Гурченко Людмила Марковна

Биография Гурченко Людмилы Марковны

Гурченко Людмила Марковна – советская и российская певица, актриса, композитор.

Детство

Людмила родилась 12.11.1935 в Харькове. Ее родители – Марк Гаврилович и Елена Александровна – работали в Харьковской филармонии. Любящие мама и папа частенько брали свою дочурку на свои выступления (Марк Гаврилович играл на баяне, Елена Александровна пела), так что с самых ранних лет Людмила была приобщена к миру искусства. Когда началась Великая Отечественная война, Марк Гаврилович был вынужден идти защищать свою родину, несмотря на непризывной возраст и группу по инвалидности.

В 1943 году, когда Харьков был наконец-то освобожден, Люда наконец-то пошла в школу – ее определили в гимназию № 6. Через год девочка поступила в музыкальную школу имени Бетховена. Талант Люды был замечен сразу – педагоги моментально оценили потенциал Гурченко. Уже в детстве она начала выступать на публике – ездила по военным частям и посещала сборы ветеранов.

Юность

После школы Людмила отправилась покорять в Москву. Ее тянуло на сцену, тянуло непреодолимо. Она подала документы в театральный университет и ее приняли. Окончила ВГИК в 1958 году (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой).

Театр

Актриса Театра-студии киноактера (до 1964), театра "Современник" (1964-1966), Госконцерта (1966-1969).

"Карнавальная ночь"

Первая же роль Людмилы Гурченко в кино принесла актрисе необыкновенную популярность. В 1956 году она, будучи студенткой ВГИКа, сыграла в музыкальной комедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" клубного работника Леночку Крылову. Непосредственная молодая девушка, исполняющая песню "Пять минут", мгновенно завоевала сердца зрителей, стала кумиром, особенно среди молодежи. Отмечались естественность и открытость актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийное и эстрадное дарование, неплохие вокальные данные.

В 60-е годы актриса немало снималась, заявив о своих разносторонних способностях. Следом за "Карнавальной ночью" вышла музыкальная комедия "Девушка с гитарой". Затем Людмила Гурченко снималась в мелодраме "Гулящая" (1961), драмах "Балтийское небо" (1961), "Рабочий поселок", (1966), военной драме "Роман и Франческа" (1960), фарсе "Женитьба Бальзаминова" (1965), спортивной комедии "Укротители велосипедов" (1963).

И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы "Старые стены" (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.

70-е. Актриса одной роли

В последующее десятилетие Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис. Ее приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. В 1972 году она снялась в фильме "Табачный капитан", в 1973 – в мелодраме "Цирк зажигает огни", на следующий год – в "Соломенной шляпке", в 1975 – в "Небесных ласточках", а еще через год – в картине "Мама".

Ради роли в музыкальном фильме "Мама" Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова – "Неоконченная пьеса для механического пианино". Съемки "Мамы" принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съемок клоун Олег Попов нечаянно сломал ногу актрисе. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. И актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.

Помимо музыкальных комедий, регулярно выходили ее телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы ("Песни военных лет" с ее собственной композицией). Гурченко была ярка и неподражаема. Но все это имело и другую сторону – со временем за актрисой закрепился штамп исполнительницы одной роли, что, конечно же, не могло устраивать Людмилу Марковну…

Вырваться за рамки амплуа

Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа. Она хотела играть драматические роли и добилась своего. Интересными стали ее следующие роли: Рита в мелодраме "Любимая женщина механика Гаврилова" (1982) и официантка Вера Нефедова в лирической комедии Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" (1983). Эти работы были отмечены призами: "Золотой орел" "За лучшую женскую роль" на кинофестивале в Маниле (1982) и ВКФ-83 в Ленинграде. В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала "Советский экран".

Не менее интересны случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли ("Полеты во сне и наяву", 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном ("Познавая белый свет", 1979). Образ Таи Соломиной в "Сибириаде" (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма – и в эти моменты актриса была наиболее убедительна.

А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено еще в "Старых стенах", Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплощала на экране несчастные, но, несмотря ни на что, счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах "Двадцать дней без войны" (1977, роль Ники) и "Пять вечеров" (1979, роль Тамары Васильевны).

Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний "Мое взрослое детство" (1982).

Отношения с актерами и режиссерами

Многие из тех, с кем доводилось работать Людмиле Марковне, отмечали ее невероятную работоспособность, одержимость профессией.

Олег Басилашвили, снимавшийся с Гурченко в фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" отмечал: "…пронести сквозь всю жизнь вот эту тягу к юности, к молодости и оставаться молодой на экране и в жизни – это может только она. То, какой урок работоспособности она преподала мне на съемках нашего фильма "Вокзал для двоих" – я ей по гроб жизни буду благодарен! Т.е. я думал, все иначе выглядит на площадке. Вот такого работоголика, сумасшедшего, одержимого, ненавидящего лентяев и бездарность, что одно и то же фактически, я никогда не встречал. Она меня очень многому научила, я ей за это очень благодарен!".

Очень теплые дружеские отношения сложились у Людмилы Марковны и с братьями Андроном Михалковым-Кончаловским и Никитой Михалковым. В 1978 году вышел фильм Никиты Михалкова "Пять вечеров", где она играла в паре со Станиславом Любшиным, и в том же году с участием Гурченко появился фильм Кончаловского "Сибириада". С Никитой Михалковым актриса снималась и в других фильмах, в частности, в том же "Вокзале для двоих". Людмила Марковна заявляла, что готова откликнуться на первый же его зов. Кто же еще, по словам актрисы, примет ее "со всеми ее потрохами, эклектикой и чечеткой"? Ведь не случайно ее прозвали женщиной-фейерверком.

