Алентова (Быкова) Вера Валентиновна

Биография Алентовой (Быковой) Веры Валентиновны

Алентова Вера Валентиновна (родилась 21.02.1942) – актриса кино и театра.

Детство

Вера Алентова родилась 21 февраля 1942 г. в Котласе, что в Архангельской области. Отец – Быков Валентин Михайлович (1917-1946), актер. Мать – Алентова Ирина Николаевна (1917- 1988), актриса, работавшая во многих театрах бывшего Советского Союза.

Отец умер, когда девочке не было еще и 4 лет, и с тех пор мама часто повторяла, что все у ее Верочки будет хорошо, потому что Бог жалеет сирот и помогает им. Вскоре Вера с мамой уехали в теплые и сытные края на Украину, навсегда оставив родной Север, но никогда не отрываясь от него душой. Став взрослой, Вера Валентиновна с гордостью называла своей родиной Север, она всегда считала северян людьми необыкновенными и замечательными.

Детство Веры, как почти и у всех военных и послевоенных детей, не было легким: еды было мало, о сладостях вообще даже мыслей не возникало, игрушки были из картона, заботливо вырезанные и разрисованные карандашом маминой рукой, из одежды – одно фланелевое платье, опять же сшитое мамой из своего старого халатика, из жилья – подвальное помещение гримуборной театра без дневного света. Мама много работала, Вера ходила в садик, потом в школу и подолгу оставалась одна с самого раннего детства.

Одиночество научило Веру думать о смысле бытия, ей никогда не было скучно с самой собой. Природная склонность к фантазиям мгновенно выводила ее в лидеры детского коллектива по части всевозможных игр. Она придумывала невероятные истории и разыгрывала их с дворовыми ребятами, раздавая им роли, как в театре, и придумывая им костюмы из цветов, листьев и всякого подручного материала: старых занавесок, дырявых кастрюль, рваных чулок и панамок.

Актеры периферийных театров – люди непоседливые, и Вера вместе с мамой часто меняла место жительства. В школу пошла на Украине, поучилась в Узбекистане, окончила десятилетку на Алтае. После школы поступала в медицинский институт в городе Барнауле, но, мечтая стать актрисой, одновременно с поступлением в ВУЗ решила втайне от мамы показать свои актерские данные в Барнаульском драматическом театре, где работала ее мама, и была принята в труппу на должность актрисы вспомогательного состава.

Но дома разразился невероятный скандал. Не помогло и заступничество отчима Веры, тоже актера, под крылом которого она и затеяла это сказочное превращение обычной школьницы в актрису, пусть даже и вспомогательного состава. Мама негодовала не только потому, что не была посвящена в "тайну", а еще и потому, что не признавала на профессиональной сцене любительщины. Она предложила дочери поехать в Москву и поступить в театральный институт: "Талантливая – возьмут, бездарная – нечего делать в театре".

Юность

Проработав год на барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, Вера следующим летом поехала в Москву с надеждой поступить и с желанием, что было в тот момент гораздо важней, доказать, что она талантлива и что ее желание стать актрисой не блажь, а вполне осознанное чувство правильно выбранного пути.

В 1961 году Вера приехала в Москву и поступила в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе (ВУЗ).

На 2-м курсе Вера вышла замуж за студента Володю Меньшова и тем самым подписала себе "приговор". Педагоги недоумевали и даже пытались удержать Веру от этого безрассудного шага. Студент Меньшов, по мнению большинства педагогов, был бесперспективен.

В 1965 г. Алентова и Меньшов окончили обучение. Жизнь оказалась суровее ожиданий. В момент выдачи дипломов и зачитывания листка распределения студентов выяснилось, что все студенты взяты на работу – кто в родимый МХАТ, кто в "Современник", а Вера, Володя и еще парочка совсем захудалых студентов не были нужны решительно никому. Меньшов уехал в Ставрополь, а Вера в 1965 году поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина, где сыграла ряд замечательных ролей классического и современного репертуаров.

Театр

В театре имени А.С. Пушкина не было актрисы такого плана, как Алентова, и Вера Валентиновна окунулась в мир своих детских грез, встретившись с драматургией Бернарда Шоу ("Шоколадный солдатик", 1966), Джона Б. Пристли ("Сокровище", 1976), Фридриха Шиллера ("Разбойники", 1975), Р. Огорда ("Сочная вырезка для фрекен Авсениус", 1982), Эдуарде де Филиппе ("Призраки", 1992).

