Биография Фатюшина Александра Константиновича
Фатюшин Александр Константинович (29.03.1951, Рязань – 06.04.2003, Москва) – советский и российский киноактер, театральный актер.
Детство
Александр Фатюшин родился 29 марта 1951 года в Рязани в рабочей семье. Его отец был шофером, а мама работала на фабрике. Детство Александра было самым обычным. Вместе с родителями, братом и сестрой он жил в коммунальной квартире в центре города. В свободное время мальчик с увлечением гонял в футбол и даже выступал за юношескую команду рязанского клуба «Алмаз».
Любовь к театру Александру привил его старший брат Виталий, который занимался в школьном драмкружке. Следуя примеру старшего брата, Александр тоже записался в театральную студию – во Дворец культуры профсоюзов. Окончив школу в 1968 году, он решил ехать в Москву поступать в театральный институт. Родные к затее Александра отнеслись скептически, а старшая сестра и вовсе заявила: «Не суйся туда, бесполезно, все равно актером ты не станешь. Фамилия у тебя не актерская, Фатюшин». На что он ответил: «Спорим, что через десять лет фамилию Фатюшин будут знать все?!». Спор Александр выиграл…
ГИТИС
С первой попытки покорить Москву Александру не удалось – ни в один из институтов, куда он подал документы, его не приняли. Но упорный Александр не сдался и через год все же поступил в ГИТИС, на курс Андрея Александровича Гончарова. Это был экспериментальный набор, и шло совместное обучение актеров и режиссеров. Кстати, на актерский Гончаров взял только троих ребят: Сашу Соловьева, Игоря Костолевского и Фатюшина.
Уже на первом курсе ГИТИСа состоялся дебют Александра Фатюшина на сцене. Гончаров доверил молодому студенту небольшую роль в спектакле «Мария» по пьесе А.Д. Салынского. А после окончания ГИТИСа в 1973 году Гончаров пригласил Фатюшина, Костолевского и Соловьева к себе – в Московский театр имени В. Маяковского. Вскоре Соловьев ушел в ТЮЗ, а Александр с Игорем остались…
Дебют в кино
Спустя год после окончания ГИТИСа Фатюшин дебютировал в кино. Сначала он сыграл небольшую роль командировочного в телефильме Алексея Коренева «Три дня в Москве». А чуть позже (в том же 1974 году) в знаменитом, когда-то скандальном, а теперь, как принято говорить, культовом фильме Андрея Смирнова «Осень» он сыграл роль молодого человека по имени Эдик.
Благодаря роли Эдика на Фатюшина обратили внимание, и в 1976 году он был приглашен вместе с Игорем Костолевским на главную роль в картину Павла Любимова «Весенний призыв». Молодые актеры блестяще справились с поставленной задачей. Фатюшин очень убедительно сыграл сержанта Карпенко, занимающегося новобранцами в учебке. А Костолевский – молодого призывника-интеллигента.
Фильм вышел на экраны, пройдя жесточайшую военную цензуру. Тем не менее основную мысль до зрителя он донес. Сержант Карпенко, еще вчера такой же новобранец, получив в руки власть, пытается распоряжаться не только внешним видом солдат, но и распоряжаться их судьбами. Однако ему приходиться столкнуться с человеком, который, внешне ему подчиняясь, презирает его. Именно в общении с ним провинциальный парень, ставший королем и богом для тех, кто попал на полгода в учебку, постигает необходимые нравственные уроки.
Конечно, это была очередная сказка об армии. Но как талантливо исполнили свои роли Фатюшин и Костолевский! Фильм имел теплый прием у публики, а Фатюшин за свою работу был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Всесоюзном фестивале в Риге и серебряной медали им. Довженко.
Роль за кадром
С этого момента Фатюшин стал много сниматься в кино. В 1977 году он сыграл инженера Дмитрия Радкевича в фильме Бориса Степанова «Гарантирую жизнь», а год спустя – инспектора уголовного розыска Тихонова в детективе Альберта Мкртчяна «Лекарство против страха».
Была у Фатюшина и несколько необычная роль – за кадром. Но обо всем по порядку. Приступая к съемкам фильма «Служебный роман», Эльдар Рязанов специально для Фатюшина написал большую и интересную роль мужа секретарши Верочки (ее блистательно сыграла Лия Ахеджакова). «Я должен был сыграть такого фанатика-мотоциклиста. Конфликт шел на уровне – он любил ее и мотоцикл, но мотоцикл все-таки больше», – вспоминал актер.
