Годар Жан Люк

Биография Годара Жана Люка

Годар (Godard) Жан Люк (р. 3 декабря 1930, Париж), французский кинорежиссер, сценарист, актер, критик и теоретик кино, один из лидеров французской новой волны, виднейший представитель авангарда в мировом кинематографе. Создатель около 70 фильмов.

Родился в состоятельной франко-швейцарской семье. Образование получил в Швейцарии и в парижском лицее Бюффон. В 1949 поступает на философский факультет Сорбонны; оканчивает университет с дипломом этнолога. Завсегдатай французской синематеки, он активно участвует в клубном движении. Решающую роль в творческом становлении Годара сыграла встреча и знакомство с видным кинокритиком А. Базеном, при поддержке которого с 1950 он сотрудничает с Газетт дю синема, годом позже становится одним из ведущих сотрудников колыбели новой волны — журнала Кайе дю синема и наряду с Ф. Трюффо, К. Шабролем, Ж. Риветтом и Э. Ромером, лидером этого направления в национальном кино. На поприще режиссуры дебютирует в 1954 короткометражным фильмом Операция бетон.

Премьера первого полнометражного фильма Годара На последнем дыхании (1959, по собственному сценарию, основанному на идее Трюффо) обозначила приход во французское кино нового поколения кинематографистов, вооруженных своеобразным стилем и собственными, резко отличающимися от общепринятых мировоззренческими установками. Криминально-мелодраматическая история молодого правонарушителя, скрывающегося от полиции и преданного подругой-американкой, насыщенная естественными шумами большого города, не только производила впечатление документальной: она содержала духовный портрет нового потерянного поколения, как нельзя более чуждого традиционно буржуазным представлениям о нравственности и морали. Главный герой в исполнении Ж. П. Бельмондо бросал отчаянный вызов абсурду регламентированного бытия. На протяжении 1960-х гг. Годар, как и его соратники по новой волне, сделает тему бунтующей молодежи центральной в своем творчестве; однако, исследуя генезис молодежного протеста в философском, политическом и социологическом плане, на каждом из этих направлений он пойдет много дальше своих коллег.
В фокусе его внимания — милитаризм и подавление личности (Маленький солдат, 1959, запрещенный цензурой вплоть до 1963), проституция как универсальный удел индивидуума в буржуазном обществе (Жить своей жизнью, 1962, Презрение, 1963, Две или три вещи, которые я о ней знаю, 1966), изнанка респектабельного брака (Замужняя женщина, 1964), джунгли политического соперничества (Сделано в США, 1966), тупики индивидуалистического бунта (Безумный Пьеро, 1965) и молодежного экстремизма (Отдельная банда, 1964, Китаянка, 1967), истоки и перспективы тоталитаристских тенденций в современном мире (Карабинеры, 1963, Альфавиль, 1965, Уик-энд, 1967). Годаровская мозаика по широте охвата жизненных явлений не знает себе равных в игровом кинематографе своего времени.
На излете новой волны один из самых дерзких ее новаторов, Годар, становящийся одним из идейных лидеров студенческой майской революции 1968 года, делает резкий крен влево, пересматривая не только стилистику, но и функциональное назначение кинематографа. Большинство его лент 1970-х гг. задуманы как вариант политического агитпропа. Созданная им кинематографическая Группа Дзиги Вертова принципиально чуждается сколь-нибудь широких образных обобщений, предпочитая формы прямого интервью, агитплаката и т. п. (Правда, 1969, Ветер с Востока, 1969, Владимир и Роза, 1970, Письмо Джейн, 1972). Лишь в начале 1980-х гг. режиссер возвращается к крупномасштабным кинематографическим формам, предполагающим выход в широкий прокат. Художническим триумфом Годара этого времени становятся фильм о съемках фильма — Страсть (1982) и осовремененная версия новеллы П. Мериме Имя: Кармен (1983, Гран При Международного кинофестиваля в Венеции). Возвращаясь к значимым темам и проблемам собственного кинематографа 1960-х гг. (Детектив, 1984, Тренируй правую, 1987, Новая волна, 1990), режиссер тонко высвечивает их историческую, временную преемственность, подчас прибегая к иронической интонации и добиваясь убедительных художественных результатов даже тогда, когда объект изображения — как в фильме о зачатии Христа Приветствую тебя, Мария! (1985) — по сути внекинематографичен.
Преображающая магия кино (и других искусств) — постоянный предмет размышлений и поисков позднего Годара: от мозаичных киноантологий (Блеск и нищета малой киноиндустрии, 1986, История(и) кино, 1989), до полифонической, замешанной на культурных реалиях разных эпох Германия год 90 девять ноль (1991) и ЖЛГ: автопортрет в декабре (1994). Значительное место занимает тема искусства и места художника в раздираемом социальными и политическими катаклизмами современном мире и в последней, на сегодняшний день, работе режиссера Моцарт навсегда (1996), по образному решению тяготеющий к фильмам 1960-х гг.

Общемировой резонанс творческого новаторства Годара огромен. Пожалуй, ему, как никому другому, удалось так обогатить язык современного кино.

