Биография Мерлин Монро
Настоящие имя и фамилия: Норма Джин Бейкер Мортенсон.
Мерлин Монро родилась 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе, умерла 5 августа 1962 в Брейтвуде (Калифорния).
Трагедия Мерлин Монро
Училась в Актерской студии в Нью-Йорке. Легенда при жизни и легенда после смерти, Мерлин Монро прожила яркую, но короткую и трудную жизнь. Секс-символ Америки, предмет мечтаний тысяч мужчин, красавица, которой завидовали миллионы женщин, актриса, чей стремительный "взлет" на вершину киноолимпа казался чудом, она на самом деле была фигурой трагедийной. Неудавшаяся личная жизнь и напрасные попытки доказать режиссерам, что "красотка Мерлин" способна на нечто большее на экране, чем демонстрация своих прелестей - вот основные причины трагедии, разыгравшейся в богатом особняке, где утром 5 августа 1962 г. полицией было обнаружено тело Мерлин.
Но, наверное, для того чтобы понять всю глубину этой трагедии, имеет смысл вернуться в прошлое, когда белокурая Норма Джин постигала первые уроки жизни. А они были более чем суровы: нищета, истерики матери, изнасилование отчимом, когда девочке минуло лишь восемь лет, ощущение одиночества и тоски.
И кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Мерлин Монро, если бы природа не наградила ее прекрасным телом, удивительной кожей и хорошеньким личиком, где обаяние ангела сочеталось с соблазнительностью искусительницы. Неудачный ранний брак, быстро завершившийся разводом и приглашения работать фотомоделью и манекенщицей - такова была юность Мерлин Монро. Первое предложение сняться в кино поступило в 1947 году, когда начинающая актриса появилась в эпизоде фильма "Опасные годы". Затем последовало еще несколько небольших ролей в фильмах "Скудда-У! Скудда-эй! " (1947), "Дамы из кордебалета" (1949), "Шаровая молния" (1950) и др. Хорошенькая молодая актриса понравилась публике и критикам. Особенно была отмечена ее игра в знакомом нам фильме "Все о Еве", где в небольшом эпизоде Мерлин Монро (к этому времени она уже выбрала себе псевдоним) сумела передать целую палитру чувств и эмоций, которые снедают маленькое честолюбивое создание - ее героиню мисс Косуэлл, начинающую актрису, мечтающую стать звездой и не брезгующую для этого никакими средствами.
Однако для режиссеров Мерлин Монро прежде всего оставалась красивой, сексапильной женщиной, и никто из приглашавших ее сниматься не видел и не хотел видеть в ней актрису. Этим объясняется и репертуар лент с ее участием. О содержании фильмов можно судить даже по их названиям: "Любовное гнездышко" (1951), "Давай поженимся" (1951), "Мы не женаты" (1952), "Можно входить без стука" (1952), "Джентльмены предпочитают блондинок" (1953), "Как выйти замуж за миллионера" (1953) и др. Мерлин становится звездой, ее фотографии в вечерних туалетах и "без" расходятся в миллионных тиражах, а на страницах прессы постоянно смакуются мельчайшие подробности ее личной жизни. Когда же в 1956 году становится известно, что очередным мужем М. М (так ее теперь величают зрители и журналисты) стал знаменитый американский писатель и драматург Артур Миллер, ажиотаж вокруг актрисы достиг своего апогея...
И вновь все попытки Мерлин изменить свой экранный "имидж" обречены на неудачу. Она посещает занятия в театральной студии Э. Казана и Ли Страсберга - это вызывает усмешки, в своих личных интервью говорит о желании сниматься в серьезных картинах и... получает приглашения на участие в очередных мелодрамах, комедиях, где ей по-прежнему отведена роль соблазнительной и пустоголовой красотки ("Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес", 1954; "Через семь лет после свадьбы", 1955; "Принц и хористка", 1957). И хотя многие актеры и режиссеры, в том числе и знаменитый Лоуренс Оливье (партнер М. М по фильму "Принц и хористка") отмечают ее бесспорный талант драматической актрисы, ничто не меняется в жизни Мерлин Монро. Для зрителей - она по-прежнему Душечка - героиня самого известного фильма "Некоторые любят погорячее", 1959 (в нашем прокате - "В джазе только девушки") - милая, хорошенькая солисточка веселого дамского оркестра, мечтающая выйти замуж за миллионера, но нашедшая свое счастье в объятиях такого же нищего, но обворожительного музыканта (Тони Кертис). Пожалуй, лишь раз удалось Мерлин выйти за рамки привычного амплуа - это было в ее последней экранной работе, носящей весьма символическое название "Неприкаянные" (1961).
