Биография Бориса Моисеева
Борис Михайлович Моисеев – танцовщик, хореограф, певец, артист разговорного жанра, писатель, киноактер, руководитель танцевального коллектива и автор популярнейших в России шоу.
Пролог
Моисеев – один из самых преуспевающих людей на российской эстраде. Он всегда идет по нехоженым тропам, ищет новых, неизведанных, подчас запретных территорий. Он дерзко и отчаянно вторгается туда, где не ступала нога артиста, по крайней мере, российского. Его программы пронизаны мощнейшей сексуальной энергией, построены на безумном, бешеном раскрепощении творческого начала, без границ и запретов.
Детство и юность
Борис Моисеев родился 4 марта 1954 года в тюрьме, так как его мать Геня Борисовна Мойсес, недовольная властью, в те годы была политзаключенной. Его детство прошло в маленьком еврейском гетто провинциального Могилева. Он рос без отца и к тому же был очень болезненным ребенком. Для того, чтобы укрепить здоровье, мама отдала Бориса в танцевальный кружок. С тех пор он понял, что танцы – его жизнь. Он устраивал уличные концерты для жителей своего дома, а, окончив школу, собрал чемодан со скромным гардеробом и самостоятельно уехал в Минск.
Там Борис поступил в хореографическое училище, которое закончил как классический танцовщик. Он учился у великой балерины Младинской, которая в свое время танцевала с Анной Павловой. Она была последней из могикан настоящей петербургской императорской школы. В классике Борис преуспел. Но его тянуло к характерному и эстрадному танцу. По окончании училища за свободолюбие, за острый и откровенный язык, унаследованный от матери, его выгнали из Минска.
Дух протеста всегда жил в нем. "Свобода – это знак, символ моего характера, моей жизни, того постоянного стремления к независимости, которое с самого детства подстегивало меня и определило очень многое в моей судьбе".
Тернистый путь к успеху
Борис попал на Украину в Харьковский театр оперы и балета, где от простого артиста дошел до хореографа-постановщика. Но из-за свободного характера его исключили из комсомола, и он покинул Харьков. В 1975 году Борис уехал в Каунас, один из самых независимых городов тогдашнего СССР, где танцевал в музыкальном театре, а позже стал главным балетмейстером литовского оркестра "Тринитас". В Каунасе в 1978 году он создал танцевальное трио "Экспрессия", в котором вместе с Борисом работали 2 очаровательные девушки – белая и черная. Трио быстро стало популярным и, покорив Литву, перешло работать в "Театр песни" известной российской певицы Аллы Пугачевой, вместе с которой они участвовали в популярных всемирных конкурсах и фестивалях, например, на фестивале в Сан-Ремо.
Но вскоре Борису стало тесно и в этих рамках и в 1987 году трио вышло из труппы Пугачевой и начало сольную карьеру. Посыпались приглашения из разных стран и с 1988 по 1989 год "Экспрессия" выступала в клубах Италии, Франции и Америки. Помимо концертных площадок, трио долгое время проработало на итальянском телевидении RAI-2 в телешоу "Раффаэлла Карра представляет". Через несколько лет Борис уже работал в качестве хореографа в театрах и танцевальных шоу Америки, где удостоился чести быть главным режиссером-постановщиком муниципального театра города Новый Орлеан.
В 1991 году по возвращении коллектива в Россию на телевидении вышел документальный фильм "Экспрессия", рассказывающий о творческом пути Бориса Моисеева и его трио. Это и стало началом его сольной карьеры в стране. В 1992 году вышел его первый спектакль, который превратил маленькое трио "Экспрессия" в большой шоу-проект "Борис Моисеев и его леди".
"Что такое сцена? Это святое действие. Не может актер быть на сцене и на улице среди народа в одном и том же облике, в таком же костюме. Есть строгое распределение – это сцена, это жизнь, это пафос. Но всегда приходится быть собой, бороться за себя. Жизнь – это фронт. И каждый номер, каждый спектакль – моя маленькая победа". И он побеждал.
В 1993 году вышел новый спектакль "Боря М + Бони М" с участием популярной группы "Бони М", который стал взрывом на российской сцене. Но это не успокоило Бориса. "Я много работаю, потому что мне это интересно. Интересен мой коллектив, интересно учиться профессионализму, интересна дисциплина на сцене". И в том же 1993 году он выпускает еще один спектакль "Шоу продолжается – памяти Фредди Меркьюри", за который Борис Моисеев получил Российскую национальную музыкальную премию "Овация" за лучшее шоу года. А в 1994 году на свет появляется новая шоу-программа "Каприз Бориса Моисеева".
В 1995 году Борис шокирует Россию спектаклем "Дитя порока", после которого его творчество называют "религией шока и эпатажа". Именно этот спектакль дал жизнь новому детищу Моисеева – созданию собственного шоу-театра. Это профессиональный и интернациональный коллектив, который Борису удалось собрать во время поездок по стране и за рубежом. В нем появились поляки, немцы, литовцы, украинцы и грузины. "У меня работают профессионалы, которые все очень быстро учат и понимают мои идеи. У нас очень красивая труппа, модная и стильная".
