АРИНБАСАРОВА Наталья Утевлевна

Биография АРИНБАСАРОВОЙ Натальи Утевлевной

Родилась 24.09.1946, Москва

Заслуженная артистка РСФСР (1979) и Казахстана
Лауреат Государственной премии СССР
Дважды лауреат премии Ленинского комсомола
Обладательница золотого кубка Вольпи 26 международном кинофестивале в Венеции (1966)
Лауреат Государственной премии СССР
Дважды лауреат Ленинского комсомола

Детство

Наталья Аринбасарова родилась в Москве 24 сентября 1946 года. Ее папа был военный, а мама занималась детьми, - их в семье было пятеро. Когда отец окончил Военную Академию им. Фрунзе, его, как это часто бывает с офицерами, стали переводить с места на место. После ряда переездов семья обосновалась в Алма-Ате, и там, наконец, сбылась мечта Натальи - она поступила в балетную школу. Через год ее и группу ребят отправили в Москву в Академическое хореографическое училище при ГАБТ СССР.

Встреча с Кончаловским

В 1964 году Наталья Аринбасарова окончила Хореографическое училище Большого театра. Поскольку за ее обучение платила республика, выпускницу должны были направить обратно в Алма-Ату, танцевать в Театре Оперы и Балета. Так бы и случилось, если бы не Андрон Кончаловский. Как раз в то время он искал героиню на роль Алтынай в фильме «Первый учитель». Просмотрев учениц в младшем классе, Кончаловский выбрал одну из них, но на другой день воспитатели ошиблись и послали на «Мосфильм» Аринбасарову. Кончаловский, увидев девушку, удивился, однако вида не подал. Он побеседовал с Натальей и утвердил ее на роль. Так что сразу же после получения диплома Аринбасарова вылетела на съемки во Фрунзе.
На съемках Андрон Кончаловский и Наталья Аринбасарова поженились. Через два года родился сын Егор. А роль Алтынай в фильме «Первый учитель» принесла ей высшую награду кинофестиваля в Венеции. Претендентами на Золотой кубок в этой номинации были Джейн Фонда в фильме Роже Вадима «Добыча» и еще две известные актрисы - Джули Кристи и Ингрид Тулин. Но наша Наталья обошла признанных звезд.

ВГИК

Во ВГИК Наталью Аринбасарову приняли, можно сказать, под бурные аплодисменты. На вступительных экзаменах юную абитуриентку осаждали фоторепортеры и корреспонденты. Мэтра отечественного кино Сергея Герасимова просили сняться со своей будущей студенткой, и он охотно соглашался.
Сергей Аполлинариевич запрещал своим студентам сниматься в кино. «Я не позволю вам бегать по киностудиям и предлагать свои услуги. Надо сначала чему-то научиться», - говорил он. Но для Натальи мэтр отечественного кинематографа делал исключение. Так молодая звезда снялась в фильме «Ташкент - город хлебный». Сценарий к этой картине написал Андрон Кончаловский по повести Неверова, специально введя в повествование небольшую роль для Натальи. Она сыграла Сауле - девушку чекистку, которая погибает от рук бандита.
В студенческие годы Наталья также снялась в главных ролях в фильмах «Песнь о Маншук» (Маншук Маметова), «Спокойный день в конце войны» (Адалат), «Джамиля» (Джамиля). Картина «Джамиля» по Чингизу Айтматову имелп большой успех. В фильме рассказывалось о красивой, острой на язык девушке, которая уходит от обеспеченной, налаженной жизни к одинокому, неустроенному Данияру. Она полюбила этого угрюмого, неразговорчивого человека, разгадав в нем возвышенную и чистую натуру.

Снялась Наталья Аринбасарова и в картине самого Сергея Герасимова – «У озера». Этот фильм он задумал специально, чтобы снять весь свой курс. А курс был действительно замечательным, и, что интересно, богатым на Наталий. С Натальей Аринбасаровой учились: Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова. А еще Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Сергей Никоненко и Николай Губенко. Впоследствии все они стали звездами отечественного кинематографа.
В фильме Герасимова Наталья Аринбасарова сыграла роль Кати Алзоевой. Она вспоминает: «Помню, как Тамара Федоровна мне с интригующим видом сказала: «Наташа, Сергей Аполлинариевич пишет для тебя роль». И когда он читал сценарий, я с замиранием сердца ждала, когда же, когда же будет моя роль. Роль небольшая, но почему-то зрители помнят меня больше всего по этой роли. Я там играла Катю Алзоеву, молодую девушку-балеринку. Он впервые использовал мою прежнюю профессию в кино».