Кроме того, Алентова играла в пьесах Александра Островского "Невольницы" (1972) и "Светит, да не греет" (1988), в спектаклях "Зыковы" (1968) и "Дети солнца" (1979) Максима Горького, в "Последних днях" Михаила Булгакова (1974), в "Кафедре" В. Врублевской (1981), а также в постановках произведений Валентина Катаева, Михаила Шолохова. И современная драматургия не обошла своим вниманием Алентову, а спектакли по пьесам Надежды Птушкиной, Леонида Зорина остались в ее репертуаре на долгие годы.

Владимир Меньшов, проработав год в Ставрополе и попробовав там себя в качестве режиссера, не оставил надежды на учебу во ВГИКе у Михаила Ромма, привез свои работы ему на суд и так ими и своим восприятием жизни понравился Михаилу Ильичу, что тот взял его сразу на 2-й курс, придумав специально для Меньшова "аспирантуру по режиссуре". В 1969 году у Алентовой и Меньшова родилась дочь Юля, которая росла, как все обычные дети. Став взрослой, Юлия решила пойти по стопам родителей и занялась актерским мастерством; со временем Юлия Меньшова увлеклась телевидением и сделала неплохую карьеру в качестве ведущей.

Алентова работала с разными режиссерами. Спектакль "Невольницы" по пьесе А. Островского в постановке молодого режиссера А. Говорухо наделал много шума в театральной Москве неординарностью решения всего спектакля и блистательной работой Алентовой – главной героини спектакля Евлалии. Художник В. Шапорин оформил спектакль так красочно и так точно, что каждое открытие занавеса и каждое появление Алентовой в новом костюме захватывало дух от невероятной красоты и встречалось бурными аплодисментами благодарных зрителей. Алентова получила диплом 1-й степени имени А. Островского за исполнение роли Евлалии, спектакль шел с очень большим зрительским успехом много лет.

Спектакль "Я женщина" по сценарию В. Мережко был поставлен режиссером Б. Морозовым в 1984 году. Алентова играла свою героиню Машу, находящуюся на грани нервного срыва, в таком мощном эмоциональном накале, что зрители еще долго после окончания спектакля были под его воздействием. Спектакль на многие годы стал любимцем театральной Москвы, на него невозможно было достать билет, его смотрели по несколько раз, а театральные фанаты помнили еще долгие годы все перипетии страданий полюбившейся Маши и жалели, что спектакль больше не шел.

Кино

Отношения с кино начались сразу по окончании института, но тут же и прервались: Алентова сыграла в мало кем замеченном фильме "Дни летные" (1965).

Следующей роли Вера Алентова дождалась только через десять лет, она снялась в телевизионной восьмисерийной "Такой короткой долгой жизни" (1975). Главная героиня Настя, сыгранная Алентовой, начинает свою жизнь на экране совсем молодой женщиной, вся ее нелегкая судьба, связанная с потерей ребенка, переездом из деревни в город, войной, обретением нового трудного счастья, рождением другого ребенка и воспитанием его, проходит на глазах зрителей в течение почти 20 лет. Фильм вышел на телеэкраны в 1976 году, тогда сериалы были внове, Москва завороженно следила за ставшими родными героями телефильма. Алентова не боялась быть на экране некрасивой. Она с нечастой для молодой актрисы отвагой позволила изуродовать себя – прилизать волосы, оттопырить уши и превратить в не самое аппетитное существо на свете.

Потом была еще одна незаметная роль в незаметном фильме "Рождение" (1976), но все перечисленные не великие по объему работы, что называется, не работы и были. По большому счету – не считается.

По большому счету дебют и он же звездный час Веры Алентовой пришелся на 1979 г., когда Владимир Меньшов, ее супруг, неожиданно для всех выстрелил кинороманом "Москва слезам не верит". История трех подруг-лимитчиц, которая из пятидесятых в перерыве между двумя сериями выпрыгивала в восьмидесятые, стала всенародным шлягером (его и спустя много лет телеканалы отнюдь не забывали: то на одном мелькнет, то на другом – и публика не роптала, с удовольствием вкушала).

В феврале 1980 года фильм вышел на экраны страны и начал свое победное шествие по всему миру. Его сразу же купили для проката более 100 стран, а исполнителей главных ролей рвали на части, приглашая на премьеры на все континенты земного шара. За один только 1980 год и только в нашей стране фильм посмотрели 84,4 млн зрителей в кинотеатрах по всей стране – такие цифры творцам кинематографа и самому Меньшову могли привидеться либо в сладком сне, либо в горячечном бреду. Впрочем, может, зрителей было и меньше – некоторые ходили и по два, и по три раза.

