ГРИБОВ Алексей Николаевич - биография, фильмы

Биография ГРИБОВА Алексея Николаевича

ГРИБОВ Алексей Николаевич (1902-77), российский актер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1972). С 1924 во МХАТе. Роли: Хлынов («Горячее сердце» А. Н. Островского), Чебутыкин («Три сестры» А. П. Чехова), Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому) и др. Снимался в кино. Государственная премия СССР (1942, 1946, 1951, 1952).
* * *
ГР˜ИБОВ Алексей Николаевич [18 (31) января 1902, Москва — 26 ноября 1977, там же], российский актер театра и кино; народный артист СССР (1948). Герой Социалистического труда (1972).
В 1922 учился в экспериментальной Студии им. М. Горького. В 1925 окончил Школу МХТ. С 1924 — актер МХАТа.
Дебют
В Студии им. М. Горького Грибов впервые вышел на профессиональную сцену, сыграв мужика Фалалея в спектакле «Страна отцов» по С. Гусеву-Оренбургскому, но эта роль не принесла молодому актеру удовлетворения. И дело даже не в том, что он появлялся на сцене всего лишь для того, чтобы возбужденно выкрикнуть несколько слов — в этом появлении не было предпосылок для создания характера; Грибов мечтал о серьезной творческой работе. Возможности для нее он нашел в Школе при Третьей Студии МХАТа, в которой стал учиться, совмещая учебу с работой на фабрике «Красная роза».
МХАТ
В Третьей Студии МХАТа Грибов сыграл в студенческой постановке «Битвы жизни» (по Ч. Диккенсу) солидного адвоката Крэгса, щедро оживляя роль яркими гротескными деталями. Спектакль так понравился Вл. И. Немировичу-Данченко, что в 1924 он взял «Битву жизни» в репертуар театра, а студентов перевел в Школу МХТ. Так определилась судьба Грибова.
За 56 лет он сыграл во МХАТе в 60-ти спектаклях. Сначала, естественно, выходил в массовках, а весной 1925 для летних гастролей группы молодых актеров театра подготовил две большие роли — Василия в «Мальве» по М. Горькому и антрепренера Пустославцева в «Льве Гурыче Синичкине» Д. Ленского. Работа Грибова была замечена, и в сентябре 1925 он дебютировал на основной сцене театра — был введен в спектакль «Царь Федор Иоаннович» на роль коварного интригана боярина Михаила Головина. Но, хотя первые работы Грибова в театре и были приняты с благожелательностью, к своему подлинному успеху он шел долго, сыграв немало эпизодов и вводов. Ему была свойственна некоторая неспешность, обстоятельность во всем, что делал. Никогда ничего не беря наскоком, он неторопливо «подбирался» к главному. Сам Грибов считал, что как актер он родился в роли Мужика с подвязанной щекой в спектакле «Бронепоезд 14-69» (1927), сыграв короткий эпизод очень сочно.
В 1928 Станиславский возобновил «Вишневый сад», Грибов сыграл в нем Яшу, а вскоре — Кота в «Синей птице» М. Метерлинка (1928), мужиковатого околоточный Медведева в «На дне» (1931).
А вообще он рано начал играть стариков, к чему располагала его внешность: степенный важный Собакевич в «Мертвых душах» по Гоголю (1934); буйный самодур Хлынов, обуреваемый безудержными фантазиями, в «Горячем сердце» А. Н. Островского (1938); опустошенный, погруженный в с трудом сдерживаемое отчаяние Чебутыкин в «Трех сестрах» Чехова (1940); коммерсант Василий Достигаев, виртуозно умеющий приспосабливаться к любой ситуации, в спектакле «Егор Булычов и другие» (1934). В 1938 в спектакле «Достигаев и другие» актер заострил характеристики своего Достигаева, сделав его более холодным, лощеным и изворотливым. Затем был отвратительный ханжа Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитатели», по Достоевскому), с наслаждением мучающий людей вокруг; вкрадчиво ласковый Лука, равнодушно «выпевающий» свои наставления в спектакле «На дне» М. Горького (на эту роль Грибов был введен в 1948), и др.
