Биография Лихачёва Дмитрия Сергеевича
Дмитрий Сергеевич Лихачёв – действительный член АН СССР (позднее РАН), культуролог, филолог и искусствовед.
Появился на свет Дмитрий в Санкт-Петербурге. Это событие произошло в 1906 году 15-го, а по новому стилю 28-го ноября, в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачёва и его жены Веры Семёновны, урождённой Коняевой.
Детство
Хотя родители Димы и не были литераторами или артистами, однако эпоха Серебряного века, на которую пришлось детство мальчика, затронула и семейство Лихачёвых. Родители покупали абонементы в Мариинский театр и старались не пропустить ни одного балетного спектакля. С четырехлетнего возраста вместе с ними посещал театр и их маленький сын. Летом всё семейство отдыхало в Куоккале на даче, и их соседями были многие артисты, художники и литераторы Петербурга. Часто кто-то из них выступал, например, с чтением стихов в дачном любительском театре.
В сентябре 1914-го Дмитрий пошел в Гимназию Человеколюбивого Общества. Проучившись в ней два года, он перевёлся в Реальное училище Карла Ивановича Мая, а с 1918 по 1923 год завершил свое среднее образование в единой трудовой школе, которая до революции была гимназией Лентовской. В этой советской школе действовало много различных кружков, занятия в которых вели не только учителя, но также известные литераторы и ученые. Дмитрий предпочитал посещать кружки философии и литературы. Невзирая на родительские советы избрать профессию инженера, как более доходную, Лихачёв поступил в 1923-м в Петроградский университет, чтобы изучать романо-германское и славяно-русское языкознание и литературу.
Университетские годы
Среди преподавателей в Петроградском университете было много выдающихся ученых: литературовед Виктор Максимович Жирмунский, лингвист Лев Владимирович Щерба, филолог-славист Дмитрий Иванович Абрамович, под руководством которого Дмитрий написал свою дипломную работу, опираясь на повести о патриархе Никоне.
Однако интеллектуально насыщенная жизнь университета разворачивалась на фоне усиления преследований старой, дореволюционной интеллигенции. Гонения на церковь приводили, тем не менее, к усилению религиозности среди образованной молодежи. Даже литературно-философские кружки, которых в Ленинграде было много до 1927-го, стали преимущественно приобретать религиозно-философский и даже откровенно богословский характер. Так, посещаемый Дмитрием кружок под странно звучавшим названием Хельфернак, которое было аббревиатурой Художественно-литературной, философской и научной академии, 01.08.1927 был по решению участников преобразован и стал Братством Серафима Саровского. Вскоре деятельность другого кружка – шуточной Космической Академии Наук, членом которой также был Лихачёв, – привлекла внимание советских властей. Произошли аресты её членов, а вскоре и аресты Братства, после чего следствие было объединено. Лихачёва арестовали 08.02.1928 и через полгода приговорили к пяти годам в лагере на Соловках.
В лагере
Здесь, в Соловецком монастыре, основанном в XIII столетии и превращённом в 1922-м в лагерь особого назначения, тысячи заключенных отбывали свой срок. В начале 1930-х их численность была доведена до 650 000, а 80% среди ЗК составляли «контрреволюционеры» и осуждённые по политическим статьям.
Лихачёв испытал сполна все тяготы соловецкой жизни. Ему пришлось работать там грузчиком, пильщиком, коровником, электромонтером, жить в бараке в нечеловеческих условиях и даже едва не умереть от тифа. После выздоровления Дмитрию разрешили оставить изнурительные общие работы и перевели в Криминологический кабинет, который занимался организацией будущей колонии для детей. На этой работе Лихачёв много сделал для живших под нарами в бараках подростков, которые иначе были обречены на голодную смерть. Там же он познакомился с несколькими замечательными людьми, например, с известным религиозным философом Александром Александровичем Мейером.
Когда ноябрьской ночью 1928-го на Соловках заключённых стали массово расстреливать, Дмитрий был на свидании со своими родителями, он решил не возвращаться в барак, узнав, что приходили и за ним, и просидел за какой-то поленницей всю ночь, прислушиваясь к страшным выстрелам.
В 1931-м Лихачёва перевели на строительство Беломорканала, а 08.08.1932 освободили, и Дмитрий вернулся в Ленинград.
В Пушкинском Доме
После возвращения Лихачёв устроиться на какую-нибудь работу долго не мог: мешала судимость, да и здоровье, основательно подорванное Соловками, давало о себе знать. Наконец после нескольких месяцев в больнице по поводу сильных кровотечений из-за открывшейся язвы Дмитрий поступил в издательство Академии Наук научным корректором.
Он много читал в это время и даже вернулся к научной деятельности. Лихачёв вступил в брак с Зинаидой Александровной Макаровой в 1935-м, а через два года в семье появились близнецы, девочек назвали Верой и Людмилой. Лихачёв начал в 1938-м работать в Институте русской литературы (знаменитом Пушкинском Доме). Здесь он защитил 11.06.1941 году кандидатскую диссертацию по филологии, темой этой работы были «Новгородские летописи XII века».
Дмитрия Лихачёва не призвали на фронт после начала ВОВ по состоянию здоровья, и он оставался в Ленинграде, заблокированном немцами, до июня 1942-го. Несмотря на голод и постоянные обстрелы, Дмитрий Сергеевич не мог оставить занятия наукой. После тяжелейшей блокадной зимы учёный начал собирать материалы к исследованию об обороне древнерусских городов. Оно было опубликовано в соавторстве с Марией Александровной Тихановой в конце 1942-го.
В 1945-46 годах вышли его книги о Новгороде Великом, о национальном самосознании в Древней Руси, о культуре Руси в эпоху, когда образовалось русское национальное государство. В 1947-м Лихачёв защитил докторскую диссертацию, посвятив её истории литературных форм русских летописей XI-XVI столетий. В 1950-м Дмитрий Сергеевич подготовил к изданию «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» для серии «Литературные памятники». В 1953-м его избирали в Академии Наук СССР членом-корреспондентом, а в 1970-м он стал уже действительным членом этого заведения.
С 1954-го и до самого конца своих дней Лихачёв в Пушкинском Доме заведовал сектором, а с середины 80-х – отделом древнерусской литературы, ставшим за эти годы по данной тематике главным научным центром России.
В 1980-90-х годах Лихачёв выступал как публицист, поднимая темы охраны памятников культуры, экологии культурного пространства, исторической памяти народа. Он отдавал много сил также работе Фонда культуры, созданного по его инициативе. Духовный авторитет Дмитрия Сергеевича был очень велик, и современники справедливо называли Лихачёва «совестью нации».
В 1998-м ученого наградили за его неоценимый вклад в отечественную культуру орденом Апостола Андрея Первозванного. Он стал его первым кавалером после восстановления в Российской Федерации этой награды.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв ушёл из жизни 30.09.1999 года.