Увы, в тот момент, когда "родилась" актриса Мерлин Монро, женщине, носящей это имя, оставалось жить совсем немного... Постоянные мысли о приближающейся старости, развод с Артуром Миллером (1961), неудовлетворенность работой закономерно привели актрису к депрессии, и как выходу из нее - злоупотреблению алкоголем, наркотиками и снотворным. И все же... хотя официальное заключение "самоубийство" пока никем не опровергнуто, и по сей день смерть Мерлин Монро вызывает немало пересудов и догадок. И версия убийства по политическим мотивам (в последнее время в прессе много писалось о бурном романе Мерлин с сенатором Робертом Кеннеди) также имеет право на существование. Единственный мужчина из близких М. М., который проводил актрису в последний путь, был ее второй муж, знаменитый спортсмен Джо Ди Маггио.
Но и после смерти Мерлин продолжала привлекать к себе внимание. И в Америке, и в Европе было опубликовано немало книг и статей, где делалась попытка понять феномен М. М., а на экраны было выпущено несколько фильмов, посвященных ее творчеству: "Мерлин" (1963), "До свидания Норма Джин! " (1976), "Мерлин: нерассказанная история" (1980), "Последние дни Мерлин Монро" (1985), "Мерлин Монро: что кроется за легендой" (1987). Каждый по-разному, авторы этих лент стремились проникнуть в душу женщины, которая ушла из жизни непонятой... И то, что спустя более тридцати лет, минувших после ее смерти, жива память о ней, доказывает, что в истории мирового кино М. М была гораздо большим явлением, чем просто красивая и сексуальная блондинка.
Биография Мерлин Монро
Юные годы
Приблизительно в девять тридцать утра 1-го июня 1926 года в Лос-Анджелесской больнице, родилась и была зарегистрирована будущая звезда Норма Джин Бейкер. Считается, что Норму Джин назвали в честь двух великих актрис того времени. В честь Нормы Толмэдж и Джин Харлоу. Мать актрисы, Глэдис, работавшая в кинолаборатории, с пристальным вниманием разглядывала кадры с Нормой Толмэдж. Она восхищалась этой звездой немого кино. И когда у Глэдис родилась девочка, она решила назвать ребёнка в честь любимой актрисы. Но свое второе имя Норма Джин получила не в честь голливудской дивы Джин Харлоу. На момент рождения девочки актрису звали Харлин Карпентер. Джин Харлоу она стала только в 1928 году, когда Норме Джин было два года.
Ее бабушка была из Ирландии, дед прибыл из Шотландии. Ее приемный отец был из Норвегии. Девочку окрестили, когда ей было шесть месяцев, как Норма Джин Бейкер в Церкви Евангелия в Hawthorne, Калифорния. Ее мать Глэдис Пеарл Монро (девичья фамилия) родилась в Мексике в 1900. На свидетельстве о рождении, мать Нормы внесла в список Мартина Эдварда Мортенсена как отца. Мужья Глэдис: Бейкер, позже Мортенсон, который оставил ее как только услышал о беременности. В 1934 году Глэдис попала в психиатрическую лечебницу.
Большое количество времени в детстве Нормы прошло в приютах. На всех своих детских фотографиях, волосы Нормы Джин прямые, красновато-коричневые.
19 июня 1942 года Норма вышла замуж за Джеймса Доэрти, после чего бросила школу и поселилась у него. Через год после свадьбы он нанялся в торговый флот, а Норма Джин пошла работать на авиационный завод, выпускающий ДПЛА Radioplane OQ-2. Через некоторое время она бросает завод, чтобы начать карьеру модели. В конце 1944 года, когда Норма Джин работала на заводе, там появился армейский фотограф, который предложил ей позировать за 5 долларов в час, и Норма Джин согласилась.
