Биография Тукая Габдуллы
Родился Габдулла Тукай (Габдулла Мухаммедгарифович Тукаев) 14-го числа (26-го по новому стилю) в месяце апреле 1886 года в деревне Кушлауч, расположенной в Казанской губернии. Его отец Мухамедгариф Мухамедгалимов был простым приходским муллой, а мать Мэмдудэ – простой татарской домохозяйкой. Будучи пятимесячным младенцем, Габдулла лишился отца, а в четырехлетнем возрасте вообще стал круглым сиротой.
Детство
После этого судьба Габдуллы целиком зависела от доброты и милости людей, усыновивших его и проявивших к нему, хотя и не надолго, родительские чувства. В период 1892-1895 годов его жизнь проходила в деревне Кырлай, что находилась недалеко от Кушлауч, в семье крестьянина Сагди. Габдулла начал здесь приобщаться к крестьянскому труду, испытал радости и горечи крестьянской жизни, начал учиться. Впечатления кырлайского периода навсегда оставили в творчестве и памяти поэта неизгладимый след – сильную любовь к родной земле, к чистосердечным и простым людям.
Уральский период
Будучи взятым в город Уральск в семью купца Усманова (хозяйкой в семье была его родная тётя по линии отца), Габдулла начал учиться в медресе "Мутыгия", основанном прогрессивно настроенными меценатами Тухватуллиными. Кроме этого он посещал русский класс. Мальчик проявил в обучении высокую одаренность. Когда в стране началась революция (1905 год), то жизнь всколыхнулась и в небольшом Уральске. Появились первые газеты и журналы на татарском языке. Тукай стал активно сотрудничать с ними и выступать с многочисленными статьями и стихами на темы, которые поднимала революция. Габдулла в начале 1907 года покинул медресе Тухватуллиных. Однако революция пошла на убыль. Власти уже в начале 1907 года запретили татарские периодические издания, с которыми сотрудничал Тукай.
Казанский период
Габдулла Тукай приехал в Казань осенью 1907 года. Здесь он быстро вошёл в литературные круги Казани и сблизился с молодежью, которая группировалась вокруг газеты "Реформа" ("Аль-Ислах"). Его не покидала мысль продолжить традиции татарской сатирической печати. Это осуществилось частично в сатирико-юмористических журналах: "Молния" ("Яшен"), "Зарница" ("Ялт-юлт"). И Тукай все свои творческие возможности посвятил именно этим журналам. Уже ранний период его творчества был отмечен проповедью служения своему народу. В условиях жестокой реакции Тукай отмечал с болью, как бесчинствующее зло в стране подтачивает силы народные, душу народа. В его творчестве возник целый цикл произведений, поэтических и очерково-публицистических, в которых поэт исчерпывающе ясно выразил отношение к народу.
В годы реакции здоровье Тукая было непоправимо подорвано. Он пребывал в бедственном материальном положении. Незаинтересованность поэта в личном благополучии и коммерческое отношение к его произведениям книгоиздателей сыграли при этом, несомненно, немалую роль. Габдулла был вынужден влачить почти нищенское существование, обитая в холодных номерах гостиниц.
Последние годы
Несмотря на ухудшившееся здоровье, Тукай в 1911-1912 годах совершил путешествия, которые имели большое значение для него. Он приехал в Астрахань пароходом в начале мая месяца 1911 года, по пути знакомился с жизнью Поволжья. Тукай в Астрахани был гостем Сагита Лутфулловича Рамиева, своего друга и также поэта, встречался с Нариманом Наримановым – азербайджанским писателем и общественным деятелем, сосланным в Астрахань за революционную деятельность.
Весной 1912 года Габдулла Тукай решился на путешествие из Казани в Уфу и далее в Петербург. Он встретился в Уфе с Габдельмажитом Нурганиевичем Гафуровым (Мажитом Гафури), знаменитым башкирским поэтом. Петербург встретил Тукая довольно холодно. Поэт не нашёл там людей, хотя бы отдалённо подобных Гафури. Передовая интеллигенция Петербурга, разумеется, к визиту татарского поэта не осталась равнодушной. Прожив в Петербурге всего 13 дней, Тукай 6 мая покинул столицу и направился в Троицк, а потом в казахскую степь – для поправки здоровья пить кумыс. В Казань поэт возвратился в начале августа. Он продолжал писать, работая, несмотря на плохое самочувствие, в удушливой атмосфере типографии. Поэт был вынужден вести непримиримую, постоянную борьбу с жестокой действительностью, а также со своими собственными иллюзиями и заблуждениями, рождающимися в мучительных поисках справедливости и правды.
Габдулла Тукай ушёл из жизни в самом расцвете своего поэтического таланта в 20 часов 15 минут 2-го числа (по новому стилю – 15-го) в апреле месяце 1913 года.