Уже было отснято много материала, как вдруг случилось несчастье – в театре во время спектакля Фатюшин получил тяжелую травму глаза, после чего попал в больницу, где ему сделали операцию. Рязанов ждал, сколько мог, актера, но выздоровление затягивалось. Тогда он приехал в больницу и честно признался, что все сроки вышли. Фатюшину не хотелось, чтобы роль была слеплена кое-как, и он посоветовал – раз так, то лучше вырезать ее всю. В результате по ходу фильма Верочка постоянно говорит со своим мужем, а в кадре он появляется всего в двух крошечных эпизодах.
Гурин
Так постепенно Александр Фатюшин подошел к своей звездной роли – хоккеиста Гурина в легендарной мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Режиссер приглашал артистов на пробы парами. Фатюшин пробовался вместе с Ириной Муравьевой, и их дуэт практически сразу был утвержден.
К сожалению, немало сцен так и не вошло в окончательный вариант картины. Тут уж постарались чиновники от Госкино. Больше всего Фатюшин жалел, что вырезали финальную сцену: «Помните, все собрались на даче, Гурин «завязал», говорит, что переходит на тренерскую работу. Героини сидят на крыльце и поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка торчит, а с ним какой-то ханыга. Я препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: «Ты как с ним разговариваешь? Это же Гурин, я на его матчах вырос как личность!». Но Госкино эту сцену не пропустило, мол, игрок сборной так напиваться не может».
При создании своего персонажа Фатюшин не опирался на какой-то прототип, скорее, это был собирательный образ спортсмена. Тем более, что среди друзей актера было немало хоккеистов. Особенно дружен он был со знаменитой ларионовской пятеркой. После выхода фильма многие хоккеисты подходили к нему и благодарили: «Сань, попал в точку». Такое признание стоило многого. А вскоре Александр Фатюшин был приглашен советской сборной вместе с группой артистов в качестве поддержки на Олимпийские игры в Калгари.
Фильм «Москва слезам не верит» имел оглушительный успех и у зрителей, и у профессионалов. Он собрал множество различных призов, среди которых: премия «Оскар» Американской Академии киноискусства за лучший иноязычный фильм 1980 года, приз гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм 1980 года, премия за лучший иностранный фильм на КФ американских фильмов в Хьюстоне-81. Фатюшин за свою роль призов не получил, ему досталось гораздо большее – всенародное признание и любовь миллионов зрителей.
Кино и театр. 80-е годы
В 80-е годы кинематографическая судьба складывалась очень удачно. Он активно снимался, и хотя чаще ему доводилось играть персонажей второго плана, но делал он это так ярко, что оставался в памяти зрителя наравне с главными героями. Лучшие его работы были связаны с ролями сильных, мужественных людей, как, например, Афанасий Крыков в телефильме «Россия молодая», десантник Круглов в приключенческом фильме «Одиночное плавание», бывший сыщик Валентин Силов, вступающий в противоборство с мафией в детективе «Кодекс молчания», и др. Его герои воплощали в себе истинно русский характер, подкупали интеллигентностью, мужским обаянием и мужественностью.
С «Россией молодой» связана история, которая могла бы стать роковой. 12 мая 1980 года снималась сцена повешения героя Александра Фатюшина. Актер должен был накинуть на шею веревку, спрыгнуть со ступенек, а аккуратно подрезанная веревка в нужный момент должна была оборваться. Веревка не оборвалась. Фатюшину повезло, что узел был завязан неправильно, и он успел просунуть руку. Помогли и расторопные товарищи. Шрам на шее не проходил очень долго, а чудом спасшийся актер с тех пор каждый год праздновал свой второй день рождения.
Если в кино Александру Фатюшину доставались хотя и яркие, но все же несколько одноплановые роли, то в театре работа была гораздо разнообразнее. Ему доводилось играть и комедийные роли, и так называемых «социальных героев». Александр играл в спектаклях «Молва», «Энергичные люди», «Жизнь Клима Самгина», «Бег», «Человек на своем месте», «Наполеон», «Не о соловьях» и многих других. А спектакль «Дети Ванюшина», где он исполнял главную роль, театралы и вовсе окрестили «Дети Фатюшина».