Имея собственную труппу единомышленников, в 1996 году Моисеев выпускает второй спектакль после "Дитя порока" – "Падший ангел", спектакль-исповедь, где четко прослеживается его собственная судьба. "Я пою о трагедии и о любви. Сумасшедшей. Я хочу показывать не эротику как таковую. Я всегда показываю глубину человеческих чувств, кто бы ни был ими связан – мужчина и женщина, мужчина и мужчина. Это любовь со всеми ее взлетами и падениями. Я играю на сцене историю чувств". Моисеев искал непорочное в порочном, сексуальное в целомудренном. Кто-то считает, что эпатирующие названия его спектаклей "Дитя порока", "Падший ангел" – всего лишь трюк для привлечения публики. Сам Моисеев относился к этому несколько иначе: "Я играю в свою историю. Мне абсолютно наплевать, как к ней относится общественность, политическая элита, верхушка шоу-бизнеса. Мне интересна моя жизнь и моя карьера как художника. Публике это нравится, она кайфует от этого. Я для них хрупкий, обиженный, незащищенный крошка. Голый король, шут!".
Подтверждение этому – ошеломляющий успех спектакля в России, Германии, Израиле, Испании, и, наконец, долгожданный триумф в Beacon Theatre на Бродвее в 1998 году. Это ли не признание? Такой успех спектакля связан с тем, что все это глубоко выстрадано самим артистом. Уж кто-кто, а он имеет право говорить о пороке как источнике чистоты. "Что такое моя тема? Это тема актера, тема его чувств, вернее, лабиринта чувств, через который по тем или иным причинам далеко не каждый может пройти". Как завершение этой темы в 1998 году Борис выпустил третий спектакль "Королевство любви", некоторые номера из которого стали хитами российской эстрады. "Моя семья – это публика, это мои друзья. И мне этого достаточно", – говорил Моисеев. И публика отвечала ему взаимностью.
Но это далеко не все, благодаря чему стал знаменит в России Борис Моисеев. Он работал в качестве модели у известных российских кутюрье. Снялся в художественных фильмах "Пришла и говорю", "Сезон чудес", "Поле непосеянной ржи". Сыграл главную роль – роль Риголетто – в фильме "Месть шута". А потом известный российский журналист, автор сценария и режиссер-постановщик нашумевшего на весь мир фильма "Чистилище" Александр Невзоров пригласил Бориса на главную роль в своем новом фильме "Третье пришествие".
Моисеев написал о себе книгу и сразу киносценарий по ней. Обращаясь к публике накануне своих спектаклей, Борис говорил: "Слабонервным людям, играющим в пуританство, приходить на них не стоит. А вот людей с открытым умом и сердцем я приглашаю увидеть лучшие шоу российской эстрады. Я хочу, чтобы мы вместе сыграли их". И публика с благодарностью принимала его приглашение.
Моисеев нашел своего зрителя. Он собирался много лет. И критерии этого отбора были достаточно строгими: "Если человек не может взлететь со мной на воздушном шаре и пронестись через облака, значит, мне с ним не по пути".
А свою роль в этом мире Борис определял так: "Я чувствую себя пылинкой среди огромного вакуума. Я таким способом борюсь за планету. Я призываю всех вылезти из своих футляров и сказать окружающим: "С добрым утром!".
С приходом нового тысячелетия Борис Михайлович взялся за работу с удвоенной энергией. Его яркие шоу выходили с завидной популярностью, снимались клипы, записывались песни и сборники, устраивались гастроли по всему миру… В каждой стране, в каждом городе поклонники Моисеева с нетерпением ждали приезда своего кумира.
Не забывал Моисеев и о кинематографе – в 2006 году он снялся в эпизоде нашумевшего фантастического фильма "Дневной дозор". Затем он принял участие еще в нескольких картинах, но опять же в малозаметных ролях.
Здоровье
20 декабря 2010 года Борис Михайлович почувствовал себя нехорошо. Артиста немедленно отвезли в больницу. Доктора заподозрили инсульт. Уже на следующий диагноз был подтвержден – врачи оказались правы. Здоровье и жизнь Моисеева оказались под угрозой. Левая часть его тела оказалась полностью парализованной. 23 декабря медики ввели его в искусственную кому. К счастью, опытные врачеватели смогли спасти эпатажного певца и танцовщика. Уже 4 февраля 2011 года Борис Моисеев отправился домой.
Личная жизнь
Борис Михайлович стал первым из отечественных звезд шоу-бизнеса, осмелившихся совершить публичный каминг-аут. При этом артист утверждал, что он вовсе не пытается пропагандировать гомосексуальные отношения – просто он такой, какой есть, и скрывать свою сущность не собирается. Долгие годы общественность была уверена в том, что Моисеев – гей, однако в 2010 году сам Борис неожиданно признался, что все это время лгал. Он объявил себя гомосексуалистом только для того, что создать определенный образ в глазах публики и добиться успеха.
В свое время у Моисеева появился сын. Мальчика нарекли Амадеусом. Наследника подарила Борису Эугения Плешките, литовская киноактриса и актриса театра. Амадеус, став взрослым, осчастливил папу, сделав его дедушкой.
В конце лета 2010 года Борис Михайлович сделал сенсационное заявление. Певец рассказал представителям прессы, что будущей осенью собирается вступить в законный брак с американкой Адель Тодд.
Награды
За свое неординарное творчество и умение видеть прекрасное даже там, где его, казалось бы, нет, Борис Моисеев был удостоен нескольких почетных наград и премий. Однако все же самое важное признание пришло к нему 26 июля 2006 года – в этот день Моисеев стал заслуженным артистом Российской Федерации.
Политические взгляды
В 2003 году Борис Михайлович вступил в партию "Единая Россия".