В игре актера прежде всего поражала внешняя простота, безыскусность, классическая ясность. И при отсутствии внешнего блеска — тонкое проникновение в психологию героев, сочность, продуманная выразительность рисунка роли с множеством узнаваемых бытовых деталей, богатая оттенками речь, обаяние и какое-то детское простодушие.
Грибов — актер широчайшего диапазона, в его репертуаре были и комедии и драмы, заглавные роли и виртуозно сыгранные эпизоды. При этом особенно узнаваемо, точно он играл персонажей из народа, они были душевно близки ему, эти простые люди из толпы, ищущие свой путь в жизни. И добряк-правдолюб Старик в «Воскресении», и крепкий крестьянин Фрол Баев в «Земле», и старый мудрый ткач Левшин во «Врагах», и грубоватый военфельдшер Глоба в «Русских людях» К. Симонова — за каждым из них стояла нелегко прожитая жизнь.
С удовольствием участвовал актер и в постановках классических пьес (уверенный в себе Малюта Скуратов в «Трудных годах» А. Н. Толстого, 1946; раболепный Фирс в новой редакции «Вишневого сада», 1958; изворотливый Земляника в «Ревизоре», 1966), а вот своих современников, или исторических героев играл нечасто — молодой ученый Гоша Филиппов из комедии В. Киршона «Чудесный сплав», Вася из «Квадратуры круга» В. Катаева. Среди немногих сыгранных актером исторических лиц — Ленин, которого он играл, несмотря на полное несовпадение внешности, в «Кремлевских курантах» (1942, Государственная премия СССР) и в спектакле «Цветы живые». В 1966 Грибов играл и во второй редакции «Кремлевских курантов».
Еще дважды актер был удостоен Государственной премии СССР за театральные работы: в 1946 за спектакль «Офицер флота» и в 1951 за спектакль «Плоды просвещения».
В своем последнем спектакле «Соло для часов с боем» (1973, Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского в 1974), пронзительном, грустном, в котором собрался «звездный» состав мхатовских стариков (Андровская, Яншин, Прудкин ,Станицын), Грибов сыграл старого часовщика Райнера с воистину молодым задором. Несмотря на возраст, он расставался со сценой на взлете.
Кино
Сам Грибов считал кинематограф для себя делом второстепенным, дополняющим работу в театре, не более. Дебютировал в кино в 1935 ролью комбата Горбунова в комедии «Горячие денечки», а всего сыграл почти в 60-ти фильмах, и во всех был удивительно органичен, естественен и колоритен, обладая даром одним жестом, одной выразительной деталью охарактеризовать своего персонажа. Он блистал в комедиях, был незаменим в экранизациях отечественной классики.
Тупой слуга Афанасий из фильма «Человек в футляре» (1939), самодовольный отец невесты из чеховской же «Свадьбы» (1944), жалкий неудачник Шмага из фильма «Без вины виноватые» (1945, а в 1963 он повторил Шмагу в театре), хитрый лентяй Осип в «Ревизоре» (1952), ревностный служака следователь Чубиков из «Шведской спички» (1954), напыщенный бюрократ Нехода в «Верных друзьях» (1954), бывалый капитан в «Полосатом рейсе» (1961), жадный торгаш Тимофей Храмов в «Начальнике Чукотки» (1966), клоун Эдвардс в «Гуттаперчевом мальчике» (1957), сыгранный на контрасте жизненной сдержанности и бурного темперамента, — все это яркие, сочные типы.
Благодаря отдаленному сходству Грибов трижды сыграл Ворошилова в фильмах «Клятва» (1946), «Падение Берлина» (1949) и «Донецкие шахтеры» (1950).
Сам Грибов больше всего любил своего тренера Воронова из фильма «Смелые люди» (1950; Государственная премия СССР, 1951), сильного и мужественного человека.
Актер охотно озвучивал и мультфильмы, увлеченно, азартно придумывая характеры своим персонажам.
В конце жизни с удовольствием стал работать на телевидении: снялся в телевизионных фильмах «День за днем», «Отец», «Учитель словесности».
С середины 1960-х гг. преподавал в Школе-Студии МХАТ им. Вл. Немировича-Данченко.

Т. В. Сергеева

ГРИБОВ Алексей Николаевич - фильмы (актерская работа):

Праздник новогодней елки (1991)
Конек-Горбунок (1975)
Как козлик землю держал (1974)
Соло для часов с боем (ТВ, 1974)
В мире басен (1973)
За все в ответе (1973)
Село Степанчиково и его обитатели (ТВ, 1973)
Враги (ТВ, 1972)
Куда летишь, Витар? (1972)
Рассказы старого моряка: Антарктида (1972)
День за днем (сериал, 1971)
Любимая роль (ТВ, 1971)
Поженились старик со старухой (1971)
Moy drug Martyn (1970)
Быль-небылица (ТВ, 1970)
Дядя Миша (1970)
Крушение империи (1970)
Любовь Яровая (1970)
Мой друг Мартын (1970)
Самый главный (1970)
В стране невыученных уроков (1969)
Возвращение с Олимпа (1969)
Если есть паруса (1969)
Барсуки (сериал, 1968)
Виринея (1968)
Зигзаг удачи (1968)
Песенка мышонка (1967)
Сказка о золотом петушке (1967)
Татьянин день (1967)
Гравюра на дереве (ТВ, 1966)
Медвежонок и тот, кто живет в речке (1966)
Начальник Чукотки (1966)
Происхождение вида (1966)
Дорога к морю (1965)
Учитель словесности (ТВ, 1965)
Донская повесть (1964)
Первый троллейбус (1964)
Рогатый бастион (1964)
Слепая птица (1964)
Что такое теория относительности (1964)
Сказка о старом кедре (1963)
Тараканище (1963)
Взрослые дети (1962)
Две сказки (1962)
Как рождаются тосты (1962)
Семь нянек (1962)
Впервые на арене (1961)
Муравьишка-хвастунишка (1961)
Полосатый рейс (1961)
Алешкина любовь (1960)
Бессонная ночь (1960)
Мертвые души (1960)
Слепой музыкант (1960)
Верные сердца (1959)
День рождения (1959)
Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева (1959)
Песня о Кольцове (1959)
Произведение искусства (1959)
Военная тайна (1958)
Дело «пёстрых» (1958)
Гуттаперчевый мальчик (1957)
Как поймали Семагу (1957)
Двенадцать месяцев (1956)
Снеговик-почтовик (1955)
Сын (1955)
Анна на шее (1954)
Верные друзья (1954)
Царевна-лягушка (1954)
Шведская спичка (1954)
Сеанс гипноза (1953)
Таинственная находка (1953)
Каштанка (1952)
На дне (1952)
Ревизор (1952)
Донецкие шахтеры (1951)
Ночь перед Рождеством (1951)
Спортивная честь (1951)
Секретная миссия (1950)
Смелые люди (1950)
Падение Берлина (1949)
Клятва (1946)
Без вины виноватые (1945)
Поединок (1944)
Свадьба (1944)
Первая Конная (1941)
Человек в футляре (1939)
Болотные солдаты (1938)
Поезд идет в Москву (1938)
Два брата (1937)
Горячие денечки (1935)

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2014-08-13 22:31:05
Алексей Грибов – изумительный актер!!! Я с удовольствием смотрю фильмы и спектакли с его участием. По комедийному гротеску ему равны разве что Безруков Сергей и Евгений Миронов.
2012-07-30 19:04:20
Любимый и гениальный актер всех времен кинематографии.