Биография Ефремова Михаила Олеговича
Родился 10.11.1963 года в городе Москва.
Детство
Михаил Ефремов из театральной семьи. Его отец − легендарный актер и режиссер Олег Ефремов, мать − актриса «Современника» Алла Покровская, дед − оперный режиссёр Борис Покровский.
Благодаря отцу Михаил ещё мальчиком впервые вышел на сцену МХАТа в спектакле «Уходя, оглянись!». В кино он тоже начал сниматься еще с детства. Тринадцатилетним подростком Михаил сыграл в фильмах «Дни хирурга Мишкина» и «Уходя, оглянись...», а фильм «Когда я стану великаном» (1978) сделал его одним из самых популярных юных актёров страны.
В 1980 году Ефремов снялся в фильме «Однажды двадцать лет спустя», после чего в его кинокарьере наступил перерыв, вызванный службой в армии и учебой в институте.
МХАТ
Михаил Ефремов поступил в Школу-студию МХАТ, но уже после первого курса (это был 1982 год) его забрали в армию. Как признается сам актер: «Первые полгода я действительно служил, по-настоящему, … а затем мне доверили постановку программ, посвященных всем красным датам − 8 Марта, 1 Мая, 7 ноября». По возвращении из армии Михаил продолжил обучение в Школе-студии МХАТ (курс В. Богомолова).
После окончания учебы Михаил Ефремов возглавил театр-студию «Современник-2», где играли Никита Высоцкий, Мария Евстигнеева, Вячеслав Невинный-младший. Но продолжалось это не долго. В 1991 году труппа распалась, и Михаил пришел работать актером и режиссером к своему отцу в МХАТ, на сцене которого играл еще ребенком.
Восемь лет Михаил Ефремов отдал этому театру. На протяжении всего периода у него не раз возникали разногласия с отцом. Вспоминает сестра Михаила Анастасия Ефремова: «…ситуация управления МХАТом моего бескомпромиссного брата в свое время никак не могла устроить. Помните историю с пострадавшим от оплеухи замдиректром театра Комаровым? Поймите, брат боролся тогда не с отцом, а с жуткой театральной системой управления. После случившегося к Михаилу подходили люди, жали ему руку и говорили: Молодец! Естественно, тут же (не без ведома Ефремова-старшего) произошло удаление младшего Ефремова из театра».
В итоге Михаил Ефремов в 1999 году покинул МХАТ. Сам он об этом периоде говорит так: «Я бы не пошел во МХАТ. С профессиональной точки зрения то, что я пошел во МХАТ, наоборот, хорошо. Но я очень много узнал нехорошего о людях именно там».
Кино. 90-е годы
С конца 80-х Михаил Ефремов вновь начинает сниматься в кино. Так он сыграл главные роли в телесериале «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1989) и в социальной драме «Люк» (1991).
В 1992 году Михаил Ефремов снялся в комедии «Мужской зигзаг». Картина вызвала интерес среди зрителей, и это не случайно, ведь в ней была сделана попытка в комедийном ключе поднять сексуальные проблемы.
Рассказывает Нина Цыркун: «Об этом зрителю просигналили в титрах, где было обозначено: автор сценария, режиссер и врач-сексопатолог − Юрий Рогозин». Клинический случай проиллюстрирован жизненной драмой Александра Б., понесшего в результате неумеренной половой активности заслуженную кару. Но, строго выполняя рекомендации режиссера-сексопатолога, Александр вновь входит в мужскую силу и сливается в экстазе с законной женой.
Интерес представляет то, как ведут себя в предлагаемых обстоятельствах актеры. Михаил Ефремов пытается перевести рассказ в более привычный комедийный регистр, но скоро выдыхается. Ожидаемая зрителем, наслышанным про постмодернизм, домашняя заготовка "Спокойно, я Дубровский" выпаливается в первые же минуты, и скоро выясняется, что больше ждать нечего. Правда, всем сюжетом обыгрывается название другого фильма с участием Ефремова − "Когда я стану великаном". Вот и вырос его лирический герой, стал великаном, точнее выражаясь, гигантом большого секса, а счастья нет».
Интересно, что партнершей Михаила в этом фильме была Евгения Добровольская, действительно ставшая женой Ефремова.
Вторая половина 90-х принесла Евгению Ефремову еще немало интересных работ. В телесериале «Королева Марго» он сыграл короля Франции Карла IX, вместе с Евгенией Добровольской снялся в телеспектакле «Игры женщин» и музыкальной трагикомедии Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста», а вместе со своим отцом в сериале «Чехов и К», но настоящая слава ждала его впереди…
«Граница. Таежный роман»
В 2000 году режиссер Александр Митта по совету своего сына Евгения пригласил Михаила Ефремова на роль офицера Алексея Жгута в сериал «Граница. Таежный роман».
Михаил вспоминает о съемках: «Мы снимали в красивейших местах Калужской области. Жители гарнизона смотрели на нас не как на знаменитостей, а как на обычных людей. Относились просто и дружелюбно. У меня, пожалуй, в первый раз были такие замечательные режиссер, оператор, партнеры. Про каждого могу отдельно интервью дать. Работали на износ. Восемь серий сняли за два месяца. Александр Наумович носился по съемочной площадке и всему гарнизону, как "блуждающий нерв". Он требовательный режиссер, можно сказать, диктатор. Но мы все понимали. Я не помню, чтобы кто-то работал спустя рукава».
Герой Ефремова − разбитной, непутевый парень, который не хочет служить в армии. Балагурит, пьет. Проиграл огромные по тем временам деньги − 20 тысяч рублей. Роль вызвала много откликов. Все говорили, что актер замечательно сыграл. Несмотря на свой характер и поступки, его персонаж очень понравился зрителям. Сам актер считает, что здесь не только его заслуга: "Сценаристы очень хорошо выписали персонаж. Я сразу понял, что Жгут принесет мне большую любовь зрителей». К тому же, со слов Михаила Ефремова, «я сам чем-то на него похож».
Работа в кино в XXI столетии
Сериал «Граница. Таежный роман» принес Михаилу Ефремову огромную зрительскую популярность. Начиная с этого времени, актер все чаще стал появляться на киноэкране: Алферов в сериале «Каменская», Александр Керенский в сериале «Романовы. Венценосная семья», банкир в «Антикиллере» и «Антикиллере-2».
В статусе звезды
Популярность актера продолжала расти с каждой его новой работой. При этом режиссеры все чаще использовали комедийное дарование Ефремова. Так в 2004 году он сыграл Кулему в комедии Владимира Зайкина «Слушатель». К несомненной удаче следует отнести и работу в фильме «Супертеща для неудачника» (2005). Эта комедия получилась невероятно смешной именно благодаря искрометной игре Ефремова, который исполнил роль спортивного обозревателя Сергея, а также Дмитрия Харатьяна.
По сценарию бандит Леня (Харатьян) должен найти потерянный шифр от сейфа, где заперты бриллианты, иначе его убьют. Но шифр случайно оказывается у спортивного комментатора Сергея (Ефремова), за которым и начинается охота… В результате в женское платье переодевается сначала герой Ефремова, а затем и герой Харатьяна, что еще более усугубляет комедийный эффект.
«Переодетые женщины − сюжет бродячий, − делится режиссер, но каждый раз его можно по-разному пересказывать. В этом фильме я решила показать классические отношения зятя и тещи. Я заставила мужчину − Ефремова − переодеться в тещу. На пробах пересмотрела многих мужчин, каждого переодевала в даму. Из Ефремова и Харатьяна получились отличные тетеньки. Ефремов − вариант Раневской, а Харатьян − лирическая тургеневская барышня, беременная, как водится».
Сумел актер не затеряться и в историческом детективе «Статский советник», который по-сути явился бенефисом Никиты Михалкова. Свою небольшую роль Ефремов сыграл в присущей ему комедийной манере.
В последние годы Михаил Ефремов суперпопулярен. В год выходит до десятка фильмов с его участием. К чести актера, он старается не зацикливаться на одном образе. Да, комедийных персонажей в его активе по-прежнему немало: полковник Блында в «Зайце над Бездной», отец Иннокентий в «Дне выборов», Дед Мороз в «Иронии судьбы. Продолжение». Но все чаще сквозь его «клоунство» проглядывают и совсем иные нотки. Так, в картине «Парк советского периода», его персонаж – товарищ Роберт, − на первый взгляд веселый и добродушный, на поверку оказывается жестоким и беспощадным.
