Биография Майоровой Елены Владимировны
Майорова Елена Владимировна (30.05.1958, Южно-Сахалинск – 23.08.1997, Москва) – советская и российская киноактриса, актриса театра. Заслуженная артистка РСФСР (1989).
Детство
Елена Майорова родилась в городе Южно-Сахалинске в рабочей семье. Ее отец работал на автобазе, а мать на мясокомбинате.
В школе Елена была отличницей, активисткой и настоящей заводилой. Ее любили все без исключения. Позднее, будучи уже очень известной, она часто приезжала в Южно-Сахалинск, всегда собирала одноклассников, обожала совместные выезды на природу.
Стать актрисой Елена мечтала с детства. Уже с третьего класса она начала заниматься в театральной студии при Дворце пионеров. В восьмом классе родители поощрили Елену за отличную учебу экскурсионной поездкой в Москву. Гуляя по столице, Майорова дала себе клятву, что скоро вернется. Да не просто вернется, а будет жить недалеко от Кремля... Клятву свою она выполнила. Окончив школу, Елена отправилась в Москву – поступать в театральное училище.
ГИТИС
Приехав в 1975 году Москву, Елена Майорова подала документы в несколько творческих ВУЗов, но везде ее ждала неудача. Елена не сдалась, не уехала обратно в родной город. Она пошла учиться в строительное ПТУ, чтобы через год повторить попытку.
Учеба в ПТУ. Три дня теории, три дня практики. Молодой девушке пришлось на морозе обматывать трубы стекловатой, металлической сеткой, а сверху бетоном. Елена не просто выдержала, а получила через год красный диплом изолировщицы 3-го разряда!
И вот новая попытка. В Школе-студии МХАТ Елену оборвали на первой же фразе: «Спасибо, следующий». Она чуть не умерла от горя! Счастье, что набиравший в ГИТИСе курс Табаков что-то разглядел в девушке. «Она читала не особенно по мысли, а больше по настроению, по чувству. Очень не актерские интонации, странные мысли о жизни навевающие. И как бывает у талантливых людей, она очень заинтересованно наблюдала за проявлением чужого дара. Этим она сразу для меня выделилась».
Будучи студенткой, Елена Майорова впервые снялась в кино – в мелодраме Ильи Фрэза «Вам и не снилось». Правда, тогда ей досталась лишь эпизодическая роль.
80-е годы
ГИТИС Елена Майорова окончила в 1980 году, а 1982 устроилась в театр «Современник», где проработала год. В 1983 году Елену приняли в труппу МХАТа, где она вскоре стала играть центральные роли в спектаклях как классического, так и современного репертуара.
Своими неординарностью, природным талантом и нестандартной красотой Елена Майорова сразу обратила на себя внимание кинорежиссеров. Она стала часто сниматься, причем в картинах самых разных жанров: в приключенческом фильме-катастрофе «Тридцать четвертый скорый» режиссера Андрея Малюкова, трагикомедии Николая Досталя «Ожидаются похолодание и снег», лирической комедии Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие», социальной драме Павла Чухрая «Зина-Зинуля» и других.
Правда, стоит отметить, что режиссеры видели актрису исключительно проводницей, буфетчицей, фабричной девчонкой, проституткой или сержантом милиции, а ведь Елена Майорова была способна на более интересные роли. Например, после спектакля «Орестея» рецензенты говорили о невероятной красоте актрисы. В этом спектакле Елене довелось играть с Татьяной Догилевой и Евгением Мироновым, которые стали самыми близкими ее друзьями. Три года гастролей с «Орестеей» по разным странам принесли Майоровой всемирное признание. Ее полюбили и в Италии, и в Японии, а в Греции даже сравнивали с голливудской звездой Гретой Гарбо. При этом всенародное признание не испортило Елену. Она всегда оставалась очень простой и естественной.
Свои лучшие кинороли Елена сыграла в философской драме Владимира Хотиненко «Макаров», политической драме Александра Митты «Затерянный в Сибири» и мелодраме Бориса Яшина «Скорый поезд». За роль официантки вагона-ресторана Ольги Корнеевой в картине «Скорый поезд» Майорова получила приз на кинофестивале «Созвездие-89».
Театральные роли
Елена Майорова сыграла множество ярких и запоминающихся ролей на театральных подмостках. Это Лиза в «Горе от ума», Галя в «Московском хоре», Анабелла в «Портрете», Сюзанна в «Перламутровой Зинаиде», Елена Васильевна в «Днях Турбиных» и другие.
