Биография Римского-Корсакова Николая Андреевича
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) – русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки».
Ранние годы
Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвин (Новгородская губерния) 6 (по новому стилю – 18) марта 1844 года. Его отец Андрей Петрович некоторое время был вице-губернатором Новгородской губернии, потом он служил гражданским губернатором в Волынской губернии. Мать Николая Софья Васильевна была дочерью состоятельного помещика Василия Скарятина и крепостной крестьянки. Николай был вторым сыном супругов. Их первенец Воин родился в 1822 году (впоследствии старший брат композитора стал известным мореплавателем и географом, а также новатором – он реорганизовал систему военно-морского образования).
В возрасте шести лет Николай начал учиться дома. Он изучал базовые науки и учился играть на фортепиано. Важно отметить, что в то время Римскому-Корсакову было гораздо интереснее читать книги, нежели сидеть за музыкальным инструментом. Лишь спустя какое-то время он начал искренне интересоваться музыкой. Особенно ему полюбились русские народные песни и церковные напевы. А в 11 лет Николай уже начал пробовать самостоятельно сочинять музыкальные произведения.
Впрочем, всерьез о том, чтобы связать свою жизнь с музыкой, Николай тогда не думал. Он грезил путешествиями и открытиями новый земель. В 1856 году он стал учащимся Морского кадетского корпуса.
Музыка
В 1858 году Николай Андреевич серьезно увлекся музыкой. Он полюбил оперы и симфонии; остался в восторге от Бетховена и Моцарта, Глинки и Мендельсона, Россини и фон Вебера. В 1859 году Римский-Корсаков стал учеником пианиста Федора Канилле.
В 1862 году, вскоре после смерти главы семейства Римских-Корсаковых, Николай с матерью и братом перебрались в Санкт-Петербург. В том же году Николай стал членом композиторского кружка Милия Балакирева. Позднее кружок стал называться «Могучей кучкой». Именно благодаря Балакиреву и его творческому объединению Римский-Корсаков обрел уверенность в себе и написал «Первую симфонию» – свое дебютное крупное сочинение. Это было для Николая Андреевича своеобразным прорывом, после которого творческий процесс уже было не остановить.
Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков – мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Завершил ряд произведений М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, А.С. Даргомыжского.
Николай Римский-Корсаков занимал также следущие посты: профессор Петербургской консерватории (с 1871); директор Бесплатной музыкальной школы; руководитель Беляевского кружка; глава композиторской школы; помощник управляющего Придворной певческой капеллы (с 1883 по 1894 годы); член Шведской королевской музыкальной академии (с 1906 года).
Семья
Летом 1872 года Николай Римский-Корсаков обвенчался с Надеждой Пургольд, русской пианисткой. В 1873 году у пары родился сын Михаил, в 1875 году – дочь Софья, в 1878 году – сын Андрей, в 1882 – Владимир, в 1884 – дочь Надежда, в 1888 – Мария и, наконец, в 1889 у них появился сын Святослав.
Общественная деятельность
Во время революционных событий в период 1905-1907 годов Николай Андреевич выступал с поддержкой требования бастующих студентов и жестко критиковал действия администрации Петербургской консерватории. В знак протеста Римский-Корсаков даже уволился. Он вернулся в консерваторию только после того, как в ней сменилось руководство и ей предоставили частичные автономные права.
Смерть
Николай Римский-Корсаков ушел из жизни 8 (по новому стилю – 21) июня 1908. Причина смерти – инфаркт миокарда. Тело музыканта было погребено на Новодевьчем кладбище в Санкт-Петербурге. В 1930-х годах место захоронения было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. Любенская загородная усадьба, в которой скончался композитор, была превращена в мемориальный музейный комплекс.