начинающей стареть, гордой и не очень счастливой женщины. Шуранова играет не трагедию женской любви, а трагедию незаурядности, трагедию человека, не исчерпавшего себя, - невостребованную нежность, ненужную духовность и бесполезную интеллектуальность. Истинным чудом для себя Антонина Шуранова считала партнерство в фильме со Смоктуновским. «Таких необъяснимых феноменов природы мне больше встречать не доводилось», - признавалась актриса.

Роли современниц обошли стороной…

Антонине Шурановой не довелось создать на экране крупные характеры своих современниц. Она снялась в нескольких небольших ролях - хозяйка усадьбы в картине «Шаг с крыши», мать Миши в фильме «Присвоить звание героя», военфельдшер Татьяна Михайловна в ленте «На пути в Берлин». Однако, несмотря на свое скромное место в сюжетах, эти образы выделялись своей особой проникновенной интонацией, попыткой пристально рассмотреть внутренний мир человека. Антонину Шуранову как актрису привлекал драматургический материал, интересовала возможность строить сложный характер. Такой для нее стала роль в телевизионном фильме «Опасный поворот».

В обычной жизни…

А в обычной жизни Антонина Шуранова вела жизнь нормального питерского интеллигента, небогатого, но не прибедняющегося; востребованного, правда, даже не в половину своих возможностей, но не жалующегося, напротив, умеющего во всех жизненных обстоятельствах найти нишу для интеллектуальных и художественных занятий.

Актриса была скромна, но никогда не поступалась своим достоинством. Она была эталоном высочайшего мастерства. Дружила с избранными, не любила театральные тусовки. Да, она не была общедоступна, но всегда была очень общительна и контактна. Мастерица была рассказывать всякие истории. Обожала фантастику, зачитывалась ею до умопомрачения.

11 апреля 1998 года на руках у Антонины умер ее муж Александр Хочинский. Шуранова рассказывала: «В 1996 году Саша первый раз попал в больницу с многочисленными язвами желудка и сердцем, увеличенным в два с половиной раза. Он, конечно, вел себя легкомысленно. Я ему все время говорила: «Саша, ты себя убиваешь». Но заставить себя бросить пить он не мог, слава Богу, хоть курить перестал. Два последних года не курил и очень этим гордился… А 11 апреля 1998 года он пошел заводить машину, чтобы ехать на репетицию, и вдруг вернулся: «Что-то мне не дышится, ты поезжай, я буду позже». Взглянув на его побелевшее лицо, я тихо пошла в другую комнату и вызвала «Скорую». Сашу буквально вытаскивали с того света: кардиограмма, укол в сердце, фибрилляция, электрошок. А я стою напротив у стенки и, не шевелясь, смотрю. Так и простояла два с половиной часа. Когда-то я снималась в фильме «Дела сердечные» и кое-что в медицине понимаю, вижу - что-то не то. Ко мне обернулся доктор: «Вы чувствуете, сердце не заводится. У него огромное вялое сердце, оно не качает кровь». Врачи еще какое-то время повозились, потом молча отключили фибриллятор и сели заполнять бумаги. Это был конец. Я так и не смогла заплакать - была совершенно спокойна. На похоронах какие-то бородатые и усатые мужики на мне рыдали навзрыд, а я сидела словно каменная. После Сашиной смерти я долго не могла жить вне дома. Бывало, соберусь погостить у друзей на даче несколько дней, приеду и не нахожу себе места: «Я хочу домой. Нет-нет, сегодня же вечером». Срывалась, вбегала в квартиру, садилась в кресло и тут же ощущала, будто кто-то садился рядом - прогибался подлокотник. И я говорила: «Привет». Он был здесь, рядом со мной. Когда он умер, мне, как ни странно, больше всего помогли те самые бродяжки, с которыми он пропадал. Художник (с ним Сашка частенько пил в подвале) нарисовал его портрет с гитарой и подарил мне на память. Когда Саша был жив, я их гоняла, не любила, считала, что мужа спаивают. А они после смерти шли и шли и робко протягивали конверты с деньгами... На его могиле долго лежал венок с лаконичной надписью – «Саше от Покровки»»…

После смерти мужа Антонина Шуранская вела замкнутый образ жизни, редко выходила из дома, и практически не общалась с друзьями и родственниками. Ее не радовала работа в Театре Сатиры, а скоро она узнала, что больна раком. Она снималась в телевизионных сериалах, пыталась работать над новым спектаклем, но быстро угасала. Счастливая пора ее жизни закончилась со смертью любимого мужа, а оснований и смысла жить без него дальше она больше не находила.

На 67 году жизни, после продолжительной болезни, Антонина Шуранова умерла. Гражданская панихида прошла в Государственном театре сатиры на Васильевском острове. Так петербуржцы простились со знаменитой актрисой, одной из самых талантливых актрис своего поколения.

Достижения

— Народная артистка РСФСР (1980);
— Лауреат Приза фестиваля «Контакт» в Польше (1998).

Фотографии Шурановой Антонины Николаевны

Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
Гость (Санкт-Петербург)
2017-04-29 14:23:37
Никакой онкологии у неё не было, это не так, она зверски убита ночью у себя дома за унаследование своей квартиры родным племянником.
Rimma (Саратов)
2015-11-03 14:03:13
Не знала, что её больше нет – думала, занята в театре. Очень жаль!!!
Марина (Санкт-Петербург)
2015-06-11 10:12:36
Очень люблю этих актеров. Мне повезло видеть их вместе в спектакле "Комедия ошибок".
Борис Красков (Борисов)
2015-03-15 04:08:27
Я вас умоляю, ну не надо лепить этот затасканный, замусоленный ярлык о звезде. Шуранова была очень талантливой актрисой-женщиной!
Александр
2012-07-23 00:28:27
Интересно было почитать.
Геннадий (Смоленск)
2012-07-18 09:49:48
Замечательная актриса и уверен и Человек!