Личная жизнь
Первый брак Елены оказался неудачным. Она вышла замуж за своего сокурсника Владимира Чаплыгина. Лена сразу не сошлась характерам со своей свекровью, вследствие чего молодые перебрались в комнатку мхатовского общежития. Вскоре муж Елены не выдержал такой жизни и ушел.
Есть и вторая версия касательно быстротечного первого замужества Елены. Некоторые уверены, что брак с Чаплыгиным был фиктивным – якобы Майорова просто хотела получить столичную прописку, чтобы после окончания ГИТИСа не попасть по распределению на Сахалин.
Знакомство с художником-гиперреалистом Сергеем Шерстюком, который стал вторым мужем Майоровой, произошло при весьма интересных обстоятельствах. Однажды в гостях у своей подруги в общежитии она изливала свою душу. В какой-то момент Елена вдруг сказала: «Вот сейчас дверь распахнется, и ОН войдет...» В ту же секунду постучали и в комнату вошел Сергей. Это была любовь с первого взгляда!
Первое время в их семейной жизни все было нормально. Если же и возникали какие сложности, то Сергей с Еленой хранили их за закрытой дверью своей комнаты. Все изменилось после смерти отца Сергея в 1994 году. Все чаще Елена стала «прикладываться к бутылке». Возможно, причиной тому была наследственность (известно, что отец Елены пил), а может быть – подражание кумирам – Далю и Высоцкому. Как бы то ни было, но пока был жив свекор, которого Елена очень уважала и любила, она не позволяла себе «расслабляться»...
Последняя роль
Осенью 1996 года режиссер Наталья Пьянкова предложила Елене Майоровой роль в картине «Странное время». Елене предстояло сыграть зрелую женщину, влюбленную в юношу. «Почему я ее выбрала? – признавалась Наталья Пьянкова. – За глаза. Были разные кандидатуры, потому что к ней я долго подбиралась – боялась. Хотя роль написана на женщину, подобную ей, практически для нее. "Странное время" – все о любви. И в этом его сюжет».
Фильм «Странное время» вызвал сенсацию на фестивале в Роттердаме. У нас же в стране его видел лишь ограниченный круг зрителей. На «Кинотавре» картина не получила ничего, кроме скандала...
«Странное время» сыграло роковую роль в судьбе актрисы. Ее партнером по фильму был 27-летний светловолосый и зеленоглазый актер Олег Васильков. К концу съемок они перенесли отношения с экрана в жизнь. Не таясь ни от кого, они вместе жили в одном гостиничном номере, вместе гуляли... Олег Васильков был без ума от Елены, он верил, что сможет ее спасти, заговаривал даже о ребенке... Муж Сергей Шерстюк очень переживал, но не опускался до откровенных разбирательств.
Смерть
Мысли о самоубийстве приходили к Елене и раньше – ее снимали с подоконников, ловили на подножках мчащихся поездов, отнимали пистолет... А, может быть, она просто играла в самоубийство?!
Развязка произошла 23 августа 1997 года. В течение всего дня она беспрерывно диктовала сообщения на пейджер Олегу. Сначала: «Где ты? Приезжай». Через несколько часов: «Приезжай, я умираю». Намеренно ли она облила себя керосином и подожгла или это была очередная игра в самоубийство, закончившаяся трагически, – теперь уже, наверное, не узнает никто. Официальной версией следствия стало неосторожное обращение с огнем.
С ожогами 85 процентов поверхности тела актриса была госпитализирована в институт Склифосовского. Обгоревшее тело Елены Майоровой положили в клинитрон – специальную кровать, где флюидирующий песок создает эффект воздушной подушки. Казалось, сознание к Лене уже не вернется. Но медсестра, взглянувшая на фотографию в паспорте, воскликнула невольно: «Надо же, как на артистку похожа!», и пациентка, уловив знакомое слово, внезапно откликнулась: «Да, я артистка». Это был последний всплеск майоровской гордости...
Примечательно то, что православная церковь Елену простила. Ее отпели, потому что слышанные в подъезде крики «Помогите!» в Патриархии расценили так: в последние минуты хотела жить, значит, раскаивалась в своем грехе, значит, поднося к платью спичку, действовала по наваждению.
Похоронили Елену Майорову на Троекуровском кладбище.
Муж Елены Сергей Шерстюк записал в дневнике после ее смерти: «Мы с тобой ссорились, я тебя обижал, не понимая, что этого нельзя делать вовсе. Ты была живая рана, девочка без кожи, чище тебя я не знаю. Ты любила мои ласки, я любил тебя ласкать, но надо было тебя заласкать до заласканности ребенка, пропавшего и вдруг найденного...» Сергей пережил жену ровно на 9 месяцев.