Мужья и дети
ВГИК Наталья Аринбасарова окончила в 1971 году. Но еще до этого она рассталась с Кончаловским. Он ушел, оставив Наталью с маленьким сыном Егором на руках. С Кончаловским они расстались из-за того, что он хотел уехать за границу на постоянное место жительства. Для этого надо было жениться на иностранке (Кончаловский женился на французской актрисе Маше Мериль). Наташа и Егор были препятствием, но препятствовать она не стала.

С Кончаловским они сохранили хорошие отношения. Наталья благодарна ему за то, что он дал хорошее образование сыну за границей, - ведь за обучение в Кембридже и Оксфорде надо платить немалые деньги. Егор Кончаловский учился на искусствоведческом отделении. Вернувшись в Москву, он создал рекламное агентство, а впоследствии стал, как и отец, известным режиссером.
Наталья не осталась одна. Женщина редкой красоты (и не только внешней) она впоследствии стала женой художника и кинооператора Николая Двигубского. Их дочь Катя Двигубская окончила актерское отделение ВГИКа, но решила сама снимать кино и затем поступила на Высшие режиссерские курсы.

О Кате надо говорить отдельно. Она актриса, сценарист, режиссер. Наконец, просто красавица. Осенью 1999 года вышла книга «Лунные дороги» - книга о Наталье Аринбасаровой, о ее детстве, балетной юности, киношной карьере, детях и мужьях. Катя писала ее по рассказам мамы, став, по сути, ее биографом.
Но и с Двигубским Наталья рассталась, третьим ее мужем стал режиссер Эльдор Уразбаев. Наталья Аринбасарова рассказывает: «Причины личных катастроф были сугубо личные, и я не могу пожаловаться, что мужья относились ко мне пренебрежительно. Андрон всегда заставлял меня заниматься самообразованием, Коля Двигубский - прекрасный художник - очень уважительно относился к моей профессии, у Эльдора Уразбаева я снялась в нескольких фильмах. Все трое считают, что я хорошая актриса, и все поддерживали меня в моем творчестве. У Эльдора тоже двое детей, и я всегда старалась, чтобы они приходили в наш дом и чувствовали себя тут комфортно. И они по сей день приходят и считают меня родственницей, бабушкой их детей».
А вот что рассказывает Катя: «У мамы со всеми мужьями остались прекрасные отношения, наверное, поэтому Андрон ко мне прекрасно относился и даже предложил напополам с папой оплатить мое образование за рубежом. С папой у меня тоже отличные отношения - с годами он стал мне много интереснее. В детстве, конечно, были обиды, что он не так внимателен ко мне, как хотелось бы, но с возрастом это все забылось. Эльдор, который вырастил меня, был мне настоящим отцом, поставил меня на ноги, и благодаря ему очень многое состоялось в моей жизни. В самые сложные моменты он всегда был рядом, был моей спиной, плечом...»
Лакомый кусочек

Но вернемся к творчеству актрисы. Специалисты говорят, что Наталья Аринбасарова для кинематографа – «лакомый кусочек». Это актриса, которая подходит ко всему творчески, и каждая ее роль, - это всегда маленький шедевр. В фильме «Транссибирский экспресс» (1977) кинорежиссера и третьего мужа Эльдора Уразбаева Наталья сыграла небольшую, но яркую роль Айжан. Для того, чтобы по настоящему войти в образ Наталья попросила сшить ей шифоновое платье, поскольку оно придавало воздушность образу девушки.
В 70-е – 80-е годы актриса создала на экране такие образы, как: Гульсара, жена Азата в фильме «Улан», Шафан в фильме «В ночь лунного затмения», Камшат Сатаева в фильме «Вкус хлеба», Гулькан в фильме «Серебряный рог Ала-Тау», Карагоз в фильме «Дополнительные вопросы», Наташа в фильме «Секунда на подвиг», музыковед Марина в детективе «Визит к Минотавру», Рашида Аббасовна Рамазанова в детективе «Вход в лабиринт» и др.