Годар Жан Люк - фильмы (актерская работа):

Книга образов (2018)
Père Lachaise (2015)
Khan Khanne (2014)
Journal des Réalisateurs de Jean-Luc Godard (ТВ, 2008)
После примирения (2000)
История кино: Роковая красота (видео, 1997)
Мы все еще здесь (1997)
Дети играют в Россию (1993)
Добро пожаловать, Сараево (видео, 1993)
Parisienne People Cigarettes (1992)
Отчет Дарти (1989)
Береги правую (1987)
Soft and Hard (1985)
Синематон (сериал, 1984)
Сценарий фильма «Страсть» (1982)
Der kleine Godard an das Kuratorium junger deutscher Film (1978)
Ne (1975)
Правда (1970)
Весёлая наука (1969)
Две или три вещи, которые я знаю о ней (1966)
Самые прекрасные мошенничества в мире (1964)
Шехерезада (1963)
Солнце в глаза (1962)
Bande-annonce de «Une femme est une femme» (1961)
Новобрачные с моста МакДоналд, или (Не доверяйте черным очкам) (1961)
На последнем дыхании (1960)
Представление, или Шарлотта и ее отбивная (1960)
История воды (1958)
Париж принадлежит нам (1958)
Крейцерова соната (1956)
Кадриль (1950)

Годар Жан Люк - фильмы (режиссерская работа):

Bande-annonce de 'Le livre d'image' (2018)
Книга образов (2018)
Швейцарская премия, благодарность, мёртвый или живой (2015)
Khan Khanne (2014)
Мосты Сараево (2014)
Прощай, речь (2014)
3x3D (2013)
Памяти Эрика Ромера (2010)
Фильм-социализм (2010)
Journal des Réalisateurs de Jean-Luc Godard (ТВ, 2008)
Катастрофа (2008)
Ecce Homo (2006)
Reportage amateur Maquette expo (2006)
Vrai faux passeport (2006)
Четыре короткометражных фильма (видео, 2006)
Moments choisis des histoire(s) du cinéma (2004)
Молитвы за отказников (2004)
Наша музыка (2004)
Во тьме времени (2002)
На десять минут старше: Виолончель (2002)
Свобода и родина (видео, 2002)
Хвала любви (2001)
Ради истории XXI века (2000)
Старые места (2000)
Adieu au TNS (1998)
История кино: Власть над вселенной (видео, 1998)
История кино: Знаки среди нас (видео, 1998)
История кино: Новая волна (видео, 1998)
История(и) кино (видео, 1998)
История кино - 2А: Только в кино (видео, 1997)
История кино: Роковая красота (видео, 1997)
Espoir/Microcosmos (ТВ, 1996)
Le monde comme il ne va pas (ТВ, 1996)
Plus Oh! (1996)
Моцарт - навсегда (1996)
История французского кино от Жан-Люка Годара (ТВ, 1995)
ЖЛГ - Декабрьский автопортрет (1994)
Дети играют в Россию (1993)
Добро пожаловать, Сараево (видео, 1993)
Увы, мне... (1993)
L'enfance de l'art (1992)
Parisienne People Cigarettes (1992)
Как дети? (1992)
Германия 90 девять ноль (1991)
Король рекламы (1991)
Против забвения (1991)
Metamorphojean (1990)
Новая волна (1990)
История кино: Только история (видео, 1989)
Отчет Дарти (1989)
Closed (1988)
Все на подиум (1988)
История(и) кино: Все истории (видео, 1988)
Сила слова (1988)
Французы глазами... (мини-сериал, 1988)
Closed Jeans (1987)
Ария (1987)
Береги правую (1987)
Король Лир (1987)
Величие и падение маленькой кинокомпании (ТВ, 1986)
Встреча с Вуди Алленом (1986)
Soft and Hard (1985)
Детектив (1985)
Série noire (сериал, 1984)
Хвала тебе, Мария (1984)
Имя Кармен (1983)
Маленькие заметки по поводу фильма «Хвала тебе, Мария» (видео, 1983)
Письмо Фредди Бюашу (1982)
Поменять образ - Письмо любимой (ТВ, 1982)
Страсть (1982)
Сценарий фильма «Страсть» (1982)
Sauve la vie (qui peut) (1981)
Une bonne à tout faire (1981)
Спасай, кто может (свою жизнь) (1980)
Quelques remarques sur la réalisation et la production du film «Sauve qui peut (la vie)» (1979)
Faut pas rêver (ТВ, 1977)
Франция глазами двух детей (мини-сериал, 1977)
Здесь и там (1976)
Как дела? (1976)
Шесть раз по два / Над и под коммуникацией (мини-сериал, 1976)
Номер два (1975)
Всё в порядке (1972)
Письмо Джейн (1972)
Schick After Shave (1971)
Борьба в Италии (1971)
В час ночи (1971)
Владимир и Роза (1971)
Ветер с Востока (1970)
Звуки Британии (1970)
Правда (1970)
Весёлая наука (1969)
Film-Tract n° 1968 (1968)
Кинолистовки (1968)
Сочувствие дьяволу (1968)
Фильм, как фильм (1968)
Далеко от Вьетнама (1967)
Древнейшая профессия в мире (1967)
Китаянка (1967)
Любовь и ярость (1967)
Уик-энд (1967)
Две или три вещи, которые я знаю о ней (1966)
Мужское-женское (1966)
Сделано в США (1966)
Bande-annonce de «Pierrot le fou» (1965)
Альфавиль (1965)
Безумный Пьеро (1965)
Париж глазами шести (1965)
Банда аутсайдеров (1964)
Замужняя женщина (1964)
Репортаж из Орли (1964)
Самые прекрасные мошенничества в мире (1964)
Bande-annonce de «Le mépris» (1963)
Карабинеры (1963)
Презрение (1963)
Жить своей жизнью (1962)
Рогопаг (1962)
Семь смертных грехов (1962)
Bande-annonce de «Une femme est une femme» (1961)
Женщина есть женщина (1961)
Маленький солдат (1960)
На последнем дыхании (1960)
Всех парней зовут Патрик (1959)
История воды (1958)
Шарлота и ее Жюль (1958)
Кокетка (1955)
Операция бетон (1954)

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки