Борисов Олег (Альберт) Иванович

Биография Борисова Олега (Альберта) Ивановича

08.11.1929, Приволжск, Ивановская область - 28.04.1994, Москва.

Альберт-Олег

Родился в Приволжске Ивановской области. Отец - директор сельхозтехникума. Мать - агроном.

Мама Олега, Надежда Андреевна, назвала своего старшего сына в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего визита в Москву. Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом.

Работа в театре

В 1951 году Олег Борисов окончил Школу-студию при МХАТ и стал актером Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки.

В 1964 году Борисов перешел в труппу Ленинградского Большого драматического театра имени Горького, где под руководством известного театрального режиссера Г.А.Товстоногова актер создал яркие запоминающиеся образы - например, принц Гарри в "Короле Генрихе IV" В.Шекспира, Григорий Мелехов в "Тихом Доне" по М.А.Шолохову, Сиплый в "Оптимистической трагедии" Вс.Вишневского.
В 1989-1990 годах Олег Борисов выступал на сцене МХАТа, а с 1989 года - в Центральном театре Советской Армии, где он запомнился блестяще исполненной ролью императора Павла в "Павле I" Д.С.Мережковского. С 1991 - художественный руководитель и едущий актер Театра "Антреприза Олега Борисова" (Москва).

Первые работы в кино

В кино - с 1955 года, исполнил более 70-ти ролей. Режиссер-постановщик фильма "Стежки-дорожки" (совм. с А.Войтецким). Работал на радио (с 1975, как чтец и постановщик радиоспектаклей) и телевидении (с 1965). В Киеве на Андреевском спуске выдающемуся актеру театра и кино в 1999 году открыт памятник.
Выпускник студии МХАТ, Борисов работал в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки, когда начал сниматься в кино на киностудии имени Довженко. Он дебютировал в эпизоде в фильме Марка Донского "Мать". И только через пять лет в кино сыграл свою первую главную роль в картине "За двумя зайцами" (1961) - незадачливого плута Голохвостого. Комедийное амплуа с тех пор за Олегом Ивановичем как-то не закрепилось. Хотя он умел шутить - и смешно, и зло. Он играл разные грани смешного: сарказм, иронию, гиньоль... Наверное, только пустую веселость он бы сыграть не сумел. Но его "веселый талант" остался почти невостребован. Был, правда, Кочкарев в "Женитьбе". Куда, казалось бы, прожженнее. Заигравшееся в цинизм одиночество. Чаще использовали его "рефлектирующий талант" в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Зрители и критика особо отметили его игру в картине "Рабочий поселок" Владимира Венгерова, который вышел в 1965 году.
В персонажах актера всегда жил потаенный бунт - противопоставление собственной личности окружающему миру, его законам, которым герои Борисова не хотели подчиняться. Это укрупняло характеры там, где драматургия предлагала усредненность или некий шаблонный вариант. Готовность к борьбе, постоянное внутреннее напряжение и огромный запас энергии выделяли персонажей Борисова, подчеркивая их неординарность, несомненную духовную силу и значительность.

Так произошло в картине "Балтийское небо" (1961) в роли летчика Татаренко, которому актер придал иные масштабы, нежели те, которые были в литературном варианте экранизации романа Николая Чуковского. В комедии Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу" (1964) журналист Никитин становится заметной фигурой благодаря игре Олега Борисова, владевшего и комедийным и драматическим жанром.
Зрелость

Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами, когда актеру изначально было дано открыть трагическую обреченность человека, ощущающего обособленность, отдельность своего пути. Человека неуживчивого, недемократичного (в худшем и лучшем смысле этого слова), не позволяющего никому приручить себя, непокорного и властного. Такие герои актера оставляли за собой право на язвительно-горькую иронию и самоиронию. Скепсис разъедал их чувства, надежды, ожидания.
Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах Вадима Абдрашитова "Остановился поезд" (1982), "Парад планет" (1984) и "Слуга" (1988).