В 1945 году, девятнадцатилетняя модель по имени Норма Джин Доугерти консультировалась в агентстве моделей Blue Book, расположенном в гостинице Ambassador в Лос-Анджелесе, Калифорния. Эту дружелюбную и скромную молодую модель, которая позировала нагой перед камерой Графа Морана, за заработок 10 $ в час, помнят как Мэрилин Монро. Сильвия Барнхарт была первым парикмахером которая выпрямила ей волосы и также сначала окрасила ее в блондинку.
Карьера в Голливуде
В августе 1946 года она получила предложение заключить контракт на киностудии 20th Century Fox, куда её брали статисткой. На студии ей предложили имена Кэрол Линд, Клэр Норман, Мэрилин Миллер, но в итоге остановились на имени, под которым она впоследствии и стала знаменитой, — Мэрилин Монро. Фамилия Монро принадлежала её бабушке.
Вскоре после этого замужества Монро начала задумываться о своей карьере, которая впоследствии и разрушила брак. Пара развелась в сентябре 1946 года.
В октябре 1948 года вышел в прокат фильм «Хористки», созданный на киностудии Columbia Pictures. Это был первый фильм, в котором Мэрилин говорила и пела. Мэрилин Монро получает семилетний контракт со студией 20th Century Fox и роль в фильме «Асфальтовые джунгли».
В январе 1954 года она вышла замуж за бейсболиста Джо Ди Маджо. Как впоследствии оказалось, Ди Маджо безумно ревновал Мэрилин ко всем мужчинам на свете и частенько поднимал на неё руку. На почве ревности они и развелись в октябре 1954 года. Но здесь есть одно большое «но»: до конца своей жизни Джо любил Мэрилин и лишь он из всех её возлюбленных пришёл на её похороны. Однако Ди Маджо все последующие годы продолжал опекать Мэрилин и старался оказывать моральную поддержку в её карьере. После свадьбы с Ди Маджо киностудия 20th Century Fox пригласила её сняться в мюзикле «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес».
В марте 1954 года Мэрилин получила награду «Самая популярная актриса». В январе 1955 года Мэрилин объявила о создании собственной корпорации «Мэрилин Монро Продакшнс», в которой она являлась президентом и владелицей контрольного пакета акций.
В феврале 1961 года, Мэрилин стала очень угнетенной. Она только что развелась с Артуром Миллером; ее фильм "Неприкаянные", получил плохие отзывы критиков; и ее перспективы карьеры выглядели тусклыми. Согласно фактам, "она осталась дома в своей затемненной спальне, существуя на снотворных пилюлях и быстро снижая вес." Тогда же в феврале ее поместили в психиатрическую клинику в Нью-Йорке.
Личная жизнь
Ещё в 1950 году Мэрилин познакомилась с драматургом Артуром Миллером, но потом они расстались и вновь встретились в 1955 году. К тому времени он был разведён, и от прежнего брака у него было двое детей. Официально они поженились 29 июня 1956 года, а через два дня после этого провели еврейскую свадебную церемонию (Артур был евреем). Этот брак оказался самым длительным из всех, ведь доподлинно известно, что Монро всегда мечтала об умном мужчине, который смог бы заполнить её пробелы в образовании и стать её наставником по жизни. Этот брак был не самым счастливым: они прожили вместе четыре с половиной года и развелись 20 января 1961 года. Позднее стало известно, что Артур через несколько недель после свадьбы сделал запись в дневнике, где говорил: «Мне кажется, что она маленький ребёнок, я её ненавижу!». Мэрилин увидела эту запись и была шокирована, после чего они с Артуром поругались. Мэрилин всегда хотела иметь детей, при каждом браке она пыталась забеременеть, но у неё это не получалось. От Артура она забеременела, но беременность оказалась внематочной.