Женитьба
Долгое время Александр Фатюшин оставался холостяком. Правда, в начале 80-х у него был бурный и продолжительный роман, но он завершился ничем.
Вместе с Фатюшиным в театре играла актриса Елена Мольченко, которая была младше его на 12 лет. Она признавалась, что влюбилась в Александра сразу же после прихода в театр, однако он долгое время не обращал на нее никакого внимания. Не предпринимала со своей стороны ничего и Елена. Все произошло внезапно…
Однажды, это было в 1986 году, они вместе шли к метро, разговаривали. Это был их первый длительный разговор. На следующий день они еще пообщались, а через три дня Александр пригласил Елену поехать с ним в больницу, где лежал его родственник. Она согласилась. В палате Александр внезапно сказал: «Виталь, знакомься, это моя невеста». Елена в тон ему спокойно представилась: «Лена». После этого они поехали в ювелирный магазин, купили золотые кольца. Для всего театра их свадьба была настоящим шоком, ведь там всегда знали у кого с кем роман, а тут…
«Вот так: случайно сказал – моя невеста, так она ею и стала», – шутил впоследствии Александр Фатюшин. Но, думается, случайностью это не было. Вместе супруги прожили 17 лет. Жили они очень скромно (у них не было даже машины), но счастливо.
Вот только детей у Фатюшиных так и не было. «Это тот случай, когда Бог не дал, – говорила Елена Васильевна. – Сначала ждали, потом стали заниматься этим вопросом. И все врачи в один голос говорили: замечательно, хорошо, а их все нет и нет. Потом пришло время, и мы с этим смирились. Потом родительские инстинкты и рефлексы прошли, мы уже сжились...»
90-е годы
В первой половине 90-х Фатюшин еще продолжал сниматься в кино, причем очень активно. Один за другим выходили картины с его участием: «Живая мишень», «Каир-2 вызывает Альфу», «Волкодав», «По Таганке ходят танки», «Кодекс молчания-2» и др. Однако затем в отечественном кинематографе наступил кризис. Александр Фатюшин долго не мог вписаться в новые условия.
Елена Васильевна рассказывала: «Когда начались перестроечные дела, он действительно подрастерялся, был полностью дезориентирован. Недоумение оставалось до последнего дня: как же так? Человек к этому возрасту крепкий профессионал, и оказывается, что профессия не в этом, а в том, что... надо правильно продать или купить».
Непросто складывались у Фатюшина дела и в театре. Он даже написал заявление об уходе. Но долго без театра не смог и вскоре вернулся.
Что же касается кино, то лишь к концу 90-х вышло несколько картин с его участием. Он сыграл работника ФСБ в мелодраме Евгения Матвеева «Любить по-русски-3», роли в мелодраме Леонида Эйдлина «С новым счастьем», сериале «Транзит для дьявола», лирической комедии «Новый год в ноябре». Последней его ролью стала роль Закройщика в комедии Сергея Никоненко «А поутру они проснулись».
Кончина
Как уже говорилось, Александр Фатюшин очень увлекался спортом. Многие годы он играл в футбол в актерской сборной Москвы. Был он и страстным болельщиком – болел за московский «Спартак», со многими игроками которого поддерживал приятельские отношения. Одним из самых близких друзей был знаменитый вратарь Ринат Дасаев.
Так уж случилось, что и умер Александр Фатюшин как болельщик. В тот роковой день 6 апреля 2003 года «Спартак» крупно проиграл ЦСКА. Фатюшин весь вечер переживал, а спустя несколько минут после финального свистка ему стало плохо с сердцем. Когда врачи приехали, было уже поздно…9 апреля на Востряковском кладбище состоялись похороны актера.
Награды и премии
Заслуженный артист РСФСР (1984).
Лауреат премии за лучшее исполнение мужской роли на ВКФ в Риге (1977, за фильм «Весенний призыв»).
Кавалер серебряной медали имени А. Довженко (1977, за фильм «Весенний призыв»).
Лауреат Государственной премии СССР (1984, за театральную работу).
Память
В 2011 году был снят документальный фильм о жизни и творчестве актера «Роковая роль Александра Фатюшина».i