В картине "Остановился поезд", исполненной откровенной, предперестроечной взрывчатостью, играя следователя-праведника Ермакова, Олег Борисов постепенно открывал лик холодного догматика, для которого не существуют живые реальные люди с их ошибками, невольными поражениями, болью, искривленными судьбами. Строка закона, по сути, истребляла нравственность - так играл Борисов.
Этот фильм случился в трудный для Борисова период: Абдрашитов решился пригласить его в свой фильм, несмотря на то, что его официально запретили снимать в кино. Дело было в том, что однажды Олег Иванович отказался продолжать съемки в картине Александра Зархи "26 дней из жизни Достоевского" (1980) в разгар работы из-за принципиальных разногласий с режиссером. Он боялся, что в кино после этого фильма останется "опереточный Достоевский". И был наказан отлучением от кино на два года, а на съемочной площадке его заменил Анатолий Солоницын.
В "Параде планет" Борисов сыграл астрофизика Костина, человека вырванного из реальности. Странный, загадочный мир предстал на экране в этой "почти фантастической истории". "Накрытые ракетной установкой" во время военных учений, оставаясь людьми, герои превращались в "духов", встречались с прошлым, а в финале снова возвращались в свое настоящее, но уже другими, приобщившимися к историческому, современному, общечеловеческому опыту.

Наконец в фильме "Слуга", Борисов создал партократа Гудионова, одного из хозяев умирающей державы, который оказывается дьяволом во плоти, давно продавшим или добровольно отдавшим свою душу ради власти. За роль в этом фильме Олег Борисов получил в 1989 году "Нику" в номинации "Лучшая мужская роль".
Борисов из тех артистов, у которых не было взлетов и падений. По крайней мере видимых. Точнее, у него просто не было падений. То, что какие-то роли удавались меньше, было очевидно только ему одному. Странно только - почему ему все-таки в кино давали играть не самых симпатичных людей? Таким были и персонаж "Слуги", и профсоюзный подонок Рафферти в одноименном фильме (1980), который выбирает "правду", а на самом деле готов на все ради спасения собственной шкуры. Даже в "Проверке на дорогах" (1985) герой-партизан Соломин не внушает тех симпатий, каким нас учили другие комиссары.
Хотя, конечно, и эта "концепция" не выдержит проверки "на Борисове": был в его кинобиографии умный и влюбленный в свою профессию директор школы Свешников в картине Фрумина "Дневник директора школы" (1975), была картина "По главной улице с оркестром".

Преддверием этих ролей была блестящая работа Олега Борисова в фильме "Крах инженера Гарина" (1973) по роману Алексея Толстого. Исполнение главной роли Борисовым подняло картину на несколько порядков, придав ей глубинный философский смысл: гениальный безумец инженер Гарин был готов уничтожить земной шар во имя гиперболизированной в его сознании идеи власти.
Незабываемый актер

В творческой судьбе Олега Борисова русская литературная классика имела большое значение в связи с его работами в театре и кино. Многие классические герои в исполнении автора обрели глубоко личностную окраску и вместе с тем органически вписывались в контекст авторской позиции писателя.

Одним из первых на этом пути был герой рассказа Тургенева "Гамлет Щигровского уезда" (телефильм был поставлен Валерием Рубинчиком в 1975 г). Бедный дворянин, озлобленный страдалец, заставлявший страдать других, - так играл Борисов, несколько варьируя привычные представления об этом герое. Почти безумен был в решении актера гоголевский Кочкарев (экранизация "Женитьбы" - 1977, снятая Виталием Мельниковым), нагнетающий суету, пытающийся тщетно растрачиваемой энергией заглушить тоску, ощущение пустого течения дней. Конечно, это и одна из лучших ролей Олега Борисова - Версилов в многосерийном телефильме "Подросток" (1983) по роману Достоевского. Крайность душевных проявлений, зыбкость моральных норм - и несомненная широта русской натуры, страсти особого рода, родственные равно как любви, так и ненависти, мучительство и мученичество, - все сошлось в Версилове Олега Борисова.
Среди других ролей, запомнившихся зрителям, можно назвать Домешека в военной картине Виктора Трегубовича "На войне как на войне" (1968), Джона Сильвера в экранизированном Владимиром Воробьевым "Острове сокровищ" (1982).

В театре, у Товстоногова, он играл все или почти все - в том смысле, что на Борисова понятие амплуа не распространялось. Пока не прошла "любовь", Товстоногов выжимал все, чем наградила природа артиста.

Человеческого и артистического обаяния у него было хоть отбавляй, а не хватало чисто советского обаяния. Не зря тот же Товстоногов, зная, что следователь Шаманов из вампиловской пьесы "Прошлым летом в Чулимске" - роль, которую лучше, чем Борисов, никто не сыграет, отдал ее Кириллу Лаврову, артисту сугубо положительному с номенклатурной точки зрения. С Борисовым пьесу не пропустили бы. Не "пропустили" Олега Ивановича и в михалковскую "Родню". А какой мог бы получиться дуэт Мордюкова - Борисов! На "Мосфильме" не захотели слишком сильного социального накала. И не дали снимать Борисова. А он очень хотел.
Театральные спектакли живут и умирают, иногда сильно "старея" по пути. Киноленты не умирают, они могут только бесконечно стареть. Но даже самые, казалось бы, актуально-современные роли Борисова не устарели, - все равно они были "над" (или "за"). Потому-то и отказывали ему в былые времена от некоторых ролей. Боялись сурового таланта.

Личная жизнь

Жена Олега Ивановича - Алла Романовна Борисова (в девичестве - Латынская), много лет проработала главным редактором творческого объединения "Телефильм" киностудии "Ленфильм".
Алла Романовна: "Вместе мы прожили 40 лет - легко, счастливо. Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись, ведь сочетание наше - очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают на Скорпионов!

Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы - 3 февраля стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои "фирменные" праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал.
Он вообще не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: "Я же не Актер Актерыч", - ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда стал читать в концертах..."

В 1956 г у них родился сын Юрий. Получив разностороннее гуманитарное образование, он занимается также киноиндустриальной деятельностью. Юрий - режиссер телефильма "Бенефис несыгранных ролей" и кинокартины "Мне скучно, бес" с отцом в главной роли.
Олег Борисов писал дневники - целых 20 лет он доверял бумаге самое сокровенное. Последние записи в нем сделал за две недели до смерти. И как-то обронил сыну Юрию: "Когда меня не станет, не спеши это публиковать". Лишь пять лет спустя, накануне юбилейной даты: 8 ноября великому актеру исполнилось бы 70, дневники Олега Борисова - книга "Без знаков препинания" - увидела свет. Название для будущей книги-дневника он придумал сам.

Премии, награды, звания

Народный артист СССР (1978).

Лауреат Государственной премии СССР (1978, за театральные работы).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1984, за участие в фильме "Остановился поезд").

Борисов Олег (Альберт) Иванович - фильмы (актерская работа):

Мне скучно, бес (ТВ, 1993)
Гроза над Русью (1992)
Луна-парк (1992)
Единственный свидетель (1990)
Искушение Б. (1990)
Лебединая песня (1990)
Мальчики (1990)
Отцы (1989)
Слуга (1988)
Дни и годы Николая Батыгина (мини-сериал, 1987)
Запомните меня такой (ТВ, 1987)
Садовник (1987)
По главной улице с оркестром (1986)
Прорыв (1986)
Аткинс (1985)
Контракт века (1985)
Перед самим собой (ТВ, 1985)
Макар-следопыт (мини-сериал, 1984)
Парад планет (1984)
История одной любви (ТВ, 1983)
Подросток (мини-сериал, 1983)
Рецепт ее молодости (1983)
Кража (ТВ, 1982)
Остановился поезд (1982)
Остров сокровищ (мини-сериал, 1982)
Прозрачное солнце осени (1982)
Две строчки мелким шрифтом (1981)
Други игрищ и забав (ТВ, 1981)
Россия молодая (сериал, 1981)
Рафферти (мини-сериал, 1980)
Эндшпиль (1980)
Последняя охота (1979)
Сегодня и завтра (мини-сериал, 1979)
Соль земли (мини-сериал, 1978)
Вторая попытка Виктора Крохина (1977)
Женитьба (1977)
Житейское дело (1976)
Гамлет Щигровского уезда (ТВ, 1975)
Рассказ о простой вещи (ТВ, 1975)
Дневник директора школы (1974)
Крах инженера Гарина (мини-сериал, 1973)
Принц и нищий (ТВ, 1972)
Проверка на дорогах (1971)
Кража (ТВ, 1970)
Правду! Ничего, кроме правды! (1969)
Виринея (1968)
Живой труп (1968)
На войне как на войне (1968)
Мятежная застава (1967)
На диком бреге (1966)
Дайте жалобную книгу (1965)
Жизнь Галилея (ТВ, 1965)
Обещание счастья (ТВ, 1965)
Рабочий поселок (1965)
Стежки - дорожки (1963)
Укротители велосипедов (1963)
Большая дорога (1962)
За двумя зайцами (1961)
Балтийское небо (1960)
Наследники (1960)
Олекса Довбуш (1959)
Черноморочка (1959)
Город зажигает огни (1958)
Киевлянка (1958)
Простая вещь (ТВ, 1958)
Сегодня увольнения не будет (ТВ, 1958)
Главный проспект (1956)
Дети солнца (1956)
Когда поют соловьи (1956)
Мать (1955)

Борисов Олег (Альберт) Иванович - фильмы (режиссерская работа):

Стежки - дорожки (1963)

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки