Биография Семиной Тамары Петровны
Семина Тамара Петровна – советская и российская актриса кино и театра.
Детские годы
Тамара Семина родилась 25 октября 1938 года в городе Льгове Курской области в семье военнослужащего, командира танкового взвода Петра Федоровича Бохонова. В детство Тамары трагически ворвалась война – на фронте погиб отец. В 1942 году мама, Тамара Васильевна, была эвакуирована с двумя маленькими детьми, позже приехала к бабушке с дедушкой в Брянск, где Тамара пошла в школу.
В 1946 году произошла встреча Тамары Васильевны с Петром Васильевичем Сёминым, который усыновил детей и стал для них любящим отцом и настоящим другом. Как знак благодарности ему Тамара носит его фамилию.
Вскоре Тамара Васильевна и Петр Васильевич с детьми переехали в Калугу, поближе к его матери. Тамара училась здесь в школе до 8 класса, затем встал вопрос устройства на работу, так как в старших классах обучение было платным. Тамара очень хотела учиться, чтобы поступить в ВУЗ, и она решила пойти в школу рабочей молодежи. В школе рабочей молодежи № 2 она стала одновременно и ученицей, и библиотекарем, и секретарем.
Учителя очень любили Тамару и удивлялись тому, как она все успевает. С учителями ей тоже повезло: литературу, например, преподавал сам Булат Шалвович Окуджава. Наставники прочили Тамаре педагогическую стезю, но в душе мечтала она о другом. Она поступает в Калужский пединститут, но потом забирает документы и уезжает в Москву, приняв твердое решение стать актрисой.
Учеба. Дебют
В Москве с Тамарой Семиной произошла почти мистическая история – троллейбус привез ее, совершенно не знавшую чужого города, прямо ко ВГИКу. На вступительные экзамены документы уже не принимали, но декан актерского факультета все же упросил комиссию сделать для Тамары исключение.
Вот как о своем поступлении во ВГИК вспоминала Тамара Семина: «У меня был тоненький голосочек, и говорила я очень быстро, почти скороговоркой. Приемная комиссия подыхала со смеху. Попросили спеть. Дали аккомпаниатора. Играет вступление, смотрит на меня, я – никак. Она второй, третий раз. Говорю: «Можно без вас? Вы мне мешаете». Никакого волнения, наив полнейший! Пока пела, члены приемной комиссии стали переговариваться. Я замолчала. «Ну что ж ты не поешь?» – «Сами сказали: пой, а сами разговариваете. Ну что, петь дальше?» – «Хватит. Прочти стихотворение». – «Не буду. Плохое стихотворение. «Наш герб» называется». Тут вообще все легли». Туры Тамара прошла успешно, и в 1956 году она стала студенткой мастерской О.И. Пыжовой.
Среди своих красивых однокурсниц она казалась гадким утенком. Ее это не смущало. Семина покоряла неистощимой выдумкой. Вот она изображает шестилетнего мальчишку, который сидит на окне и не позволяет стащить себя оттуда, вот играет третью жену в пантомиме «Троеженец» – темпераментно, увлеченно, весело. Она вносила элемент игры и в жизнь – разыгрывала, подшучивала, сочиняла.
Знакомство с кино произошло быстро – уже на 1-м курсе Тамара Семина снималась в дипломных картинах молодых режиссеров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в замечательной эксцентрической комедии «Человек за бортом»; на 2-м курсе состоялась ее встреча с молодым, но уже известным Марленом Хуциевым в картине «Два Федора»; на 3-м курсе Т. Семина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме «Все начинается с дороги» В. Азарова.
«Воскресение»
Во время учебы во ВГИКе Тамаре Семиной почти все преподаватели прочили прекрасное будущее именно на комейдийном поприще. А она сделала карьеру прежде всего как драматическая актриса. И первым, кто открыл ее в этом амплуа, стал режиссер Михаил Швейцер, который в 1959 году пригласил ее на роль Катюши Масловой в экранизацию романа Л. Толстого «Воскресение».
На съемках М.А. Швейцер и С.А. Милькина, его жена и незаменимый помощник, постоянно опекали актрису, помогали ей советами и дружеским отношением. Однажды Швейцер, заметив, что Тамара слишком худа, поинтересовался, читала ли она роман Толстого: ведь Катюша Маслова – женщина довольно крупная, даже дородная. И тогда все вгиковское общежитие бросилось «спасать» Тамару: ей постоянно носили еду, так что она быстро набрала необходимую для роли физическую форму. По этому поводу – и не только по этому – Тамара Петровна замечала: «Я счастлива, что на моем пути всегда были добрые люди».