В нашумевшей картине Никиты Михалкова «12» Михаил Ефремов, исполняющий роль одного из присяжных заседателей (в жизни его персонаж – актер), тоже поначалу хохмит и кривляется в привычной ему манере (причем делает это как всегда на высоком комедийном уровне). А затем выдает такой пронзительный, исполненный высокого драматизма, монолог, что мнение зрителя к его персонажу в корне меняется. И вот уже перед нами не «клоун», а просто уставший от жизни актер.
Среди работ Михаила Ефремова: Лютаев в фильме «Беляев» и профессор Немчинов в картине «Дом солнца». Снялся актер и в продолжении драмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».
В рядах несистемной оппозиции
Михаил Олегович сблизился в 2011 году с деятелями российской несистемной оппозиции. Вместе с Дмитрием Львовичем Быковым, популярный актёр принимал участи в оппозиционном к действующей в РФ власти проекте под названием «Гражданин поэт». Дмитрий Львович писал пародийные стихи по популярным и широко узнаваемым произведениям русской и советской поэтической классики, в которых высмеивал властный российский истеблишмент, а Михаил Олегович разыгрывал на их основе сценки, превращая их в миниспектакли. Все выступления сперва выходили на интернет-канале F5, а затем повторялись на «Дожде» или «Эхо Москвы». Собрав довольно значительный объём такого рода выступлений, авторы успешно повторяли их некоторое время в гастрольном и корпоративном вариантах. Цикл продолжался до 05.03.2012 и был очень популярен в среде сочувствующей оппозиции прослойки общества.
Поле годичного перерыва на телевизионном канале «Дождь» 12.03.2013 авторы «Гражданина поэта» и присоединившийся к ним Андрей Витальевич Васильев, бывший член совета директоров ИД «Коммерсантъ», ставший продюсером нового проекта, запустили «сиквел» под названием «Господин хороший». В связи с изменением формата сценки стали объединяться по пять штук на выпуск, а по окончании в студии проводилось обсуждение. Тематика миниатюр стара несколько разнообразней, авторы в гротескной форме реагировали на различные политические и социальные события прошедшей недели.
Личная жизнь
Первой женой Михаила Ефремова стала актриса Елена Юрьевна Гольянова, детей у пары не было и они довольно быстро расстались.
Затем её сменила Асия Робертовна Бикмухаметова, имевшая образование филолога и работавшая в театре «Современник» в Москве в должности литературного редактора. Асия Робертовна, называвшая себя Асей Воробьёвой, родила 30.05.1988 г. Михаилу Олеговичу сына, которого назвали Никитой и который впоследствии стал актёром «Современника». Однако когда первенцу не исполнилось ещё и двух лет, родители подали на развод.
Через год Михаил Олегович предложил сердце и руку Евгении Владимировне Добровольской, которая была в то время актрисой Театра-студии, которым руководил Олег Павлович Табаков. Эта женщина родила Ефремову 16.08.1991 г. второго сына – Николая. Брак длился целых восемь лет, но в 1997 году супруги расстались. Николай тоже пошёл по актёрской стезе и дебютировал в телесериале «Белая гвардия».
На съёмках фильма о венценосной семье Романовых Михаил Олегович свёл близкое знакомство с Оксаной (Ксенией) Михайловной Качалиной, которая играла княгиню Татьяну. Пара оформила законный брак, и Ксения родила 14.10.2000 г. дочку. Ребёнка назвали Анной-Марией. Этот брак тоже не стал последним в жизни Ефремова.
Пятой женой известного актёра стала преподавательница Московского института современного искусства Софья Николаевна Кругликова. Она родила Михаилу Олеговичу двух дочерей – Веру и Надежду, а также сына – Бориса.
Звания и награды
В 1995 году Михаил Ефремов получил звание народного артиста России.
2001 год – премия «Ника», которая была получена за лучшую роль второго плана в фильме под названием «Граница. Таежный роман».
2007 год – премия «Золотой орел» за лучшую мужскую роль в киноленте «12».
2009 год – приз «Серебряная ладья» на 17 кинофестивале в Выборге, который был получен за исполнение роли в киноленте «Кошечка».