В 1961 году Мэрилин познакомилась с Джоном Кеннеди, который впоследствии стал президентом США. Ходили слухи об их романе, а также о романе Мэрилин с его братом Робертом Кеннеди, к которому Мэрилин относилась очень хорошо. Все эти слухи доказательств не имеют.
Смерть
Вечером 4 августа 1962 года Мэрилин Монро позвонила Питеру Лофорду, британскому актёру, женатому на Пэт, сестре президента Джона Ф. Кеннди. Голос её был необычно сонным, и разговор она закончила зловеще: «Попрощайся за меня с Пэт, с президентом и с самим собой, потому что ты славный парень». Через несколько часов секс-символ американского экрана была найдена мёртвой на своей вилле в Лос-Анджелесе. Её прекрасное тело лежало обнажённым на кровати лицом вниз.
Юнис Марри, экономка Монро, сказала, что около 3:30 видела свет в её спальне. Встревожившись, она позвонила психиатру звезды, доктору Ральфу Гринсону, и её личному врачу, доктору Хайману Энгелбергу. Гринсон прибыл в 3:40 и обнаружил тело Мэрилин. Через несколько минут появился Энегелбург, констатировавший смерть. Её причиной, как показала экспертиза, стало «острое отравление барбитуратами, пероральная передозировка». В полицейском отчёте было записано- «вероятно, самоубийство».
Мэрилин Монро умерла одна, с телефонной трубкой в руке, ночью с 4-ого на 5-е августа 1962 года, в собственном доме в brentwood, 12305 Fifth Helena Drive Brentwood, California. Около кровати был пустая упаковка от снотворных пилюль. Четырнадцать других пузырьков от лекарств и таблеток были на ночном столике. Мэрилин Монро не оставила никаких смертельных записок. Тело было принято в морге для вскрытия, которое было выполнено доктором Цунетоми Ногучи, патологом и объявлено, что Мэрилин Монро умерла от передозировки наркотика.
Однако эта версия страдает нестыковками, наводящими на мысль об убийстве. Многие видные свидетели впоследствии отказались от своих показаний. Некоторых якобы вынудили лгать, причём, по их словам, чтобы не впутывать в это дело Джона Ф. Кеннеди и его брата, министра юстиции США Роберта Кеннеди.
Слухи об интимной связи президента с Монро ходили с мая 1962 г.- тогда актриса перед 20 тыс. гостей, собравшимися в Мэдисон-Скуэр-Гардене, исполнила для него влюблённым голосом песенку "С днём рождения". Сейчас известно, что ту ночь они провели вместе в доме Бинга Кросби в Палм-бич, а потом встречались ещё несколько раз. Как полагают, ещё раньше Монро стала близка с Робертом, который скорее всего был против её связи с братом, считая это опасным для репутации обоих.
Версий о причастности к смерти Монро множество. Может, её убили, чтобы избежать скандальной огласки внебрачной связи двух главных представителей самого могущественного в США политического клана? Или Роберт, стремясь порвать с актрисой, стал причиной её суицида? За несколько дней до своей смерти Монро якобы жаловалась писателю Роберту Слацеру, что "Бобби" её избегает. "Я могла бы созвать пресс-конференцию и рассказать об этом". В своей биографии кинозвезды Слацер полагает, что в роковой вечер её посетил министр юстиции, проведший затем ночь в доме своего зятя, Питера Лофорда. но правда ли это? Сеймур Херш в биографической книге "Тёмная сторона Камелота" приводит документы, говорящие о том, что Кеннеди назначил матери Монро солидную ренту, чтобы купить молчание дочери. Однако эти документы были признаны фальшивкой.
Смерть Монро связывали и с мафией, враждовавшей с Кеннеди. Возможно, убирая актрису, она (мафия) метила в Джона и Бобби. По некоторым данным, несколько последних месяцев телефон Монро прослушивался как Министерством юстиции Роберта Кеннеди, так и агентами профсоюзного босса Джимми Хоффы.