В фильме Тамара Семина проявила себя как классическая представительница русской актерской школы переживания; особенно удались ей крупные планы, трагичные и выразительные. И – величайшая редкость в кино тех лет – ее Катюша была по-настоящему чувственной, но без какой бы то ни было пошлости. Сразу после исполнения роли Катюши на актрису тут же обрушился целый поток предложений сыграть всевозможных падших женщин. Но она сразу осознала, насколько губительно замыкаться в рамках подобного «амплуа», и все эти предложения отвергла.
За роль в «Воскресении» читатели журнала «Советский экран» признали Семину лучшей актрисой 1961 года, она стала всеобщей любимицей как у советских зрителей, так и за рубежом. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 году на XV международном кинофестивале в Локарно Тамаре Петровне как лучшей актрисе был присужден приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плато в Аргентине. Но самой драгоценной наградой стал похвальный отзыв, прозвучавший из уст самой Джульетты Мазины.
При этом роль в «Воскресении» была... дипломной работой Т.П. Семиной. Экзаменационная комиссия (во главе с В.П. Марецкой) оценила работу на «отлично», и в 1961 году Тамара Петровна стала актрисой Театра-студии киноактера.
Другие роли
После «Воскресения» Тамара Семина снялась в нескольких интересных ролях – в фильмах «Коллеги» режиссера А. Сахарова, «Порожний рейс» режиссера В. Венгерова (оба – 1962), «День счастья» –1963, режиссера И. Хейфица. А в 1965 году Михаил Швейцер пригласил Тамару Петровну на роль в своей картине «Время, вперед!», где она, как писали критики, «вырвалась на простор открытого актерского темперамента» и блистательно проявила новые грани своего таланта: эксцентрику, тонкое чувство юмора. В «Крепостной актрисе» съемки были – ежедневный праздник: снег, дворец, танцы, тройки! За героиню Тамары Семиной пела знаменитая Тамара Милашкина. А Тамара Семина занималась дома, работала над дыханием, под запись училась петь. Тамара Милашкина потом хвалила Тамару Семину.
Тамара Петровна много снималась во второй половине 1960-х – первой половине 1970-х в фильмах самых разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный талант. Среди ее героинь были и современницы, и женщины из других эпох: «Человек, которого я люблю», реж. Ю. Карасик, «Совесть», С. Алексеев, «Чистые пруды», реж. А. Сахаров, «Любовь Серафима Фролова», реж. С. Туманов, «Один из нас», реж. Г. Полока, «Сохранившие огонь», «Расскажи мне о себе», реж. С. Микаэлян.
В 60-е годы Тамара Семина, помимо кино, играла и на театральной сцене – в Театре-студии киноактера. Там ею были сыграны несколько ролей, среди которых: Катерина в «Грозе» А. Островского, Валя Онищенко в «Русских людях» К. Симонова и др.
Кино в 70-е годы
Тамара Семина и в 70-е годы продолжала активно сниматься в кино и была очень популярна у зрителей. Особенно бурный успех выпал на ее долю в 1976-1977 годах, когда на экраны страны вышли сразу несколько фильмов с ее участием. Это телевизионная эпопея В. Краснопольского и В. Ускова «Вечный зов», в котором Тамара Семина сыграла роль Анфисы. Фильм имел колоссальный успех у зрителей, и актеры Вадим Спиридонов, Ада Роговцева, Андрей Мартынов, снявшиеся в главных ролях, тут же превратились в национальных кумиров.
О своей работе в «Вечном зове» Тамара Петровна говорила так: «Роль Анфисы – это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни – с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».
В те же годы на широкие экраны вышли еще три фильма, в которых Тамара Семина сыграла женщин с драматической судьбой. Это:\ «Безотцовщина» В. Шамшурина, «Трактир на Пятницкой» А. Файнциммера и «Матерь человеческая» Л. Головни.
Съемки в «Матери человеческой» отняли меньше времени, но были гораздо более изнурительными, чем работа в «Вечном зове». Фильм снимался в Вешенской с сентября по февраль, и все это время актриса проходила на съемках в одном ситцевом платьице. Ей пришлось и босиком ходить по снегу, и купаться в мороз. Но главное – нужно было отдать себя роли целиком, без остатка, ведь это был уникальный, единственный в своем роде монофильм. Трудность актерской задачи усугублялась еще и тем, что у Тамары Петровны по роли почти не было слов. Остается только удивляться, что эта грандиозная актерская работа осталась недооцененной современниками.
