Биография группы "Океан Ельзи"
Львов, начало 90-х. Паша, Денис и Юра обитают где-то рядом. Вакарчук сам по себе, не из их круга. Родители поощряли юные дарования. И отчасти, поэтому парням не нужно было играть в подпольщиков. Мир был открыт им, а они миру.
Скоро пришло время КЛАНУ ТИШИНЫ. Денис Глинин, будущий барабанщик КЛАНА, был настоящим студентом своего вуза- прогуливал и пьянствовал: "Черте что со мной творилось. Если бы я не перевёлся на другой факультет, то не познакомился бы с Пашей, с Юрой, Андреем. КЛАН ТИШИНЫ для меня начался с первой репетиции в "Водоканал- тресте" на улице Зеленой, в г. Львове. Большой актовый зал. Барабанов не было. Я играл на советских маракасах и лупил по стульям. Выбивая из них пыль."
В "Водоканал- тресте" репетиции закончились, когда прорвало бак над актовым залом, где мы репетировали, и по стенам полилась вода .Мы заходим, а со стен льётся вода. Это был первый знак к ОКЕАНУ ЭЛЬЗИ." Костяк КЛАНА ТИШИНЫ составили Денис Глинин и одноклассники Паша Гудимов и Андрей Голяк.
Потом нашёлся чудный цветок жизни Юрий Хусточка. Мы тогда его называли Юрий Бабочкин. Гудимов учился в одном классе со старшей сестрой Юры, Викой Хусточкой: "Наша школа тогда находилась в бывшем здании церковной школы для девушек. Однажды я пошёл гулять с Викой. К нам примкнул мальчик Юра, который учился на 2 года младше нас всех, его все знали. Но он не вызывал у меня никаких эмоций в школе, а тут оказалось- весёлый парень, тоже увлекается музыкой, фотографией, что было тоже немаловажно в ту эпоху. У нас оказались общие хобби, мы ходили друг к другу в гости. Когда зашла речь о том кого брать басистом, мы предложили- надо вытягивать Юрку. Юра пришёл, Денис ему дал электрогитару какую-то, старую, рижскую по-моему.
КЛАН ТИШИНЫ играл разнообразную музыку. От арт- рока до панка. КЛАН концертировал по львовским меркам много. Основными площадками были ДК.
Осенью 1994 года судьба начала преподносить первые сюрпризы. Андрей Голяк покидает группу: "Андрей охладел к музыке, женился, и это видно как-то повлияло. И мы не чувствовали уже той связки. И всё получилось само собой. Мы существовали некоторое время как-то втроем. Я, Денис и Юра. Играли песни. Потом некоторые песни стали даже репертуаром ОКЕНА ЭЛЬЗИ, например "Long time ago". Это одна из первых песен, которая была придумана частично в варианте еще до того как пришёл Славик".
Он не заставил себя долго ждать. Судьба торопила. Где парням повстречался впервые сын профессора физики, лучше всех помнит Паша: "У нас общая подруга была со Славиком. Её звали Ася. Она познакомила нас. Пригласила нас на свои проводы. Она уезжала на ПМЖ в Германию и пригласила нашу компанию разнузданных рокеров - КЛАН ТИШИНЫ. Помню, Андрей напился тогда с Юрой просто дико, они там оргии какие-то устраивали. А я, Славик и Денис, по-моему, в нормальном состоянии были, начали такой сейшн! Славик сел за расстроенное фортепиано, начал что-то играть. Мы начали петь THE BEATLES, THE DOORS. Сначала мы встретили Славика на остановке, когда мы шли на это мероприятие. Он сидел в шапке, натянутой на уши, с бубоном. Неприветливый такой, не улыбался. Потом, когда он раскочегарился, признался, что он представлял нас такими рокерами распущенными, но признался и в том, что ходил на наши концерты, уважал то, что мы делали. С приходом Славика мы обрели человека, который стал четвёртым. Но всё равно это было продолжение музыкальной идеи, скажем, на другом уровне. То есть, это не есть логичное продолжение КЛАНА ТИШИНЫ, но ОКЕАН ЭЛЬЗЫ не мог родиться совершенно новым в один момент на новом месте."
