Биография Теличкиной Валентины Ивановны
Теличкина Валентина Ивановна – советская и российский киноактриса, актриса театра.
Детство, семья
Валентина Теличкина родилась в селе Красном (Арзамасский р-н) Горьковской (ныне Нижегородской) области 10.01.1945. Ее отец Иван Федорович, будучи кулаком, очень сильно пострадал от советской власти. Впервые его раскулачили в 20-е годы. Отобрали все, оставив выживать с женой (Татьяной Дмитриевной) и четырьмя детьми (всего в семье Теличкиных, включая Валентину, родились семеро детей). Затем над ним нависла расстрельная статья и ему пришлось развестись, чтобы уберечь семью... Многое ему пришлось испытать, а в заключение его все-таки арестовали с конфискацией имущества. Поводом стало то, что он покрыл крышу своего дома железом…
Валентина всего этого не могла помнить, поскольку родилась, когда родителям было уже под пятьдесят. О злоключениях своей семьи она узнала лишь по рассказам. Но что удивительно, столько испытав от советской власти, отец будущей звезды никогда никому не высказывал обиды. «Доченька, – говорил он Валентине, – достаток – это Божья благодать, а избыток – это наказание. Поэтому государство и отбирает у меня лишнее…». После всего пережитого кошмара Иван Федорович забросил свое прошлое дело (он занимался валянием валенок) и стал работать простым слесарем. Татьяна Дмитриевна работала продавцом.
Юная артистка
Валентина, как она сама признавалась, росла обыкновенной девчонкой. И хулиганистой, и смешливой, и плаксивой… Но главное – она всегда была ужасной фантазеркой. «Я погружалась в сказочный мир, воображая себя то Золушкой, которая ищет встречи с прекрасным принцем, то Царевной-Лягушкой, готовой в любой момент сбросить лягушачью шкуру и поразить всех сияющей красотой. Я выросла среди сказок и неудивительно, что этот фантазийный мир мне казался лучше реального», – признавалась Валентина Ивановна.
С ранних лет Валентина чувствовала себя актрисой. В два с половиной года она спела частушку в детском садике. Воспитателям это очень понравилось и девочке пришлось на каждом утреннике повторять это выступление. Позже к песне Валя добавила и танец – она лихо отплясывала «Барыню». Очень часто она выступала и дома перед гостями, это доставляло девочке огромное удовольствие.
В школе Валентина с энтузиазмом окунулась в самодеятельность. Ей доверили вести сразу три кружка: танцевальный, драматический и художественного слова. Вместе с другими учениками она готовила большие концерты, которые, как утверждала Валентина Ивановна, были порой гораздо выше по профессиональному уровню, чем нынешнее телевидение.
Ну кем же еще после всего этого должна была стать Валентина Теличкина? Конечно, актрисой!
Первые роли в кино
По окончании школы Валентина поступила во ВГИК, где ей довелось учиться в мастерской выдающегося актера Владимира Белокурова.
В 1965 году Теличкина впервые снялась в кино. Это была роль Даши в киноповести режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Таежный десант». А вскоре актрисе досталась роль, ставшая по-настоящему этапной в ее биографии. В социальной мелодраме Сергея Герасимова «Журналист», вышедшей на экраны в 1967 году, она сыграла курьера Валю. Картина, в которой проявилась склонность актрисы к характерным ролям, многое предопределила в ее дальнейшей судьбе. Здесь ей довелось сниматься рядом с такими мастерами, как Тамара Макарова, Анни Жирардо и Иван Лапиков, уже популярными Галиной Польских и Сергеем Никоненко, а также с начинающим Юрием Васильевым.
Принципиальная актриса
В 1967 году Валентина Теличкина окончила ВГИК и стала актрисой Театра-студии киноактера. Начиная с 1967 года, она много и интересно снималась в кино. Мелодрама Бориса Яшина «Осенние свадьбы», трагикомедия Эльдара Шенгелая «Необыкновенная выставка», мелодрама Глеба Панфилова «Начало» – эти и другие картины сразу же сделали актрису любимицей зрителей. Знаменитые реплики ее героинь вошли в наш обиход. Помните хвастовство Вали в картине «Начало»: «А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал!»? Или предложение Зои в лирической драме Никиты Михалкова «Пять вечеров»: «Саша, а у меня идея: давайте поцелуемся!»?
Стоит отметить, что с первых же фильмов героинями Теличкиной стали, как правило, простые девушки из рабочей среды, наделенные сильным характером. При этом актрисе подвластны и очень сложные, насыщенные психологизмом характеры. Такой, например, стала ее Нина в психологической драме Григория Чухрая «Трясина» (1977), еще одна Нина в мелодраме Александра Панкратова «Портрет жены художника» (1981) и, конечно же, Анна в драме Глеба Панфилова «Васса» (1982).
О фильме «Васса» стоит сказать отдельно. В этой картине актриса в полной мере продемонстрировала умение отказаться от фирменной своей милоты, чуть простодушного обаяния, дабы вписаться в сложнейший замысел, в режиссерскую концепцию, взращенную не только на наследии нашего классика Алексея Максимовича, но на опыте исторических трагедий Лукино Висконти.
С начала 90-х Валентина Теличкина стала сниматься в кино гораздо реже. И на это есть причины. Как признавалась актриса, есть немало ролей, которые она не сыграла бы ни при каких обстоятельствах: «Я не сыграла бы ничего, что несет за собой соблазн, растление, в любой, даже самой привлекательной форме. Я бы не стала своим творчеством проповедовать сомнительные ценности». Следуя этим принципам, Теличкина не раз отказывалась от ролей, которые могли бы обеспечить ей безбедное состояние. Отказывалась даже тогда, когда очень сильно нуждалась в средствах. Но об этом она ничуть не жалела.
В конце 90-х Валентина Теличкина снялась в нескольких картинах, среди которых самой заметной стала комедия Виктора Титова «Кадриль». «Этот фильм стал для меня настоящим подарком судьбы, – признавалась актриса. – Меня, прежде всего, поразил сценарий – это настоящее, законченное литературное произведение, в котором нет ни малейшей небрежности. Замечательный слог, неспешные диалоги, невероятной душевности герои с совершенно дивными характерами!».
Личная жизнь
Муж актрисы Гудков Владимир Николаевич по профессии архитектор. Они поженились еще в 1980 году. Их сын Иван окончил МГИМО. С судьбой сына, по словам актрисы, с ранних его лет были связаны все ее мечты.
В 2014 году Валентина стала бабушкой – у нее появился внук Николай.
Новый век
В конце 90-х и вплоть до начала 2000-х годов Валентина Теличкина, к сожалению, мало была занята в кино. Свободное время она отдавала семье.
А как же работа? К счастью, со временем ситуация в нашем кино постепенно поменялась в лучшую сторону. И Валентина Ивановна как-то сказала, что все еще у нее впереди. Подтверждением тому стала работа актрисы в фильме «Есенин», где она сыграла мать главного героя в исполнении Сергея Безрукова. После успеха картины Валентина Ивановна стала стараться чаще радовать преданных поклонников своим появлением на экране.
В фильмографии актрисы насчитывается более шестидесяти работ (данные на 2015 год).
Хобби
В 2010 году Валентина Теличкина всерьез увлеклась живописью. 1 декабря того же года в Центральном Доме кино открылась выставка картин актрисы. Натюрморты, портреты и любопытные зарисовки Теличкиной пришлись по вкусу публике. Через год в областном краеведческом музее города Липецк прошла еще одна выставка работ Валентины Ивановны – на сей раз она представила серию картин на православную тематику и несколько пейзажей.
Основные награды и премии
Заслуженная артистка РСФСР (1976).
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1985, за участие в фильме «Васса»).
Лауреат премии Ленинского комсомола (1976).