Биография Эдит Пиаф
Эдит Пиаф – французская певица, актриса.
Детство
Эдит родилась в Париже 19 декабря 1915 года. Ее мама Анита Майяр была не очень успешной актрисой, она выступала на сцене под псевдонимом Лина Марса. Отец Эдит Луи Гассьон был акробатом. В начал Первой Мировой войны Луи ушел на фронт. Когда родилась Эдит, Луи специально взял двухдневный отпуск, чтобы увидеть свою малышку.
В 1917 году Луи Гассьон узнал, что Анита ушла от него, а их общую дочку она отдала своим родителям. Маленькая Эдит жила в жутких условиях. Бабушке по материнской линии было на нее наплевать. Чтобы ребенок не путался под ногами, бабушка наливала ей в бутылочку разбавленное вино. Луи забрал свою дочку и отвез ее в Нормандию к своей матери.
Бабушка Эдит по отцовской линии была владелицей публичного дома. Внучку она очень любила. В три года семья узнала, что Эдит слепа. Выяснилось, что в первые месяцы жизни у малышки начал развиваться кератит, но людям, которые присматривали за ней тогда, не было до здоровья Эдит никакого дела. 19 августа 1921 года бабушка Гассьон отвезла Эдит к святой Терезе в Лизье. Через шесть дней девочка прозрела. Кстати, первым, что она увидела, было пианино.
Некоторое время Эдит училась в школе в Нормандии, однако родители ее соучеников не были рады девочке, живущей в публичном доме. Луи забрал дочь в Париж. Эдит, которой тогда едва исполнилось девять, стала помогать отцу зарабатывать деньги – они вместе выступал на городских площадях. Луи показывал акробатические номера, а Эдит пела. Вскоре талантливую девушку заметили люди из кабаре «Жуан-ле-Пен» и пригласили ее петь к ним. Так началась самостоятельная жизнь Эдит.
Творческий путь
В 1935 году Эдит получила место в программе кабаре «Жернис», принадлежащего Луи Лепле. Лепле придумал для Эдит звучную фамилию – Пиаф, что означает «воробушек». Миниатюрная Эдит (ростом всего 147 сантиметров!) пела «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей». Малышка Пиаф (именно так ее и называли в труппе и зрители) вскоре стала очень популярной. Особенно сильно она почувствовала славу после того, как выступила на радио и пленила своим очарованием всех слушателей. Правда, спустя некоторое время любовь зрителей превратилась в ненависть. Луи Лепле убили выстрелом в голову, и Эдит Пиаф была одной из подозреваемых.
Жизнь стала понемногу налаживаться, когда Эдит познакомилась с поэтом Раймоном Ассо. Он научила ее тонкостям профессии артиста, рассказал о правилах этикета и других житейских мудростях. Ассо писал для Пиаф песни, всячески помогал ей стать настоящей звездой. Благодаря Раймону Эдит выступала в парижском мюзик-холле «АВС», где Пиаф поразила всех присутствующих глубиной своего голоса и драматическим талантом.
В начале Второй Мировой войны Эдит ушла от Раймона Ассо и начала работать с режиссером Жаном Кокто. Пиаиф сыграла в пьесе Кокто «Равнодушный красавец». Постановка имела успех, да такой, что режиссер кино Жорж Лакомб захотел снять по ней фильм. Эдит он предложил главную роль. В 1941 году картина «Монмартр на Сене» вышла на экраны.
Во время войны Эдит Пиаф вела такую борьбу с врагами, которую могла себе позволить вести. Она выступала в Германии перед французскими военнопленными, а после концертов раздавала им автографы и необходимые для побега предметы. Устраивала концерты в пользу семей, потерявших родных на войне. Во время оккупации она выступала в лагерях в Германии и фотографировалась с немецкими офицерами и пленными французами якобы на память; а на самом деле Пиаф потом отдавала эти снимки тем, кто делал поддельные документы для солдат, сбежавших из лагеря.
После войны Эдит Пиаф продолжала свою творческую деятельность. Она помогала многим начинающим артистам пробиться к вершинам славы – например, Шарлю Азнавуру, Иву Монтану и другим. Несмотря на несчастливую личную жизнь (о ней напишем ниже), Эдит растворялась в музыке, в концертах, в гастролях. На сцене она блистала, была звездой, а за кулисами – одинокой женщиной, пристрастившейся к морфию. В зависимость от морфия Эдит попадала дважды – один раз после смерти своего любовника, второй – после аварии. В 1952 году она попала в две автокатастрофы подряд, сломала руки и ребра, из-за чего ей делали уколы морфия. И все это время, как бы тяжело ни было на душе, Пиаф работала. Выступала с музыкальными программами во Франции и в Америке на лучших площадках и снималась в кино – «Звезда без света» (1945), «Девять парней, одно сердце» (1947), «Париж всегда поет» (1950), «Тайны Версаля» (1954), «Французский канкан» (1954), «Любовники завтрашнего дня» (1959). Последнее выступление Эдит Пиаф состоялось в последний день марта 1963 году в оперном театре французского города Лилль.
Личная жизнь
В 1932 году Эдит Пиаф начала жить с Луи Дюпоном, владельцем магазина. 11 февраля 1933 года у пары родилась дочка Марсель. Луи хотел, чтобы Эдит бросила работу, но Пиаф решила, что лучше ей бросить Луи. Марсель осталась с Эдит, но вскоре Луи выкрал ребенка. Вскоре малышка Марсель заболела туберкулезным менингитом и умерла летом 1935 года.
У Эдит Пиаф было много романов. Так, она два года жила с молодым певцом Ивом Монтаном, встречалась (по слухам) с актрисой Марлен Дитрих, была любовницей женатого боксера Марселя Сердана. В октябре 1949 года Марсель разбился на самолете, когда летел к Эдит в Нью-Йорк. Пиаф тяжело переживала потерю возлюбленного.
В 36 лет Эдит вышла замуж за певца Жака Пилса. Брак был скоротечным. В возрасте за 40 Пиаф стала жить с 27-милетним Теофанисом Ламбукисом – Тео Сарапо, который был с ней до последнего ее вздоха. Эдит была больна раком. Тео ухаживал за любимой женщиной, когда ей стало совсем плохо, кормил ее, выводил подышать свежим воздухом. И хотя в прессе говорили о неискренности их чувств, поведение Сарапо говорило об обратном.
Смерть
Эдит Пиаф умерла 10 октября 1963 года. Ее похоронили на кладбище Пер-Лашез. Проводить французского воробушка в последний путь пришли более 40 тысяч человек.