Баринов Валерий Александрович

Биография Баринова Валерия Александровича

Баринов Валерий Александрович – советский и российский актер кино и театра.

Детство

Родился 15.01.1946 (по другим данным 27.11.1945) в деревне Жилино (Орловская область) в крестьянской семье. Детские годы Валерия нельзя было назвать простыми. Его ранние годы пришлись на тяжелое послевоенное время. Особенных денег в семье не водилось. Про свою фамилию Валерий Александрович рассказывает: "По семейной легенде у графа Куракина был редкий гусевод Ефрем. Залавливал лихо диких гусей. А потом барин проиграл всю деревню в карты, а себе оставил только Ефрема-гусевода и хутор, которых так и прозвали – "бариновы". Вот отсюда мои корни".

По окончании школы Валерий Баринов решил поступать в театральное училище. Родители, как говорил актер, "не отговаривали, хотя, наверно, не очень понимали мой выбор. А ведь это мама невольно привела меня в артисты. Тогда, в послевоенные годы, в моде были смотры художественной самодеятельности и сельскохозяйственные выставки. Областные, районные, колхозные. И нужно было, чтобы ребенок со сцены читал стихи о мире. Кто-то и указал на меня: "Вон у Бариновых мальчишка боевой!". А мне шесть лет было. Мать нашла в календаре стихотворение: "Еще не все войны запаханы окопы...". Стоял на сцене деревенской, читал сильно, во весь голос, рукой еще показывал".

Юность

Будучи еще учеником старших классов, Валерий работал в одном небольшом орловском театре в должности рабочего сцены. Атмосфера театра так нравилась Валерию Баринову, что он непременно решил стать актером. После окончания школы юноша перебрался в Москву и поступил в Высшее театральное училище имени Щепкина при Малом театре (курс В. Коршунова). В 1968 году Баринов окончил образовательное учреждение и в том же году начал сценическую деятельность в Театре им. А.С. Пушкина (позже был переименован в Александринский театр) в Ленинграде.

Театр

С 1968 по 1974 Баринов играл на ленинградской сцене. Лучшие работы этого периода – Петя Трофимов ("Вишнёвый сад" А.П. Чехова), Белкин ("Болдинская осень" А. Свирина), Вестник ("Антигона" Софокла).

Баринов работал с режиссером Р. Горяевым, вместе с ним уехал в Москву и с 1974 по 1988 годы работал в труппе Центрального театра советской армии (был переименован в Театр российской армии), который в те годы возглавлял Р. Горяев. Здесь Бариновым были созданы такие образы, как Шишлов ("Молва" А.Д. Салынского), Вепрев ("Статья" Р. Солнцева) и ряд других.

С приходом в Театр армии главного режиссера Ю.И. Еремина творчество Валерия Баринова получило несколько иное направление – огромный диапазон его репертуара привлек к артисту внимание критики и зрителей. Роль Рогожина ("Идиот" Ф.М. Достоевского), свидетельствуя о больших творческих возможностях, стала в репертуаре Баринова в каком-то смысле знаковой.

В 1988 году Баринов вместе с Ереминым покидают Театр армии и переходят в Театр им. А.С. Пушкина в Москве. Здесь Баринов служил до 1991, играя такие значительные роли, как Рабачев ("Светит, да не греет" А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева), Шатов ("Бесы" А. Камю по Ф.М. Достоевскому), Троекуров ("Дубровский" А.С. Пушкина).

В 1992 году Валерий Баринов пришел в труппу Малого театра, где с большим успехом играл роли Никодима ("Царь Иудейский"), Ванина ("Пир победителей" А.И. Солженицына), Кучумова ("Бешеные деньги" А.Н. Островского), Корпелова ("Трудовой хлеб" А.Н. Островского), президента ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера). В премьерной постановке "Корсиканка" И. Губача Баринов блестяще сыграл роль Наполеона.

Актер также работал на радио, читал прозу И. Шмелёва, прозу и стихи И. Бунина.

Кино

Валерий Александрович много работал в кино, получив широкое признание публики. Дебютировал он в 1973 году в историко-биографическом фильме времен Гражданской войны "Прикосновение".

Сам актер не раз утверждал, что сложился как актер в фильме Леонида Головни "Вишневый омут" (1980), где он снялся в роли Михаила Харламова: "Именно на "Вишневом омуте" я влюбился в кино. Это был настоящий роман! Картина не без недостатков, но она хороша, она подлинная. И роль свою я любил. Часто вспоминаю с благодарностью гримера Любу Максимович. У меня ведь был там сложный грим, сначала моему герою двадцать два года, а к концу фильма семьдесят восемь".

Среди других киноработ Баринова – Подвойский ("Красные колокола"), Влас Строгов ("Строговы"), Дронов ("Родник").

Очень удачной работой актера стала роль в фильме "Агапэ", где Баринов сыграл маленького человека, ставшего жертвой наглого "хозяина" нынешней жизни..

Но настоящая популярность пришла к Баринову лишь после телесериала "Петербургские тайны" (1998), где он предстал в роли отпетого мерзавца Хлебонасущенского, купившего невинную девушку.

