Биография Баширов Александра Николаевича
Баширов Александр Николаевич – российский актер театра и кино, режиссер, сценарист.
Детство и юность
Александр родился 24.09.1955 в деревне Согом (Самаровский район, Тюменская область). Маленький Саша Баширов, как и многие его сверстники, в детстве был отъявленным шалопаем.
Баширов как-то рассказал журналистам о своем детстве: "Мама, стрелочница на железной дороге, с мужем развелась рано, и детство провел с ней и одноруким дедом, который из принципиальных соображений отказывался работать на советскую власть и предпочитал рыбалку".
В 1972 году Александр приехал в Ленинград, поступил в ПТУ, специальность – плиточник-облицовщик. Работал на цементном заводе в Выборге. В 1981-1983 годах проходил службу в рядах Советской Армии. Поскольку Александра Баширова призвали на службу в довольно "преклонном" возрасте (в 26 лет), то в танковой дивизии, куда он попал, "старичка" перегружать не стали и определили художником.
Кино
После службы в армии (в 1984 году) Баширов поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская игрового кино и телефильма Анатолия Васильева, первые два года учился в мастерской Игоря Таланкина); в 1990-1991 годах учился в "Бергхов-студии" (Нью-Йорк, актерская мастерская Лауренса Арансио).
Баширов о своей карьере: "Вопрос карьеры я решил для себя радикально – стал режиссировать жизнь. Если ты сам создаешь моду, то от моды не зависишь".
В кино дебютировал как актер в 1986 году, первая роль – Чудик в фильме Сергея Соловьева "Чужая белая и рябой".
В 1987 году он сыграл в культовом фильме Соловьева "Асса". Хотя роль лжемайора ВВС была эпизодической, но была сыграна очень ярко и запомнилась зрителю. Следующая роль – культовый фильм "Игла", где он создал образ затравленного, но смертельно ядовитого змееныша.
Баширов снялся во множестве фильмов. Анна Давыдова отзывалась о нем так: "В его персонажах никто добровольно не хочет себя узнавать, но все они, как черти в табакерке, сидят в каждом из нас. Баширов действительно умудряется играть фокстрот на водосточных трубах. Ему не нужны сладкоголосые флейты – он будет нелепо с ними смотреться (хотя куда уж нелепей)".
В его облике всегда было что-то демоническое и хулиганское одновременно. Наверно, не случайно, что именно его режиссер Бортко утвердил на роль Бегемота в фильме "Мастер и Маргарита".
В 1992-1995 годах Баширов снимался в клипах, вел концерты ведущих рок-групп, принимал участие в концертах "Поп-механики", играл в спектакле "Колобок" (постановка Сергея Курехина в театре "Балтийский дом", Санкт-Петербург, 1994), был ведущим рок-фестиваля "Майор Ал. Баширов" (Киев, 1994). Как режиссер снимал видеоклипы групп "Колибри" и "Остров Крым".
В 1996 году организовал "ДебоширФильм-студию". Баширов стал художественным руководителем и преподавателем актерско-режиссерской мастерской этой студии. В 1998 он снял полнометражный дебют "Железная пята олигархии". В этом фильме Баширов попробовал себя одновременно в качестве автора сценария, актера, продюсера и режиссера. Из-за кромешной нищеты съемочной группы фильм был снят за 10 дней на смешную для кино сумму в 25 тысяч долларов, так что импровизированные башировские истерические речи, призванные поднять заводских рабочих на революционную борьбу, просто не были записаны, и потому впоследствии их забили яростной музыкой группы Tequilajazzz. Фильм был удостоен нескольких кинематографических призов.
Баширов – основатель Международного ежегодного фестиваля независимого кино в Санкт-Петербурге "ДебоширФильм-фестиваль". Этот кинофорум задуман как фестиваль современного молодого кино. Этот фестиваль проводился в Петербурге уже не один раз и со временем стал считаться одной из самых масштабных акций в области независимого кино России.
В 1999 году Александр Баширов снял художественно-документальный фильм "Белград, Белград!".
В начале нулевых Александр Баширов был очень востребован в кино. В скандальном фильме "Даун Хаус" он в присущей ему манере, весело, непринужденно и с большим озорством сыграл Фердыщенко. О своем герое Александр Баширов отзывался так: "Такой персонаж пошлый. Но странный, кстати. Ежи Штур, он тоже в фильме снимался, между прочим, очень хотел сыграть эту роль".
По-настоящему большой удачей актера стала работа в историческом сериале "Золотой век". Здесь Александр Баширов сыграл российского императора Павла Первого.
Затем Баширов исполнил роль штрафника Стиры в военном сериале "Штрафбат", Бегемота в экранизации "Мастера и Маргариты", Шефа в комедии "Рататуй".
Ближе к концу нулевых годов головокружительная карьера Александра Николаевича постепенно пошла на убыль. Громких ролей он большей не играл, впрочем, ему это было уже не нужно. Он продолжал часто мелькать на экранах, играя запоминающиеся (пусть иной раз и эпизодические) роли и радуя телезрителей своим несравненным талантом и безграничным обаянием.
Личная жизнь
Александр Баширова дважды играл роль жениха. В первый раз он женился в начале 90-х годов на американке, с которой познакомился, будучи студентом "Бергхов-студии". В браке родился сын. Мальчика назвали Кристофером. Семейная жизнь Александра с американской красавицей продлилась недолго – очень скоро супруги поняли, что не могут ужиться под одной крышей из-за сильного различия в характерах и отношении к жизни.
Второй супругой Баширова стала Волкова Инна Александровна, одна из участниц группы «Колибри», выступающей в стиле экспериментального рока. В свое время Инна Александровна подарила любимому мужчине очаровательную доченьку. Девочку нарекли Александрой-Марией.
Награды и премии
Приз "Серебряный Гвоздь" за лучший дебют года и номинация "Гамбургский счет"; Четвертый Кинофорум, г. Сочи (за фильм "Железная Пята Олигархии", 1998).
Приз кинопрессы "Виват кино России!", г. Санкт-Петербург.
Приз кинокритики и приз за лучшую операторскую работу "Окно в Европу", г. Выборг.
Приз FIPRECSI "Кинотавр", г. Сочи.
Почетный приз журнала "Filmcritik" "Неделя критики" МКФ, г. Венеция.
Главный приз Tiger Award в Роттердаме (1999).
Приз "Лучшая мужская роль" и приз кинокритики – КФ, г. Гатчина.
Приз "Открытие 1998 года", журнал "Огонек".
Приз "Блестящие мозги", журнал "Матадор".
Главный приз "Лучший европейский фильм", г. Александрия (Египет), 1999 г.