Биография Скорсезе Мартина
Скорсезе (Scorsese) Мартин (р. 17 ноября 1942, Нью-Йорк), американский кинорежиссер, сценарист, актер. По происхождению итальянец.
Выходец из злачного итальянского района в Куинсе, Скорсезе закончил католическую школу, изучал английский язык и литературу, а затем киноискусство в Нью-Йоркском университете. Имя Скорсезе связано с «Новым Голливудом». Идеологи этого направления Ф. Ф. Коппола, Д. Лукас и С. Спилберг поставили целью, во-первых, преодолеть разрыв между фильмом и аудиторией и, во-вторых, ввести американское кино в контекст европейских эстетических поисков, обусловленных развитием французской «новой волны», авторского кино Ф. Феллини, М. Антониони, Л. Висконти. Скорсезе последовательно развивал жанровую культуру «старого» Голливуда применительно к новейшим европейским веяниям.
Первую короткометражку Скорсезе снял еще в годы учебы в университете — «Что такая замечательная девушка, как ты, делает в таком месте?» (1963). В 1966 он получает докторскую степень по истории кино, а затем снимает еще две короткометражки: иронический портрет гангстера «Дело не только в тебе, Мюррей» и «Большое бритье» (1967). В полной мере дебют Скорсезе состоялся в 1969 фильмом «Кто стучится в дверь ко мне». В центре фильма герой (во многом альтер эго Скорсезе) в исполнении Харви Кейтела, мучается противоречивым отношением к женщинам, которых он делит на две категории: приличные девушки и шлюхи. Кейтел играл и в следующем фильме Скорсезе «Уличные сцены», снятом в модной эстетике синема-верите.
В 1972 Скорсезе сделал фильм «Берта по прозвищу «Товарный вагон», в котором превратил трагическую историю двух влюбленных периода Великой депрессии в аллегорию взаимоотношений Христа и Магдалины. Режиссер снял даже сцену распятия главного героя (в исполнении Дэвида Кэррадина) на стенке товарного вагона. Именно на съемках этого фильма исполнительница главной роли Барбара Херши дала Скорсезе книгу Никоса Казандзакиса «Последнее искушение Христа».
В последующих лентах герой перестает быть только «вторым я» автора. Главные ленты Скорсезе этого времени, сделавшие его одной из крупнейших фигур современного кино («Злые улицы»,1973; «Алиса здесь больше не живет», 1974; «Таксист», Гран-При Каннского кинофестиваля 1976), сняты в традиционных голливудских жанрах: гангстерский фильм, «фильм дороги», «черный фильм». В «Злых улицах» (с участием Кейтела и Роберта Де Ниро ), картине во многом автобиографической, рассказывается о черных парнях, живущих в итальянском квартале Нью-Йорка. Режиссер мастерски показывает водоворот уличной жизни, с непрерывными перестрелками, мордобоем, заемом и перезаемом денег, домашними заботами и прочим, однако зрителя не покидает ощущение, что героям все время приходят на ум ситуации из гангстерских фильмов, но некогда принять позу: постоянно меняется мизансцена.
В «фильме дороги» «Алиса здесь больше не живет» дорога все время обрывается — героиня, внезапно потеряв мужа, пытается с маленьким сыном на руках воплотить мечту юности — стать певицей: она ищет убежище, в том числе и в новой семье, и в конце концов готова отказаться от призвания. Хэппи энд был горек, хотя режиссера и упрекали в уступках Голливуду. А фильм «Таксист», история ветерана вьетнамской войны в исполнении Де Ниро, принес Скорсезе всеобщее признание. Герой Де Ниро работает ночным таксистом и перед его глазами проходит вереница маргинальных нью-йоркских персонажей, начиная от мужа-рогоносца с бессмертной фразой «Это моя жена. Но это не моя квартира» и заканчивая двенадцатилетней проституткой в исполнении Джоди Фостер.
Завоевав признание, режиссер вплоть до конца 1980-х годов с переменным успехом пробует вписаться в американские условия. Он снимает мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977) об джазовых музыкантах 1940-1950-х годов. Главную песню в этом фильме спел и прославил Фрэнк Синатра, а главные роли Роберт Де Ниро и Лайза Миннелли «Нью-Йорк, Нью-Йорк» стал для Скорсезе первым фильмом, в котором он педантично восстановил ушедший пространственно-временной мир.
Фильм-исследование человеческого одиночества и агрессии в ответ на него «Разъяренный бык» (1980) был увенчан премией «Оскар». Здесь вновь солировал Роберт Де Ниро, сыгравший реального чемпиона мира в среднем весе Джека Ламоттту. Далее следует сатира на масс-медиа «Король комедии» (1982), оригинальная, но чуть суховатая «черная» комедия «После работы» (1985) и самая большая коммерческая удача — фильм «Цвет денег» (1986) с Полом Ньюменом и Томом Крузом.
Все это время он обдумывает и наконец воплощает наиболее скандальную свою ленту «Последнее искушение Христа» (1988, по роману Н. Казандзакиса), где вновь задается вопросом, уже мучившим героя «Злых улиц»: можно ли выбрать добро, но избежать жертвы? Скорсезе — верующий католик, был шокирован устроенной ему обструкцией. В 1990-е годы он начинает как бы пересматривать собственное творчество, превращаясь в холодного желчного наблюдателя; при этом изображение достигает невероятной красоты, но из него изгоняется шероховатая грубость реальности. Из мира изымается религиозный вектор, и остается лишь страх наказания, как в фильме «Свои ребята» (1990), экранной версии документальной книги о гангстерах. А в «Мысе страха» (1992), римейке одноименной ленты Джека Ли Томпсона, режиссер блестяще соединяет атмосферу триллера с развенчанием традиционного морализма добропорядочных граждан, готовых ради наказания Зла идти на еще большее зло.
Наконец, в «Веке наивности» (1993, по роману Эдит Уортон) Скорсезе вообще уходит в стилизованное изображение светских ритуалов, заменивших для американцев 1970-х годов прошлого века реальную жизнь. В 1995 вышел его фильм «Казино», посвященный игорному бизнесу в Лас-Вегасе, в 1997 снял картину «Кундун» — историю нынешнего далай-ламы.