Алентовой там досталась – наверно, не будем лукавить, не в последнюю очередь по праву жены – главная роль, и попадание оказалось снайперским. Краснеть за тот свой выбор и ловить ироничные взгляды мужу-режиссеру не пришлось. Актриса сыграла Катю Тихомирову, которая собственными силами – силой характера в первую очередь – выбилась из заводских замухрышек-многостаночниц в директора крупного предприятия, попутно закончив институт и вырастив красавицу-дочку. А под финал на нее еще и сваливалось невероятное личное счастье – встреченный в электричке слесарь с нечищенными ботинками и лицом Алексея Баталова.

Тому, что фильм кроме прочих международных наград получил еще и "Оскара", можно радоваться, но не особо удивляться – ведь Меньшов предложил советскую версию американской мечты и исполнялась эта мечта для героини Алентовой. Да и для нее самой тоже: всенародная слава, титул лучшей актрисы года по опросу "Советского экрана" и проч.

Судьбы Кати Тихомировой и самой Алентовой во многом схожи. Обе приехали в Москву из провинции, обе прежде, чем заработать в столице квартиру, намаялись в общежитиях. Алентова рожала дочь Юлю и растила ее, живя в общежитии театра им А.С. Пушкина. А ее супруг Владимир Меньшов в это же время жил в другом, ВГИКовском общежитии, где получал второе высшее образование. Ситуация идиотская, но квартиру или хотя бы комнату в семейном общежитии молодой паре спешить не давали. И, как писал Маяковский, "семейная лодка разбилась о быт".

Алентова и Меньшов были далеко не единственными, кто в подобной ситуации принял решение расстаться. Удивительно другое: прожив не один год врозь, Вера и Владимир вновь соединили свои судьбы. "То, что мы снова стали жить вместе – большое счастье. Я уверена, что расставание пошло нам на пользу. Думаю, если бы мы не расстались тогда, то наверняка бы расстались позже. Но уже никогда бы не соединились", – сказала как-то Алентова.

В 1983 году на экраны страны вышел фильм "Время желаний" режиссера Юлия Райзмана с Алентовой в главной роли. Это был последний фильм великого мастера и остался в благодарной памяти актеров, с ним работающих, как прикосновение к некой тайне. Тихо и неспешно Райзман умел создавать на съемочной площадке атмосферу любви и поклонения друг другу.

Алентова сыграла в этом фильме одинокую женщину Светлану Васильевну, которая решила выйти замуж за пожилого героя Анатолия Папанова. За эту роль актриса была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР (1986). В 1992 году Вера Валентиновна получила звание Народной артистки РСФСР.

Еще одна заметная роль – стервозная учительница Валендра в экранизации повести Бориса Васильева "Завтра была война" (1987).

В 1995 году, снимая комедию "Ширли-Мырли", Меньшов решил доказать, что Алентова – не только социальная героиня а-ля Катя Тихомирова из "Москвы...", но и первостатейная эксцентрическая актриса. Вот он и поручил ей сексуально озабоченную американку Кэрол Абзац, цыганку Земфиру Алмазову, негритянку-стюардессу и Люську, пассажирку лайнера, который держит курс на Канары. Сказать, что Алентова с задачей не справилась, было бы преувеличением. Местами это забавно. Сказать, что обнаружила чудный эксцентрический дар, было бы еще большим преувеличением. Сказать, что юные девы – а по сюжету невеста вполне молода – это уже не ее епархия, было бы просто бестактностью, но мысли таковые возникали.

Еще одна кинороль Веры Алентовой – Соня в фильме Владимира Меньшова "Зависть богов", вышедшем на экраны в 2000 году, заслуживает отдельной строки. Это работа мастера, а сама Алентова считала эту роль предварительным подведением итога прожитой жизни. Фильму "Зависть богов" удалось с почти документальной точностью восстановить атмосферу 1980-х годов, в которых всепоглощающая любовь героини Алентовой Сони и французского переводчика Андре обречена на трагическую гибель.

Тем не менее, критики встретили фильм "Зависть богов" с ехидством. Героиня фильма на энное количество лет моложе самой актрисы, что не мешает Алентовой в некоторых сценах обнажаться и предаваться бешеной страсти по ходу сюжета то в кузове грузовика, то на сеновале. Часть представителей журналистской братии не преминула съязвить по этому поводу. На что актриса парировала: "Критика перешла в руки женщин. Причем женщин неустроенных, мало получающих, обделенных жизнью. Все это я читаю в их рецензиях".

Если быть справедливыми, актриса имела право на подобный упрек. Алентова, несомненно, выглядела моложе своих лет и органично смотрелась в роли Сони, которую безумно любит французский журналист. Она, как героиня одной известной пьесы, могла сказать о себе: "Мне 39 лет. На всю оставшуюся жизнь".