Действительно ли актриса стала заложницей в схватке политиков и криминалитета? Это не доказано, но медицинское заключение о её смерти поднимает ряд вопросов. Записано, например, что она "залпом" проглотила около 47 таблеток нембутала, однако доктор Энгелберг выписал ей рецепт на 25 пилюль. Если Монро покончила с собой таким способом, в её желудке должны были обнаружиться остатки лекарства. Однако они отсутствовали. Это можно объяснить внутривенной передозировкой барбитуратов, однако рецептов на ампулы никто ей не выписывал. Значит, роковой укол она сделала не сама? В отчёте экспертов говорится об отсутствии на теле следов инъекций, однако счёт, присланный доктором Энгелбергом, подтверждает, что он делал ей укол за день до смерти. След от него должен был остаться.
трагическая ошибка психоаналитика актрисы Ральфа Гринсона, предписавшего пациентке принять хлоралгидрат вскоре после принятого ею нембутала.
Какова была истинная причина — неизвестно до настоящего времени.
Сразу после смерти актрисы версия о передозировке наркотиков широко обсуждалась в американской печати, вызвав эффект Вертера, в результате чего сотни американцев последовали её примеру.
Ее захоронили в стенном склепе. Похороны Мэрилин Монро состоялись 8 августа 1962 года на Westwood Мемориальном Кладбище 1218 Glendon Авеню, Westwood Калифорния.
Счастливец, я открыл для себя Мэрилин Монро! Я думал, это пустая красотка. Фильмы с ее участием убедили, что она играет не хуже американских кинозвезд, хотя, конечно, не так хорошо, как советские актрисы. Ее красота неотразима. Природа одарила ее сверхщедро: Мэрилин не училась в театральном институте, а стала звездой, не закончила школу, а умна (ее фразы стали афоризмами), выполняя наклон назад, она легко складывалась вдвое, хотя не истязала свое тело, как гимнастки.
В том, что она стала звездой, заслуга не ее, а природы. Это несправедливо, хотя природу не привлечешь к ответственности. Советские актрисы, например, Любовь Орлова, Марина Ладынина, Галина Польских, Татьяна Конюхова, Нонна Мордюкова, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева, Марина Яковлева, из кожи лезли, чтобы заслужить всенародное признание, а Мэрилин пришла, улыбнулась, обнажила ножки – и кончено, она актриса, перед нею простерлась дорога к славе. Правда, роли у нее не столь социально значимы, как у советских актрис, из-за чего ее нельзя сравнивать с ними, но талант у нее большой. Он проявился в ее однозначно лучшем, хорошем, к сожалению, последнем фильме "Неприкаянные", где она стала на защиту животных. Какие роли она могла бы сыграть!
При всем уважении к Мэрилин есть пикантный вопрос. Одареннейшие Татьяна Самойлова, Изольда Извицкая стали "актрисами одного фильма", потому что отказались любить режиссеров. А была ли Мэрилин так высоконравственна, как советские актрисы?
Как бы там и было, надо любить Мэрилин такой, какая она есть. Облакоподобные золотые кудри, стройные ножки, прекрасная форма груди, потрясающая женственность – этого не передать словами! Посмотрите на снимок, где она с Кеннеди. Разве ее тело не статуя древнегреческой богини красоты?! Кинопроизводители сверх всякой меры эксплуатировали это тело. Их волновала кассовость фильмов с ее участием, а не творческие возможности Мэрилин. Только в советском кино, самом человечном и передовом в мире, талант Мэрилин расцвел бы пышным цветом. А в Америке он погиб под колесами киномашины. Осталась загадка Мэрилин. Она в сплетении противоречий: Мерилин – это и нищенка, и преуспевающая звезда, это и желание создать семью, и толпа любовников, это и общение со многими людьми, и одиночество, это и самая красивая киноактриса XX века, и актриса с самой трагической судьбой в XX веке. Это значит, что в ее душе жила еще одна Мэрилин, которую никто не знает.
О Мэрилин хочется мечтать. Ее использовали неправильно! Понимая бездушие американской киномашины, я пожалел о Мэрилин. Вдруг она подняла край нарядного платья и я под ним увидел волшебное тело. Восхитительная Мэрилин! Божественная Мэрилин! Самая несчастная, бедная Мэрилин!