Кстати на вопрос, не обидно, что так поздно пришла известность, Валерий Александрович отвечал: "Обиды нет. Никогда за хорошее искусство не получал больших денег, а популярность – как большие деньги. В молодости, когда был рабочим сцены в Орловском драматическом театре, и позже, в театральном училище, конечно, мечтал о популярности. Но смотрел на себя в зеркало и понимал, что с такой внешностью она мне не грозит. Никогда не считал это самоцелью, но знал твердо, что очень люблю театр и буду в нем работать. Ну а с кино – как повезет! А теперь пришла, как вы говорите, известность. Ну, пришла и пришла. За эту роль мне не стыдно! Когда режиссер Леонид Пчелкин предложил мне роль Хлебонасущенского, то предупредил честно, что роль довольно скучная. Прочитал я несколько страниц – таким Достоевским на меня пахнуло... Нет, я понимаю, Крестовский - другая литература, но для меня вдруг сошлись и Лужин, и Свидригайлов. И страсть! Любовь-то какая к Маше! Я Хлебонасущенскому сразу все простил. Как бы моего героя ни презирали после этой картины, я чувствую в зрителях сострадание".

Кстати, разного рода мерзавцев и злодеев Баринову приходилось играть в кино не раз. "Я переиграл столько всяких подлецов и негодяев! Положительных героев у меня тоже не так уж мало, но они не столь ярки. Потому что отрицательные, как правило, драматургами выписываются ярче. Почему я специализируюсь в этом амплуа? Режиссеры привыкли ко мне в этой ипостаси. Один раз сыграл хорошо – и поехало!", – говорил актер.

С начала нулевых годов Валерий Александрович стал много сниматься как в телесериалах – "Империя под ударом", "След оборотня", "Третьего не дано", "Кадетство", так и в фильмах – "Дом для богатых", "Классик", "Водитель для Веры", "Русское".

В фильме "Дом для богатых" (2000) Валерий Баринов создал неоднозначный характер реформатора, который хочет как лучше, но получается, естественно, как всегда.

В сериале "След оборотня" (2001) Баринов сыграл следователя Акинфиева. Сюжет замешан на странном убийстве и самоубийстве, нарушивших покой областного города. За это дело берутся следователь Акинфиев и его помощник опер Рыбаков, параллельно распутывая сложный клубок преступлений, совершенных группировкой, в состав которой входят представители деловых кругов и правоохранительных органов.

Личная жизнь

По характеру Валерий Баринов всегда был человеком спокойным, положительным и в то же время энергичным и сильным.

Валерий Александрович дважды был женат. От первого брака появился сын Егор (1975 г.р.). Мальчик вырос за кулисами, на сцену вышел в шесть лет. Повзрослев, он стал актером Малого театра, играл в месте с отцом в спектаклях "Пучина", "Царь Петр и Алексей", "Бешеные деньги", снимался в фильмах "Наутилус" и "Потерпевший" (1990), "Агапэ" (1996), "Развязка Петербургских тайн" (1998), "101-й километр" и "Парижский антиквар" (2001).

Вторая жена – Елена – моложе Валерия Баринова на пятнадцать лет. К театру и кино она не имела никакого отношения. Во втором браке у Валерия Александровича родилась дочь Саша. Впоследствии Александра стала театроведом.

Награды и премии

10 сентября 1989 года Валерий Баринов был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР.

18 апреля 1999 года он стал обладателем звания Народного артиста Российской Федерации.

11 марта 2006 года Валерий Александрович получил Орден Почета за свою многолетнюю творческую деятельность и за огромные заслуги в области искусства и культуры.

Баринов в "СтопХаме"

В 2013 году Валерий Александрович совершенно случайно попал в проект "СтопХам". "СтопХам" – это некоммерческая организация, которая активно борется с нарушениями правил дорожного движения и грубым поведением на дороге. Активисты движения уличили Баринова в неправильной парковке, однако актер переставлять свой автомобиль наотрез отказался. Между "стопхамовцами" и Бариновым завязалась перепалка. Несмотря на то, что Баринов пригрозил активистам жестокой расправой, если видеоролик с его участием будет обнародован, запись все же попала в Интернет.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2013-05-27 17:32:59
Артист, наверное, неплохой. А как человек... Как видно, с гнилью. Козырять перед детьми своим "барством"... Руки ему не подам.
2012-05-02 01:44:53
Я им восхищаюсь! Замечательный артист!
2012-03-07 12:05:11
Я нахожусь под впечатлением вчерашнего посещения дома музыки. Баринов - это чудо, я открыла его заново, так же, как и в фильме Шандай", с названием могу ошибаться. Какое дарование, какая мощь, какая глубина чувств и таланта. Жаль, что Юлия Жженова не учла этого и пригласила Кабо. Тандема не случилось, а жаль, задумка неплохая. А Баринову - респект, он потрясающий. Ида Бунинская в его исполнении - незабываемое.
2011-10-13 12:58:35
Иногда его серьёзность на экране угнетает...
2011-10-13 12:57:59
Я вижу его только в серьёзных ролях, но никак не в комедийных...
2011-03-18 18:55:52
Прекрасный профессионал своего дела! Молодым актёрам есть, чему поучиться!