Поздние работы в театре

В 1993 году Алентову пригласил к себе в антрепризу Леонид Трушкин. Его театр знаменит шумными премьерами и громкими именами. Спектакли театра всегда пользовались неизменной любовью зрителей.

Чуть позже Алентова стала актрисой Театра имени Антона Чехова, где она занята в спектаклях "Пизанская башня" Н. Птушкиной, "Чествование" Слейда, "Поза эмигранта" Г. Слуцки и др. В спектакле "Пизанская башня" Алентова играла вместе с Владимиром Меньшовым. Супруги играли супругов, проживших долгую совместную жизнь. Одноактный спектакль – это диалог двоих: воспоминания, слезы и смех, казалось бы, неизбежный развод, которого все же не случилось.

Частная жизнь

В 1993 году Алентова стала президентом Благотворительного федерального фонда социальной защиты членов СТД Российской Федерации. Фонд старался в меру своих малых сил помочь театральным работникам, попавшим в беду, и неработающим театральным деятелям, живущим в острой нужде.

Еще в относительно молодом возрасте Алентова с мужем начали жить в небольшой квартире в центре Москвы недалеко от Белорусского вокзала. О том, что там жила дочь Юленька, ставшая впоследствии телезвездой Юлией Меньшовой, напоминало большое собрание мягких игрушек в бывшей детской. С супругами жил еще один член семьи – кокер-спаниель Чарли. Его смерть семья Меньшовых пережила как настоящую трагедию. В коридоре повесили портрет Чарли. Алентова всегда любила рассказывать, каким он был музыкальным, "всегда подвывал Меньшову или телевизору, если там кто-нибудь пел, особенно любил оперные арии".

Меньшовы всегда жили, что называется "открытым домом". Коллеги заходили к ним запросто, в том числе и чтобы занять денег. Супруги в этом смысле люди отзывчивые, благо на своем веку много трудностей видели. Ремонт и дизайн квартиры – дело рук Алентовой. В семье Меньшовых вообще интересное распределение обязанностей. Жена больше по мужской части: и гвоздь забьет, и обивку для мебели выберет. Зато на кухне в основном царствовал Владимир Меньшов: "Муж родился в Баку, а на Кавказе мужчины все готовят сами, женщин близко не подпускают. Володя готовит быстро и вкусно, в этом смысле он виртуоз. Я же в этом деле не спец, наверно, потому что моя мама не умела готовить. А вот Юляша хорошо готовит, потому что видела, как это делает папа".

К возрасту Алентова всегда относилась философски: "Помню, когда мне исполнилось двадцать три года, я была жутко огорчена. Мне казалось, в этом возрасте за плечами уже должны были быть великие дела. Теперь я мудрее и считаю, что жизнь прекрасна. У меня есть семья, дочка, внук. Это тоже великие дела".

Поддерживать форму актрисе помогали не фитнесс-залы, а жесткая самодисциплина. Алентова всегда внимательно относилась к лишним килограммам. Напольные весы с юности прописались в ее квартире. Актриса поправлялась в жизни всего раз, но извлекла из этого хороший урок. "Помню, лет двадцать назад я бросила курить. Об этом меня попросила дочка. И сразу набрала лишние килограммы. Это была катастрофа, потому что я играла в театре классику, все костюмы с корсажами. Костюмеры предложили расставить, но я мужественно решила худеть. Воспользовалась маминым советом: если хочешь похудеть, ешь одну треть того, что привыкла есть за день. Помогло. Но, по большому счету, я не поклонник диет. Считаю, что организму нужно все, но в разумных пределах. Что же касается привычки курить, то я к ней несколько раз возвращалась. По той причине, что курили мои киногероини. Это невероятно трудно – в кадре курить, а в реальной жизни – нет. Сейчас держусь".

На вопрос о планах на будущее Вера Алентова отвечала обычно так: "Планов никаких не строю. Я по натуре фаталист. Будет то, что будет. Поэтому никогда ничего не планирую. Гораздо интереснее, когда жизнь преподносит сюрпризы".

Награды и премии

Заслуженная артистка РСФСР (1982).

Народная артистка РФ (1992).

Лучшая актриса 1980 г. (по результатам опроса журнала "Советский экран").

Лауреат Государственной премии СССР (1981, за фильм "Москва слезам не верит").

Премия МКФ в Брюсселе "Сан-Мишель" за лучшую женскую роль (1981, за фильм "Москва слезам не верит").

Лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых (1986, за фильм "Время желаний").

Кавалер ордена Дружбы (2001).

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки