Достоевский Идиот

Биография группы "Достоевский Идиот"

Группа "Достоевский Идиот" была образована в 1996 году на знаменитой Пушкинской, 10. Сами музыканты называют себя то оркестром экстремальной музыки (может быть, из-за плотного звучания, иногда с симфоническим оттенком), то арт-движением, может быть, из-за того, что на выступлениях группы обычно одновременно происходят и показ авангардной моды (в том числе и тех средневековых скафандрах, что на музыкантах), и скульптуры, и выступления сумасшедших (по-настоящему?) конферансье, и видеошоу, и демонстрация авангардного видео-арта, и цирковые номера. Сами же композиторы-музынанты тщательно скрывают свои имена и даже лица под маской или гримом, выражая себя в музыке. Что касается собственно нее, то за последнее время эта музыка ощутимо эволюционировала от электронно-индустриального авангарда в духе Art of Noise и Future sound of London к более популярной и лаконичной подаче, напоминая иногда немецкий Rammstein, иногда словенский Laibach. В концертной программе звучат песни на русском, английском, немецком и средневековой латыни.

"Достоевский Идиот" – неоднократный участник международного фестиваля им. Сергея Курехина - SKIF (1998 и 2000 годы), принимала участие в XX Международном кинофестивале (Москва, Пушкинская площадь), давала концерты в ЦДХ , Выставочном зале "кунцево", Зеленый Театр "Нескучный Сад", ЦПКО им. Горького, в ДК им. Горбунова и т.д., выступала также в Финляндии (Хельсинки): театры Savoy, Maimitala, Kanneltalo, Cable Factory и другие; в Германии: фестиваль гигантских металлических объектов (Ганновер), фестиваль силосных башен (Ганновер) и другие.

Дождь черных кошек, падающих с небес перед самым концертом в ясную погоду - один из характерных символов удачи, сопутствующих музыкальным перформансам «Достоевского Идиота», взявшего за основу концепцию Рихарда Вагнера о тотальном искусстве - т.е. искусстве, впервые в Новое Время концептуально соединившем пластический, изобразительный, поэтический и, конечно, музыкальный жанры (трактат «Художественное произведение будущего», 1850 г.). Иначе и не может, вероятно, быть в конце 20-го века с его постмодернистской ситуацией и стремлением вернутся к объединенному ритуальному искусству, которое вновь стартовало в афро-джазовых перформансах «Аrt Ensemble of Chicago», прошло через европейский театр абсурда 1960-х и разлилось наконец массовым и дешевым тиражом в урбанистических брейк-дансе, а затем и рейв-культуре, Зритель-слушатель-участник, пришедший на шоу «Достоевского», видит перед собой группу музыкантов, загримированных не то в трупы или мумии, не то в фантики из-под конфет, играющих то тяжелую «экстремальную» музыку, то слегка извращенное зажигательное «диско», доводя этой сменой жанров публику до напряженного невроза. Мало того, боди-арт, в живую гуляющий среди публики, беременная женщина, пишущая на сцене огромную картину, и некоторые другие «спец- эффекты» являют собой развлечение настолько эстетически пугающего, что оно странным образом начинает претендовать на некий единый глубинно-нравственный смысл. Но какой же именно ?

И что же, кроме неслыханной претензии, кроется в самoм названии группы? Причем претензии даже психологически опасной, ибо кто знает, не засветится ли мрачный отблеск судьбы этого больно страдавшего человека на всем, что делается арт-объединением «Достоевский»? Может быть, какая-то часть ответа кроется в том, что участники группы живут в тех же дворах-колодцах того же города, и особенно в той его части, которая называется «Петербург Достоевского».

Кроме того, участники группы, собственно как и все «россияне», вновь, как и Достоевский, опять заново столкнулись с ситуацией разрушения социума традиционного перед лицом наступившего капитализма, с бунтом маленького человека, лишившегося предшествующего культурного фундамента и создающего теперь свою, агрегатно-неупорядоченную эстетику «помойной корзины». Так вот, участники группы глубоко ощутили эту новую свободу с ее индустриальным трагизмом, балаганными цирками, комико-мифологическими персонажами и инфернальными чертиками типа Фердыщенко (роман «Идиот»), активно участвуя в восприятии и всенародном творении заново этой опять новой для России Западной культуры, будь то «тяжелая» индустриальная музыка, progressive rock или «новая музыка».