В фильме «Система-Ниппель», который в 1990 году снял Александр Панкратов-Черный, Аринбасарова сыграла небольшую и не типичную для себя роль пьяницы. Она была в восторге, когда поняла, что получилось убедительно. Примечательно то, что снимали этот фильм во времена «сухого закона» в настоящей очереди за водкой.
В новом веке актриса, после длительного перерыва, вернулась на киноэкраны. Ее можно увидеть в ролях: директора детдома в картине «Побег», матери Мустафы в российско-казахской ленте «Мустафа Шокай», тети Култпан в фильме «Мика и Альфред».

О своей жизни

В одном из интервью Наталья Аринбасарова как-то призналась: «Может быть, моя карьера могла бы и лучше сложиться. Я хотела бы сыграть в классике - Шекспира, Островского, но мне предлагали в основном одни и те же типажи - мои внешние данные ограничивали меня в выборе ролей... Но если так подумать... Ну, сыграла бы я на десять ролей больше. И что? Зато сейчас у меня очень приятный период в жизни, потому что меня воспринимают не как актрису, а как мать взрослых детей…»

АРИНБАСАРОВА Наталья Утевлевна - фильмы (актерская работа):

А.Л.Ж.И.Р. (сериал, 2018)
Сильная слабая женщина (сериал, 2018)
Kholodnoe serdtse (мини-сериал, 2016)
Муж с доставкой на дом (мини-сериал, 2016)
Холодное сердце (ТВ, 2016)
Врачиха (сериал, 2014)
Разрывая замкнутый круг (2014)
Сон как жизнь (мини-сериал, 2014)
До смерти красива (сериал, 2013)
Путь лидера (2013)
Сердце мое - Астана (2012)
Твой мир (сериал, 2012)
Возвращение в А (2011)
Небо моего детства (2011)
Все ради тебя (сериал, 2010)
Мелодия любви (ТВ, 2010)
Нежданная любовь (2010)
Москва, я люблю тебя! (2009)
Правосудие волков (2009)
Рай для мамы (2009)
Мустафа Шокай (2008)
Наследство (сериал, 2008)
Маршрут (сериал, 2007)
Одна любовь души моей (сериал, 2007)
Сделка (сериал, 2006)
Люба, дети и завод… (сериал, 2005)
Побег (2005)
Антикиллер 2: Антитеррор (2003)
Молитва Лейлы (2002)
Саранча (сериал, 2001)
Наташа (1997)
За что? (1995)
Мольба о прощении (1994)
Слабое сердце (1994)
Трам-тарарам, или Бухты-барахты (1993)
Прекрасная незнакомка (1992)
Семьянин (1991)
Нет чужой земли (ТВ, 1990)
Русская рулетка (1990)
Система «Ниппель» (1990)
Вход в лабиринт (мини-сериал, 1989)
Амуланга (1987)
Визит к Минотавру (мини-сериал, 1987)
Корабль пришельцев (1985)
Секунда на подвиг (1985)
Иона, или Художник за работой (1984)
Первая конная (1984)
Первый (1984)
Сладкий сок внутри травы (1984)
Провинциальный роман (1981)
Три дня праздника (1981)
Вкус хлеба (1979)
Серебряный рог Ала-Тау (1979)
В ночь лунного затмения (1978)
Дополнительные вопросы (1978)
Транссибирский экспресс (1977)
Улан (1977)
Встречи на Медео (ТВ, 1976)
Выбор (ТВ, 1975)
Там, где горы белые... (1973)
У старой мельницы (1972)
Ночь на 14-й параллели (1971)
Спокойный день в конце войны (1970)
У озера (1970)
Песнь о Маншук (1969)
Джамиля (1968)
Ташкент - город хлебный (1967)
Первый учитель (1965)

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2019-06-01 12:31:01