Кино в 80-е годы
В 80-е годы предложений сниматься в новых фильмах Тамаре Семиной поступало значительно меньше, чем прежде, поэтому актриса компенсировала свои простои частыми гастрольными поездками. Обладая чрезвычайно выразительным, красивым низким голосом, прекрасно работала на дубляже иностранных фильмов: наиболее значительные ее роли – дублирование польской актрисы Кристины Янды в картине «Любовники моей мамы», Анни Жирардо в «Руфи», Эдит Пиаф в фильме «Эдит Пиаф» и другие.
После ряда драматических ролей Тамара Петровна в одном из интервью конца 1970-х годов призналась, что ждет съемок в комедии. Ждать достойной роли, однако, пришлось несколько лет, пока актрису не пригласили сниматься в фильме «Одиноким предоставляется общежитие» (1983, реж. С.И. Самсонов). Комедийно-гротесковая роль воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны стала для Тамары Петровны одной из самых любимых и дорогих.
Личная жизнь
Замуж Тамара Семина вышла на 2-м курсе ВГИКа за своего сокурсника Владимира Прокофьева, она оставалась ему верна вплоть до самой его кончины. Редкое явление в актерской среде. Правда, в отличие от своей жены, Владимир Прокофьев не стал широко известен в кинематографической среде, однако зрителям хорошо знаком его голос. В течении более чем тридцати лет Владимир Прокофьев дублировал фильмы на киностудии имени Горького.
Когда в середине 90-х годов тяжело заболел муж актрисы, она перестала часто сниматься в кино.
В юности Тамара Петровна дружила с Н. Крючковым, Б. Андреевым, В. Санаевым, М. Бернесом. Она называла их любя – «мои подружки». Продолжает дружить с некоторыми сокурсниками. Но самая хорошая дружба с соседями, с людьми совершенно другой профессии.
Она всегда очень любила слушать музыку. Среди любимых певцов – Ф. Шаляпин, В. Агафонов, Е. Камбурова.
В одном из интервью на вопрос «Почему любовь зрителей к вам не тускнеет с годами, хотя звездой вас никто не называл?» Тамара Петровна Семина ответила: «Мы были любимыми артистами. В письмах, которые ко мне летели со всех концов страны, люди писали, что у них есть альбомы для артистов, а моя фотография – в семейном альбоме. Одна старушка на рынке сказала: «О, это наша очень высокая артистка». Не великая. Не знаменитая, нет – высокая. И, честно говоря, не ожидала, что мое скромное появление в сериале «Участок» зрители примут так восторженно. Вообще, когда нас видят, с людьми творится что-то невероятное. Мы – кусочек их жизни».
Новый век
В начале 2000-х годов Тамара Семина начала активно сниматься в телевизионных сериалах и полнометражных фильмах, в основном в эпизодических ролях. Кроме того, пару раз актриса появлялась в телевизионной рекламе.
В 2014 году Тамара Петровна попробовала свои силы в качестве телеведущей. Артистке доверили вести ток-шоу «Дело ваше» на «Первом канале».
Награды и премии
Народная артистка РСФСР (1978).
Лучшая актриса года по опросу журнала «Советский экран» (1961).
Лауреат премии ФИПРЕССИ на XV международном кинофестивале в Локарно (1962).
Лауреат Приза за лучшее исполнение женской роли на фестивале телефильмов в Алма-Ате (1983, за фильм «Вечный зов»).
Обладатель титула «Народное достояние Страны восходящего солнца» в Японии.
Вы - наша мисс, Вы - наша гордость, Вы - наш чудесный человек. Пусть в жизни будет только радость, желаем жить Вам целый век! Красивой, нежной и веселой, очаровательной, шальной, всегда любимой и влюбленной, душою вечно молодой. С огнем в груди, с мечтою в сердце, непостижимой, как звезда, И неразгаданной загадкой Вы оставайтесь навсегда. С юбилеем Вас.
Дай Вам Бог здоровья, счастья и побольше сил радовать Ваших зрителей и поклонников долгие годы.
С нетерпением жду Ваших новых работ.
Кланяюсь Вам как женщине, актрисе и человеку.
Владимир.
Все годы меня мучает один вопрос. Вы ли это были в 1964 г. в 1-ом общежитии МИИТа. Перед отъездом на летние каникулы я сдавал вещи в камеру хранения и находился в метре от Вас. Если нет, то знайте, что у Вас есть двойник, как две капли похожий на Вас. Пожалуйста, ответьте.