90-е годы

В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала и актрисе приходилось подходить к ролям более избирательно. Актриса искусно повторяла прежние образы ("Прохиндиада – 2", 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью ("Нелюдь", 1990; "Белые одежды",1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы ("Послушай, Феллини!..", 1993) или музыкальный бенефис ("Люблю", 1993).

В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле "Недосягаемая", поставленном режиссером Л. Трушкиным по произведению С. Моэма. Здесь ее талант проявился с новой стороны. Она предстала на сцене как бы символом одиночества "женщины средних лет" в "романтическом фарсе".

Личная жизнь

В личной жизни актрисы было достаточно драм и разочарований. Первый раз она вышла замуж еще в восемнадцатилетнем возрасте. Ее избранником стал советский кинорежиссер Василий Сергеевич Ордынский. Их брак просуществовал немного больше года.

Вторым ее мужем был человек непростой судьбы, красавец Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын репрессированного писателя Б. Пильняка и двоюродный брат знаменитого грузинского режиссера Шенгелая. Через три года студенческий брак распался. Гурченко осталась одна. У их общей дочери Маши своя судьба. К кино она никакого отношения не имеет – выбрала работу медсестры.

Третьим супругом Людмилы Марковны был актер Александр Фадеев, приемный сын известного советского писателя Фадеева.

С четвертым мужем Иосифом Кобзоном Гурченко тоже рассталась. После разрыва она не любила вспоминать об этом периоде своей жизни. Актриса говорила, что он у нее теперь вызывает "одно чувство – глубокой иронии".

Пятым возлюбленным Гурченко был Константин Купервейс, музыкант. Они прожили вместе долгие восемнадцать лет, так и не расписавшись.

Со своим последним мужем Сергеем Сениным Гурченко познакомилась во время съемок фильма "СекСказка" по Владимиру Набокову, где он был продюсером. Потом они вновь встретились на съемках фильма "Любовь". Когда съемки завершились, они решили больше не расставаться.

Суперзвезда отечественного кино

С начала 2000-х годов Людмила Марковна находится на вершине славы. Ее называют русской Марлен Дитрих, сравнивают с Любовью Орловой. Она любима простыми зрителями и уважаема ведущими мастерами кино.

О внешности актрисы ходили легенды. Она и в преклонном возрасте была по-прежнему изящна и легка. Секрет ее молодости, видимо, заключается в ее неуемной энергии. Она всегда все хотела получать по максимуму. И потому успела так много – стала разносторонней актрисой театра и кино и состоялась как эстрадная певица со своим оригинальным репертуаром.

Смерть

14 февраля 2011 года Людмила Марковна очень неудачно поскользнулась прямо на пороге своего дома, упала и сломала бедро. Актриса была срочно госпитализирована. Уже 15 февраля она была прооперирована. В начале марта Гурченко выписали из больницы, посоветовав побольше отдыхать и беречь себя. Однако 30 марта состояние здоровья Людмилы Марковны резко ухудшилось – дала знать о себе тромбоэмболия легочной артерии. Сергей Сенин немедленно вызвал медиков. Врачи попытались вернуть актрису к жизни, но им это не удалось. Гурченко скончалась 30 марта 2011 года в 19 часов 28 минут по московскому времени.

2 апреля в Центральном доме литераторов прошла церемония прощания с актрисой. В тот же день ее тело похоронили на Новодевичьем кладбище.

Основные награды и премии

Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени за заслуги в области киноискусства (2000).

Народная артистка СССР (1983).

Лауреат приза "Золотой орел" "За лучшую женскую роль" на кинофестивале в Маниле (1982).

Заслуженная артистка РСФСР (1969).

За всю свою многолетнюю творческую деятельность актриса была удостоена более двадцати различных наград.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2016-04-17 17:00:32
Любила, люблю и буду любить до конца дней своих Людмилу Марковну Гурченко! Она пример для подражания всем женщинам всех возрастов! Да, её можно сравнивать и с Марлен Дитрих, и с Любовью Орловой, но, как и эти великие актрисы, она имела свою неповторимую, присущую ей ярко выраженную индивидуальность! Браво, брависсимо Вам, Люся!!!
2012-11-18 20:43:20
Несравненная и божественная актриса на все времена. Звезда мирового масштаба. Удивительная и неповторимая Людмила Марковна! Оставила яркий след в истории советского и российского кино. Помним и любим!!!
2012-06-19 12:07:30
Людмилу Марковну Гурченко можно сравнить с такими
великими звездами, как Марлен Дитрих и Любовь Орлова!
Была само воплощение музыки и при этом - замечательно
играла психологические и драматические роли и выглядела
всегда великолепно! Она всегда в нашем сердце и памяти!
2012-06-17 19:26:01
Людмила Марковна Гурченко - многогранная актриса - великолепно пела, танцевала, играла драматические,
лирические, комедийные роли, играла в психологических драмах, мелодрамах и все ей удавалось превосходно!
На нее всегда смотрели с восхищением и в какой замечательной форме она была! Гордость нашей страны!
2011-11-19 08:46:37
Всю свою жизнь посвятила нам, зрителям. Оставила яркий след в жизни. Вечная память.
2011-02-11 17:00:51
Всё - на высшем уровне! Без Вас мы в целом - беднее, страшнее, сиротнее, беспризорнее, - в сферах культуры, искусства, цивилизованной жизни.