Квартет "Океан Ельзи" сразу же стал стал одним из самых активных представителей львовской рок-тусовки,хотя и исполнял несвойственную для этого города музыку-так называемый урбан-рок(смесь панка и поп-музыки).Уже в декабре группа группа записала в студии"Ин Гал Вокс"мини-альбом,которій так и назывался "Демо",а через год на местном телевидении второй -"Анплагет".Осенью 1996 года Океан Ельзи занимает второе место на фестивале "Перлини сезону".Тогда же МО "Гарба" выпускает макси-сингл "Будинок зі скла".
В январе 1998-го группа подписала контракт с киевской фирмой Nemo, после чего в полном составе перебрались из Львова в Киев и на полгода засела в студии. Итогом студийной работы и ностальгии по родному Львову стал дебютный альбом – «Там, де нас нема», который был представлен публике в сентябре 1998 года. Молодежным массам пришелся по душе романтичный гитарный пост-панк с текстами на украинском языке и подспудно ощущаемым национальным колоритом в музыке.
Очень быстро пластинка попала во все украинские чарты и целый месяц возглавляла рейтинг выпускающего лейбла Nova Records. Клип, сделанный на заглавную песню, значительно повысил интерес к группе. В этом же году «Океан Эльзы» получил и три национальные премии – «Дебют года», «Лучший альбом» и «Лучшая песня». А в 1999 году альбом переиздала российская фирма «Extraphone». Большая популярность «Океана Эльзы» в России началась с ротации на MTV клипа «Сосни» («сосны» по-украински).
21 февраля 2000 года сразу на двух лейблах - украинском Nova Records и московском Real Records - вышел второй альбом группы - «Янанебiбув». Столь же пронзительно-лиричный, как предыдущий, и, при этом, более крепкий и разнообразный по саунду (в аранжировках некоторых песен была использована струнная группа), альбом «Янанебiбув» стал заметным событием в области отечественного рока. Песни «Янанебiбув», «Той день», «Сосни» (вошедшая в этот альбом), «Этюд» (которую на концертах Вакарчук посвящал Земфире) и другие композиции очаровывали своей повышенной эмоциональностью, настроением нежности, грусти и вечного поиска, и, конечно же, проникновенным мелодизмом, в котором по-прежнему можно было угадать влияние украинского мелоса.
В мае того же года «Океан Эльзы» покорил и пятнадцатитысячную аудиторию главного российского рок-фестиваля «Максидром». Примечательно, что публику «Олимпийского» не смутил даже пресловутый языковой барьер - настроение песен «Океана» было понятно и без перевода. После прорыва в Россию последовали западные гастроли, в том числе выступления в мекке рок-н-ролла – Лондоне.
Всего лишь через год после выхода и теплого приема «Янанебiбув», в апреле 2001 года «Океан Эльзы» выпускает третий альбом – «Модель». Своим названием альбом обязан припеву одной из наиболее ярких композиций альбома – «Коко Шанель», посвященной знаменитой женщине-модельеру и просто сильной представительнице слабого пола, которая сама лепила из мужчин свою модель.
Вакарчук говорит о «Модели» как о наиболее шлягерном, концепутальном и сильном по звуку альбоме. Этот диск, как и предыдущий, записывался в Киеве на студии «Столица Звукозапис», но под руководством нового продюсера Сергея Толстолужского, помогшего группе в ее экспериментах с электроникой. Однако, несмотря на изменение звуковой «оболочки», музыканты «Океана Эльзы» не собираются ломать свою сущность. Как говорит Вакарчук, стремление быть разным, удивлять слушателя не означает изменение внутреннего содержания. «Океан Эльзы» остается самим собой, продолжая идти вперед.
В апреле 2002 года в дворце "УКРАИНА" группа Океан Ельзи дала концерт с симфоническим оркестром "Ренессанс".
В 60-е года прошлого века среди молодежи Советского Союза был моден спор на тему, кто нужнее и важнее - физики или лирики. И те, и другие аргументировано убеждали друг друга, что наибольшую пользу стране приносят именно они. В 90-е года прошлого века в Украине эта проблема наконец-то была решена, и по старинному нашему обычаю, не в пользу ни тех, ни других. Гордиев узел этого вопроса был разрублен по центру. Разрубил его обычный львовский парень по имени Слава.