Биография Ахеджаковой Лии Меджидовны
Ахеджакова Лия Меджидовна – советская и российская киноактриса, театральная актриса.
Детство
Ахеджакова родилась 09.07.1938 г. в Днепропетровске в театральной семье. Отец (по некоторым данным – отчим) Меджид Салехович был главным режиссером Майкопского драматического театра. Какое-то время он пел в оперетте (у него был замечательный слух). Мать Юлия Александровна работала актрисой в том же театре.
Это было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха. Спектакли шли каждый день, без выходных. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться, посмеяться и увидеть сказку. Люди отдыхали и заряжались энергией. Каждый вечер какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район, или в другой город, а какая-то на месте играла.
Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами неотапливаемых клубах. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле "Коварство и любовь".
Ахеджакова о маме: "Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как "борзая", придет, ведро холодной воды на себя выльет – и опять в театр. И сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили. В городе много было туберкулезников – после войны эта болезнь свирепствовала повсюду. И вот мою маму с четырьмя кавернами в легких затягивали в корсет… Какая же это актерская самоотверженность – в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из "Женитьбы Фигаро": нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…".
Учеба
Школу Лия закончила с золотой медалью. В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако, как она сама вспоминала, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда она решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше, чем учеба в институте. В конце концов Лия решила все бросить и уехать в Майкоп.
Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию – поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г.
Одновременно с учебой она в 1961 г. начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку ее внешность располагала к детским ролям. Она стала интересной актрисой, чистой травести. Лия Ахеджакова вспоминала: "Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня "узкопрофессионально": травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе – бабушку. Это в двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя были и прелестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа в "Винни-Пухе".
"Современник"
В 1977 г. Ахеджакова круто изменила свою судьбу – начала играть в театре "Современник". Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк поставил для нее "Коломбину". Эта роль и переменила ее судьбу.
В активе актрисы замечательные работы в спектаклях: "Виндзорские насмешницы" Уильяма Шекспира – миссис Форд, "Крутой маршрут" Евгения Гинзбурга – Зина Абрамова, "Предупреждение малым кораблям" Теннесси Уильямса – Леона Доусон, "Трудные люди" Йосефа Бар-Йосефа – Рахель и "Мы едем, едем, едем..." Николая Коляды – Зина.
Высоко была отмечена специалистами главная роль в спектакле "Селестина". Пьеса написана маститым российским драматургом, екатеринбуржцем Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса. Постановку осуществил сам автор и это был уже его второй спектакль на сцене "Современника" (первая постановка – спектакль "Уйди-Уйди" – вышла в 2000 году). Лия Ахеджакова сыграла главную героиню – колдунью и сводницу Селестину.
Николай Коляда: "Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа кряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно".
Кино
С 1973 года Ахеджакова начала активно сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль Тани в телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" была замечена критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини.
Потом была секретарша Верочка в "Служебном романе" (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины.
В фильме "Гараж" (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова "Небеса обетованные" (1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила "Нику-91" в номинации "Лучшая женская роль второго плана".
Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то эпизод в ленте "Двадцать дней без войны" или главная роль в "Гараже". Персонажи ее вроде бы нереальны, люди так себя не ведут, но уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой заставляет об этом забыть и поверить в её гиперболы.
Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:
"Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе".
Лия Ахеджакова – актриса трагикомическая. Это сложный жанр, к которому тянутся многие характерные актеры, но даром трагикомика по-настоящему обладают немногие. Комедийная стихия никогда не увлекала Ахеджакову настолько, чтобы забыть о глубине человеческого содержания, оттого её героинь всегда сопровождают смех и боль. Среди других ярких артистов она не теряется, а, наоборот, как бы раскрывает свой талант в своеобразном творческом соревновании. Так, в фильма Рязанова она снималась среди плеяды замечательных актеров – Алисы Фрейндлих, Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Андрея Мягкова и других.
Личная жизнь
Первым мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству характерных киноролей актер Малого театра Валерий Носик, скончавшийся в начале 95-го года. С Ахеджаковой они расстались за много лет до этого. Затем был непродолжительный брак с талантливым художником и поэтом Борисом Кочейшвили.
Летом 2001 года она зарегистрировала свой третий брак. Ее новый избранник – достаточно известный московский фотограф г-н Персиянинов.
Здоровье
В начале 2012 года с Лией Ахеджаковой случилась неприятность – во время спектакля "Селестина" актриса оступилась и упала. Доктора диагностировали травму ноги и трещину в ребре. Из-за пошатнувшегося здоровья Лии руководству театра "Современник" пришлось перекроить расписание постановок и пересмотреть график гастролей.
Общественная позиция
Лия Ахеджакова – человек, противящийся любой несправедливости. Актриса частенько выступала с публичными заявлениями, выражая свое недовольство действующей властью. Так, например, Ахеджакова выступала в поддержку Михаила Ходорковского, была категорически против запрета на усыновление российских детей американскими гражданами, принимала активное участие в митинге 24 декабря 2011 года (митинг за честные и открытые выборы), ратовала за мирное урегулирование конфликта на Украине и так далее.
Пару слов в заключении
Актер Михаил Жигалов: "В ней удивительным образом сочетаются открытость, незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой невероятного масштаба. Причем степень ее незащищенности такова, что "выбить" ее может любая мелочь, а обидеть – любое неточно сказанное слово. А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий, закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и дальше".
Основные премии, награды, звания
Заслуженная артистка РСФСР (1970).
Народная артистка России (1994).
Приз VIII Международного смотра фильмов в Красном кресте и Красном Полумесяце в Варне за лучшее исполнение женской роли в фильме "Ищу человека" (1973).
Премия VIII ВКФ спортивных фильмов во Фрунзе.
Лауреат премии "Ника" (1991, 1992, 2007).
Глубокий Вам поклон...
"Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе".
Мы ее очень любим!!!