Однако в названии «Достоевский» кроется и более узкий, музыкальный смысл: разве не Достоевский первым в европейском искусстве отказался от классического принципа единства времени, места и действия, став одним из первых разрушителей классической эстетики и создателем «новой» культуры (причем в это же время его идейный антипод Рихард Вагнер делал точно такой же переворот в музыке)? Ведь фразы Достоевского вроде «уже потом он вспоминал, как думал о том, чту из этого дальше выйдет» - типичный пример эмоционального, а не логического способа отражения времени, где разрозненные интервалы фактически слиты только единством переживания, причем получившееся из этого будто бы случайное эклектическое нагромождение эпизодов поначалу пугало и читателей, и критиков, и особенно самогу автора («Дело», №2-4; «Новости», 1880, с.347; Ф.М.Достоевский, Письма, II, с.358; IV, с.57).

Но именно в этом и заключается современное музыкальное мировоззрение в части мелодики, фразировки и музыкального времени с его эклектическим коллажированием, полиритмией, прерванными и затем тиражируемыми отрезками мелодий и другими столь же характерными чертами, которым арт-группа «Достоевский» уделяет совершенно подчеркнутое внимание. Именно по этим причинам группа старается работать в разных музыкальных жанрах, отталкиваясь от тяжелого рока и рейв-культуры в сторону агрессивно-тяжелых маршей с симфоническим оттенком, вписываясь, однако по своему инженерно-звуковому инструментарию в институт современной популярной музыки с его широкой аудиторией, уже более тридцати лет назад привыкшей к громкому звучанию и воспринимающей музыку преимущественно нижними слоями коры головного мозга.
Оркестр экстремальной рок музыки "ДОСТОЕВСКIЙ ИДИОТЪ" появился на свет именно 26 июня 1996. Эта дата столь точна потому, что как раз в этот день, на Седьмом, и, вероятно, уже последнем празднике Дома Десять на Пушкинской улице, этой петербургской Мекке независимых художников и музыкантов, случайно, спустя много лет, встретились музыканты, никогда работавшие вместе и хорошо знавшие друг друга. В этот день, выступив порознь на этом фестивале, и тут же прослушав (уже в который раз!) выступления многочисленных хорошо известных петербургских групп, они вдруг отчетливо поняли, что способны сказать нечто определённо новое, и сказать далеко не только питерской публике. И сразу же, в течение последовавших за этим трёх месяцев, дав около десяти концертов в наиболее популярных музыкальных клубах С.Петербурга, группа, как своим необычным составом, так и новейшим звучанием, притянула к себе внимание как широкой публики, так и взыскательнейшей клубной аудитории. Иначе, вероятно, и быть не могло: предельно жёсткая тяжелейшая основа, на которую парадоксально органично легли и jungle, и reggie, и внезапно обрушивающийся сумасшедший твист, ритмически сложные, до последней шестнадцатой прописанные экзотические паттерны, глубокие по содержанию и многоязычные - вплоть до латыни - тексты, - всё это не могло не порадовать привыкшую, казалось бы, уже ко всему нынешнюю публику, желавшую по-настоящему развлечься.

Сделать всё это, если умеючи, как оказалось, можно всего лишь втроём. Все музыканты имеют добротное музыкальное и даже философское образование, продолжая его и в данный момент, и это далеко не всё. Так, А ("Микшер") ударные, работал во многих группах, из коих, вероятно, необходимо упомянуть "Нож для Фрау Мюллер", а также его многолетнюю работу барабанщиком и перкуссионистом в Арабских Эмиратах. Кроме того, серьёзные занятия африканской и латиноамериканской ритмикой, равно как и длительные упражнения в танцевальных классах сделали его блестящим танцором. С (вокал, контрабас, безладовый и ладовый бас, гитара) широко известен как организатор и "музыкальный идеолог" "Молодых Голосов", "Monkey Puzzle Tree", "Monkey Funky". А (вокал, флейта, клавишные, компьютерные эффекты) длительное время занимался "новой" и этнической музыкой, а также занимался философскими науками в С.-Петербургском Университете. А что до названия группы, так ведь есть же одноимённый роман! Правда, изменены знаки препинания (это чтобы не быть уличёнными в нарушении авторских прав гениального писателя; вероятно, следуя сходной логике, известный музыкальный критик Артемий Троицкий назовёт потом спустя несколько месяцев свою новую радиопрограмму просто "Достоевский"). Да и разве возможен иной музыкальный проект с фактурой "прерванного времени", точно как и - впервые! - в данном романе, да ещё сделанный в этом городе? Ну а знаки препинания в афишах, словно в зеркалах, расставляет сама петербургская улица, никак не желая быть лишь пассивным зрителем и ставя при этом исключительно точку.

Стилистика
Уточняется...
Состав
А ("Микшер") - ударные
C - вокал, контрабас, безладовый и ладовый бас, гитара
A - вокал, флейта, клавишные, компьютерные эффекты

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2011-11-03 14:30:44