Васнецов Виктор Михайлович

Биография Васнецова Виктора Михайловича

Один из самых знаменитых русских художников прожил большую жизнь, которую можно назвать красивой и трудной. Современники относились к его творчеству по-разному – от полного неприятия до восторженного преклонения. Но ещё при жизни художника назвали «истинным богатырём русской живописи». Это было связано не только с преобладающей в его работах тематикой, но и с пониманием того, что их автор является родоначальником нового направления в отечественном изобразительном искусстве, которое можно было охарактеризовать не иначе как «национальное». Выбранная Васнецовым тематика оказалась настолько актуальной, что созданные им картины, используемые в качестве репродукции в школьных учебниках, упаковках кондитерских изделий и календарях, вошли в массовое сознание куда глубже, чем их автор, имя которого помнит далеко не каждый из нас.

Детство и юность

«Истинный богатырь русской живописи» появился на свет 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в многодетной семье православного священника. Из шестерых сыновей Виктор был вторым. Из-за того, что его отец Михаил Васильевич Васнецов немалую часть своей жизни прожил в городе, домашний быт содержал элементы как деревенской, так и городской жизни. Материальные условия нельзя было назвать хорошими, но и откровенно плохими они тоже не были. Кроме того, отец будущего художника был прекрасно образован, и для своих детей он стал прекрасным наставником, дав им знания в самых разных областях, включая изобразительное искусство. Именно дома у Виктора сформировались художественные предпочтения, в которых пейзажи и сцены из окружающей жизни преобладали лишь поначалу.

Несмотря на появившиеся ещё в детстве способности к рисованию, Виктора в 1858 году отправили в духовное училище в Вятку. После его окончания он там же поступает в духовную семинарию. Это было связано не столько с желанием пойти по стопам отца-священника, сколько с тем, что детей служителей церкви в таких заведениях обучали бесплатно.

Специализация этого учебного заведения в Вятке никаким образом не ограничила творческие способности Виктора. Церковное образование в те времена предполагало изучение не только жития святых и законов Божьих, но и много другого, например, древнерусской литературы. Её поэтика пробудила у будущего художника интерес к русской старине. Кроме того, он окончил духовную семинарию с глубокими знаниями в области православной символики. Они с успехом были использованы Васнецовым в храмовых росписях и монументальной живописи.

Проучившись на священника в общей сложности около 9 лет, Виктор выбрал для себя другую стезю.

Учёба

В 1866 году после окончания духовной семинарии Васнецов остался в Вятке, посвятив все своё время рисованию. В течение нескольких лет он настолько преуспел в живописи, что был приглашён декорировать местный кафедральный собор. Параллельно с этой работой он написал 75 рисунков для книги этнографа Николая Трапицина «Собрание русских пословиц». К сожалению, это произведение издано никогда не было. Рисунки же вместе с другими работами художника были включены в альбом «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». Он стал доступен любителям живописи в 1912 году.

Недоучившись около полутора лет, Виктор бросает учёбу в духовной семинарии и в августе 1867 года отправляется в столицу поступать в Академию художеств. Деньги на дорогу и на первое время были выручены благодаря аукциону, где удалось продать две картины юного художника – «Жница» и «Молочница».

Первый год обучения в Академии художеств Васнецов пропустил из-за собственной невнимательности. По какой-то причине он не сумел найти свою фамилию в списке поступивших. До лета 1868 года он проучился у Ивана Крамского в Школе общества поощрения художеств. В том же году он всё-таки приступил к учебе в Академии, где встретил и впоследствии подружился с такими звёздами русской живописи, как Репин, Поленов, Суриков. Дружеские отношения с ними сыграли огромную роль в становлении Васнецова как художника.

Через два года у Виктора начались трудные времена – умер его отец, потерю которого он пережил очень тяжело. Кроме того, из Вятки приехал его брат Аполлинарий. Из-за этого ему пришлось тратить на заработки куда больше времени, чем раньше. В этот период он нарисовал несколько сотен иллюстраций к книгам. В основном они были посвящены русским сказкам и пословицам.

«Для себя» художник, как и прежде, рисовал окружающий его быт, но не деревенский, а городской. Именно эти работы принесли ему первую известность не только в России, но и за границей. В 1874 году они были отмечены бронзовой медалью на лондонской выставке.

Постепенно Васнецов потерял интерес к обучению в Академии художеств. Это ограничивало его творчество, которое уже тогда перестало соответствовать академической трактовке народной поэзии. Помимо того, художник не хотел рисовать ничего другого, кроме былинно-сказочных сюжетов, что предполагало полный отказ от бытовой живописи, без которой окончить Академию не представлялось возможным.

Творческий путь

Недоучившись до конца в Академии художеств, Васнецов весной 1876 года отправляется во Францию. Поселившись в Париже, он рисовал французский быт, находя в нём сходные с русским черты. Одной из первых работ, посвящённых местной тематике, стали «Акробаты». Свободное от живописи время он посвящал встречам с друзьями – Репиным, Поленовым и Крамским, которые в то время жили и работали также в Париже. На короткое время Васнецов стал моделью. На написанной в 1876 году картине Репина «Садко в подводном царстве» главный персонаж создан по образу художника, который позировал в процессе её создания.

В 1877 году Васнецов вслед за своими друзьями Репиным и Поленовым вернулся в Россию. Как и они, он поселился в Москве, где вместе с ними практически всё своё свободное время тратил на изучение местных архитектурных памятников, изобразительного искусства и специфического московского быта. Одним из постоянных мест его посещений был дом Третьяковых. Музыкальные вечера в его стенах оказали на творчество Васнецова большое влияние. По его собственным воспоминаниям, без услышанной в тех стенах музыки Баха, Моцарта и Бетховена он не смог бы написать такие известные картины, как «Поля битвы», «Алёнушка» и «Богатыри». Эти работы задумывались и воплощались в реальность на ощущениях, сформированных после прослушанных у Третьяковых музыкальных произведений.

Не меньшую роль в становлении Васнецова как художника сыграло знакомство с известным меценатом Саввой Мамонтовым. Благодаря созданному им сообществу «творческой интеллигенции», художник смог понять всю огромную ценность русской культуры. Это также нашло отражение в его работах, например, в картине «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Полотно было написано в 1880 году.

В начале 1885 года Васнецов отправился в Киев, приняв приглашение оформить внутреннее убранство только что построенного Владимирского собора. Над огромным сооружением художник работал в течение 10 лет. За это время им были расписаны главный неф и апсида, где были изображены причисленные к лику святых русские исторические деятели, основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, а также многочисленные орнаменты. Общее количество эскизов превысило четыре сотни, а общая площадь – более 2 тысяч квадратных метров. Но куда более важным оказался не объем проделанной работы, а её содержание. Именно внутреннее убранство Владимирского собора обеспечило его автору необыкновенную популярность, которая не стала меньше до самой смерти художника. Он умер 23 июля 1926 года от разрыва сердца, без каких-либо страданий и болезней.

Личная жизнь

Виктор Васнецов женился в 1877 году. Его избранницей стала Александра Владимировна Рязанцева, с которой он прожил в счастливом семейном согласии 49 лет. В их крепкой семье было пятеро детей.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки