Биография Скорсезе Мартина
Скорсезе (Scorsese) Мартин (р. 17 ноября 1942, Нью-Йорк), американский кинорежиссер, сценарист, актер. По происхождению итальянец.
Выходец из злачного итальянского района в Куинсе, Скорсезе закончил католическую школу, изучал английский язык и литературу, а затем киноискусство в Нью-Йоркском университете. Имя Скорсезе связано с «Новым Голливудом». Идеологи этого направления Ф. Ф. Коппола, Д. Лукас и С. Спилберг поставили целью, во-первых, преодолеть разрыв между фильмом и аудиторией и, во-вторых, ввести американское кино в контекст европейских эстетических поисков, обусловленных развитием французской «новой волны», авторского кино Ф. Феллини, М. Антониони, Л. Висконти. Скорсезе последовательно развивал жанровую культуру «старого» Голливуда применительно к новейшим европейским веяниям.
Первую короткометражку Скорсезе снял еще в годы учебы в университете — «Что такая замечательная девушка, как ты, делает в таком месте?» (1963). В 1966 он получает докторскую степень по истории кино, а затем снимает еще две короткометражки: иронический портрет гангстера «Дело не только в тебе, Мюррей» и «Большое бритье» (1967). В полной мере дебют Скорсезе состоялся в 1969 фильмом «Кто стучится в дверь ко мне». В центре фильма герой (во многом альтер эго Скорсезе) в исполнении Харви Кейтела, мучается противоречивым отношением к женщинам, которых он делит на две категории: приличные девушки и шлюхи. Кейтел играл и в следующем фильме Скорсезе «Уличные сцены», снятом в модной эстетике синема-верите.
В последующих лентах герой перестает быть только «вторым я» автора. Главные ленты Скорсезе этого времени, сделавшие его одной из крупнейших фигур современного кино («Злые улицы»,1973; «Алиса здесь больше не живет», 1974; «Таксист», Гран-При Каннского кинофестиваля 1976), сняты в традиционных голливудских жанрах: гангстерский фильм, «фильм дороги», «черный фильм». В «Злых улицах» (с участием Кейтела и Роберта Де Ниро ), картине во многом автобиографической, рассказывается о черных парнях, живущих в итальянском квартале Нью-Йорка. Режиссер мастерски показывает водоворот уличной жизни, с непрерывными перестрелками, мордобоем, заемом и перезаемом денег, домашними заботами и прочим, однако зрителя не покидает ощущение, что героям все время приходят на ум ситуации из гангстерских фильмов, но некогда принять позу: постоянно меняется мизансцена.
В «фильме дороги» «Алиса здесь больше не живет» дорога все время обрывается — героиня, внезапно потеряв мужа, пытается с маленьким сыном на руках воплотить мечту юности — стать певицей: она ищет убежище, в том числе и в новой семье, и в конце концов готова отказаться от призвания. Хэппи энд был горек, хотя режиссера и упрекали в уступках Голливуду. А фильм «Таксист», история ветерана вьетнамской войны в исполнении Де Ниро, принес Скорсезе всеобщее признание. Герой Де Ниро работает ночным таксистом и перед его глазами проходит вереница маргинальных нью-йоркских персонажей, начиная от мужа-рогоносца с бессмертной фразой «Это моя жена. Но это не моя квартира» и заканчивая двенадцатилетней проституткой в исполнении Джоди Фостер.
Завоевав признание, режиссер вплоть до конца 1980-х годов с переменным успехом пробует вписаться в американские условия. Он снимает мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977) об джазовых музыкантах 1940-1950-х годов. Главную песню в этом фильме спел и прославил Фрэнк Синатра, а главные роли Роберт Де Ниро и Лайза Миннелли «Нью-Йорк, Нью-Йорк» стал для Скорсезе первым фильмом, в котором он педантично восстановил ушедший пространственно-временной мир.
Фильм-исследование человеческого одиночества и агрессии в ответ на него «Разъяренный бык» (1980) был увенчан премией «Оскар». Здесь вновь солировал Роберт Де Ниро, сыгравший реального чемпиона мира в среднем весе Джека Ламоттту. Далее следует сатира на масс-медиа «Король комедии» (1982), оригинальная, но чуть суховатая «черная» комедия «После работы» (1985) и самая большая коммерческая удача — фильм «Цвет денег» (1986) с Полом Ньюменом и Томом Крузом.
Все это время он обдумывает и наконец воплощает наиболее скандальную свою ленту «Последнее искушение Христа» (1988, по роману Н. Казандзакиса), где вновь задается вопросом, уже мучившим героя «Злых улиц»: можно ли выбрать добро, но избежать жертвы? Скорсезе — верующий католик, был шокирован устроенной ему обструкцией. В 1990-е годы он начинает как бы пересматривать собственное творчество, превращаясь в холодного желчного наблюдателя; при этом изображение достигает невероятной красоты, но из него изгоняется шероховатая грубость реальности. Из мира изымается религиозный вектор, и остается лишь страх наказания, как в фильме «Свои ребята» (1990), экранной версии документальной книги о гангстерах. А в «Мысе страха» (1992), римейке одноименной ленты Джека Ли Томпсона, режиссер блестяще соединяет атмосферу триллера с развенчанием традиционного морализма добропорядочных граждан, готовых ради наказания Зла идти на еще большее зло.
Наконец, в «Веке наивности» (1993, по роману Эдит Уортон) Скорсезе вообще уходит в стилизованное изображение светских ритуалов, заменивших для американцев 1970-х годов прошлого века реальную жизнь. В 1995 вышел его фильм «Казино», посвященный игорному бизнесу в Лас-Вегасе, в 1997 снял картину «Кундун» — историю нынешнего далай-ламы.